В 2007 году Ирак переживал тяжелые времена. В Багдаде продолжались массовые похищения и убийства суннитов и шиитов; не прекращались теракты. Одновременно велась затяжная военная кампания в провинции Дияла к северо-востоку от иракской столицы. Но, несмотря на сложную ситуацию в стране, в том же году сборная Ирака по футболу впервые в своей истории выиграла Кубок Азии. Как команде воюющей страны удалось завоевать главный трофей континента — вспоминала «Лента.ру».
В 1980-е сборная Ирака была лучшей в Средней Азии. Команда пробилась на чемпионат мира-1986 и трижды участвовала в Олимпийских играх: в Москве, Лос-Анджелесе и Сеуле. Контролировал футбол сын Саддама Хусейна — Удей: он назначил себя главой национального олимпийского комитета и футбольной ассоциации.
Кроме того, Удей создал футбольный клуб «Аль-Рашид», в который скупил лучших игроков страны. За отказ переходить в команду — тюрьма. За пропуск тренировок (даже по уважительной причине) — тюрьма. За поражение — избиения и пытки. Удей считал, что страх может стимулировать футболистов играть лучше.
Когда в 1994 году сборная Ирака не отобралась на чемпионат мира, Хусейн-младший заставил футболистов играть бетонным мячом. Когда в 2000 году команда вылетела из плей-офф Кубка Азии — троих игроков пытали в подвалах здания олимпийского комитета.
Бывший капитан сборной Ясир Абдул Латиф рассказывал, как в одном из матчей получил красную карточку и был отправлен в лагерь для военнопленных на окраине Багдада. Его поместили в камеру площадью два квадратных метра с крошечным окошком в стене. Сначала его побрили, затем приказали отжиматься в течение двух часов. Трое охранников хлестали его кусками электрического кабеля. Пытки продолжались два часа, а когда футболист начал уставать, избиения ужесточились.
Футболист пробыл там две недели. Когда его освободили, он месяц не мог спать на спине. «Ирак был большой тюрьмой, но у меня не было выбора. Они угрожали мне. Если бы я не выходил на поле, они били бы меня снова и снова, считая врагом режима», — вспоминал Абдул Латиф.
Игрокам было запрещено говорить о творящемся насилии. Некоторым удалось передать информацию ФИФА, но организация признала обвинения необоснованными. Когда американцы вошли в Багдад, они обнаружили в подвале здания олимпийского комитета пыточную камеру, а в ней кровать с электрошокером, длинные острые наконечники и анальные расширители.
Весной 2003-го в Ираке началась гражданская война. Спортсменов мобилизовали в ряды вооруженных сил, а тренер футбольной сборной — немец Бернд Штанге — пережил покушение и уволился.
«Я думал, футбол принесет мир, ведь иракцы не заслуживают этого хаоса. Мне жаль, что политики не нашли никакого другого решения, кроме как забросать страну бомбами», — заявил тренер у трапа самолета.
Именно в эти годы родилось золотое поколение иракского футбола — вратарь Нур Сабри, полузащитники Нашат Акрам и Хавар Мулла Мохаммед и нападающий Юнис Махмуд. В 2000-м сборная с их участием выиграла молодежный чемпионат Азии, в 2002-м — чемпионат Западной Азии и дошла до четвертьфинала Кубка континента.
В 2004 году национальный олимпийский комитет принял решение послать команду на Олимпийские игры в Афины. В первом матче группового этапа иракские футболисты сенсационно обыграли португальцев, в составе которых тогда выступал Криштиану Роналду, со счетом 4:2. Затем выиграли у Коста-Рики (2:0) и обеспечили себе выход в плей-офф турнира.
В четвертьфинале иракцы встретилась с Австралией — и гол Мохаммеда на 61-минуте вывел команду в полуфинал. Но попасть на пьедестал Ираку не удалось: сначала они проиграли Парагваю, а затем Италии в матче за третье место. Несмотря на это, сборную признали командой года в Азии.
В 2007 году сборная Ирака билась за путевку на Кубок Азии. В Багдаде продолжалась война, каждый день убивали сотни человек, и ФИФА запретила сборной проводить там домашние матчи квалификационного раунда. Команде пришлось тренироваться и выступать в ОАЭ.
Кроме того, игрокам сборной начали поступать угрозы от религиозных группировок. Ненависть вызывало выступление в одной команде шиитов, суннитов и курдов. Экстремисты угрожали футболистам и их семьям. Сводного брата вратаря Нура Сабри убили перед началом Кубка Азии, одноклубника Хайтама Кадима застрелили во время матча. После этого Мохаммед, а затем и другие футболисты стали приходить на тренировки вооруженными.
