Ее тело было найдено на кукурузном поле в американском городе Краун-Пойнт в Индиане. Спустя 37 лет убийца девушки вернулся на место преступления с лекциями о том, что каждый заслуживает второго шанса, а его жена готовится стать мэром Краун-Пойнта. Все, кто помнит громкий процесс 1982 года, шокированы происходящим. «Лента.ру» рассказывает о разворачивающейся драме.
10 сентября 1982 года школьники обнаружили на кукурузном поле женский труп. «Помню все, словно было вчера, — рассказывает Брэд Ламберт, которому тогда было 12 лет. — Ужасный запах будто ударил меня… Я больше никогда в жизни не встречал такого запаха, но если бы почувствовал снова, то сразу бы узнал». Мальчик продолжал идти по полю, пока не увидел тело. Он со всех ног бросился домой, где его мать вызвала полицию.
Патологоанатом местной больницы установил, что тело принадлежит 21-летней Робин Шафаш. Детективы боялись, что специалисты не смогут установить причину смерти из-за сильного разложения. «Труп был в ужасном состоянии, — вспоминает Джон Мауэри-старший, занимавшийся расследованием. — Можете представить, что с ним сделалось под августовским солнцем».
Опасения оказались напрасными. «Через три с половиной минуты судмедэксперт сказал нам, почему она умерла, — добавил Мауэри. — Он произнес: "Ты видишь это? Это ее подъязычная кость. Она сломана"». Такая травма свидетельствует о том, что девушку задушили.
Родители Робин в деталях помнят вечер, когда она исчезла. 27 августа 1982 года девушка собиралась на вечеринку. Она ушла из дома в синих джинсах и лавандовом пуловере в белую полоску, в ее ушах сверкали сережки, которые недавно подарила мама. «Вечеринка была в пятницу вечером, — рассказывает Мауэри. — На следующий день, около восьми вечера, родители Робин обратились в полицию. Они были очень обеспокоены, и я понимал, почему».
Хотя девушка и прежде задерживалась у друзей, обычно она приходила домой не позднее трех-четырех часов ночи. В этот раз ее не было гораздо дольше. «Так никогда не случалось раньше», — объяснял полицейским ее отец. По его словам, накануне она вернулась с работы, поболтала с ним и оставила деньги, которые нужно было отнести в банк. «Она не могла просто сбежать», — считал он.
Мауэри обратился к детективу Рику Ламеру за помощью. Начались поиски девушки. «Мы искали везде, делали, что могли, — говорит Ламер. — Через несколько дней мы уже понимали, что с Робин произошло что-то ужасное». Находка на кукурузном поле подтвердила их худшие опасения.
Подруги Робин вспомнили, что на вечеринке девушка познакомилась с молодым человеком по имени Пол, и он пообещал проводить ее домой. До того вечера никто из них его ни разу не видел. Очевидцы заметили, что Робин ушла с ним около трех часов ночи.
Отыскать незнакомца не составило труда. Пол Дрессел жил в городе Конро в Техасе. В телефонном разговоре с детективом он рассказал, что приезжал в Краун-Пойнт на выходные. По его словам, после вечеринки он отвез девушку домой.
Он пообещал Мауэри, что через пару недель приедет для дачи показаний. Вместо него детективу позвонил адвокат. «Он сказал, что его клиент не сможет встретиться со мной, — говорит Мауэри. — Я был уверен, что Пол догадался, что мы нашли тело Робин».
Хотя следователи с самого начала подозревали Дрессела в убийстве, им не хватало улик, чтобы отправить его за решетку. Но вскоре все изменилось.
Раскрыть дело помогли показания жителя Краун-Пойнта Кертиса Дарнелла, который оказался возле того самого поля утром 28 августа, то есть через считанные часы после исчезновения Робин. Он утверждал, что на его глазах из кукурузы вышел подозрительный молодой человек.
«Это была бомба! Он собирается на работу. Видит какого-то парня, выходящего из кукурузного поля. Садится в машину и записывает номер его автомобиля. Круто же, правда? — восхищенно вспоминал детектив Том Декантер, также участвовавший в расследовании. — Вот так мы и смогли добраться до Пола Дрессела».
Дарнелл утверждал, что незнакомец сел в автомобиль Chrysler светлого цвета с номерным знаком, начинающимся с «45А73». Этому описанию полностью соответствовала машина родителей Дрессела — серебристо-голубой «Додж» с номером «45А7301». При обыске на переднем сиденье машины нашли сережку убитой девушки.
Теперь улик было достаточно для ареста. 29 сентября 1982 года, находясь в городской тюрьме Конроу в Техасе, Пол Дрессел сознался в убийстве. 14 октября он повторил свои признания на заседании суда. Свои действия Дрессел объяснял алкогольным и наркотическим опьянением.
«Он даже не знал мою дочь, и, возможно, даже не помнит, как