Поначалу нервная обстановка влияла на результат: в первом матче квалификации сборная Ирака уступила Сингапуру со счетом 0:2. Но затем не проиграла ни одного матча, набрала 11 очков, возглавила группу и добыла путевку на Кубок Азии.
Неожиданно главный тренер команды Акрам Салман объявил об отставке. Ходили слухи, что причиной стали угрозы смерти, поступившие ему и его близким. Вместо Салмана сборную возглавил Жорван Виейра — бразилец, принявший ислам. До работы в Ираке он руководил несколькими марокканскими, кувейтскими и египетскими клубами и приводил их к победам в национальных чемпионатах.
«Я стал для иракских футболистов тренером, психологом, отцом и другом. Я хотел помочь им скрыться от ужасных вещей, творящихся в стране, чтобы находиться с людьми, которых они любили», — рассказывал Виейра.
За неделю до начала Кубка Азии террористы убили физиотерапевта национальной команды. В эти же дни была расстреляна сборная Ирака по тхэквондо. Денег на расходы у футболистов не было, сменной формы тоже, в Индонезию, Малайзию, Вьетнам и Таиланд, принимавших турнир, команда добиралась в салоне экономкласса.
Несмотря на трудности, Виейре удалось настроить футболистов. В первом матче Ирак сыграл с Таиландом вничью — 1:1, сравнять счет за 30 минут до окончания встречи удалось капитану Юнису Махмуду. Затем команде предстоял матч против фаворита турнира — сборной Австралии, состав которой пестрел игроками Английский премьер-лиги: Харри Кьюэлл из «Ливерпуля», Бретт Эмертон из «Блэкберна», Марк Видука из «Мидлсбро». Иракцы обыграли соперника со счетом 3:1. В последнем туре группового этапа команда сыграла вничью с Оманом (0:0) и вышла в плей-офф.
В четвертьфинале сборная встречалась с одной из стран-хозяек Кубка — Вьетнамом. Махмуд отметился дублем и вывел команду в полуфинал. В первый раз за семь лет войны жители Ирака вышли на улицы, ликуя от победы сборной.
Полуфинал против Южной Кореи завершился безголевой ничьей. Впереди была серия пенальти. Вратарь Сабри отразил последний удар — сборная впервые оказалась в финале. Пока жители Багдада праздновали победу на улицах города, с толпой фанатов смешались террористы-смертники. Серия взрывов унесла жизни 50 человек.
Футболисты пребывали в шоке. Акрам, Махмуд и тренер Вийера рассказывали, как всей командой сидели в раздевалке в полной тишине, наблюдая за новостями. Команда планировала сняться с турнира.
Но затем они увидели репортаж, в котором мать одного из погибших обратилась к сборной. «Ни за что на свете не останавливайтесь! Играйте дальше. В память о моем сыне», — просила женщина.
И сборная Ирака вышла на поле. В финальном матче футболисты встретились с трехкратным обладателем Кубка — сборной Саудовской Аравии. Победный гол на 71-й минуте забил Махмуд, принеся Ираку первый и единственный Кубок Азии в истории. Несмотря на ужасы предыдущих недель, тысячи иракцев вновь заполнили улицы.
«Это сказка, ставшая реальностью! Команда без стадиона, без финансовой поддержки чуть не оставшаяся без тренера… команда без надежды принесла счастье целой нации! Футбол одержал победу там, где политики потерпели крах!» — кричал Саймон Хилл, комментировавший финал.
К поздравлениям присоединился и тогдашний президент ФИФА Йозеф Блаттер. «То, что Ирак сделал сегодня, может вернуть надежду миллионам людей. Спорт умел объединить людей даже в самые отчаянные времена», — говорил он.
В Багдаде команду встретил премьер-министр Нури аль-Малики: «Это триумф невозможного! Ваша победа поможет нам всем жить дальше! Ваша радость сильнее ненависти террористов».
Через два месяца после победы Вийера, получивший в честь победы гражданство Ирака, покинул пост главного тренера якобы из-за разногласий с менеджментом. Капитан сборной Юнис Махмуд, номинированный ФИФА на звание лучшего игрока и мечтавший о европейском топ-клубе, переехал в Катар.
«Я очень хотел поиграть в Англии. Но если бы я подписал контракт, то не смог бы перевезти семью, так как им не давали визу. В Катаре же мне сразу сказали: вези всех», — рассказывал он.
За Нашата Акрама боролся «Манчестер Сити», но Министерство внутренних дел Великобритании отказало иракцу в разрешении на работу, поскольку в рейтинге ФИФА сборная страны занимала лишь 72-е место. В скором времени Акрам тоже переехал в Катар.
Хавар Мулла Мохамед на один сезон подписал контракт с кипрским «Анортосисом» и стал первым иракским игроком, забившим в Лиге чемпионов. Его гол — последнее достижение золотого состава сборной Ирака.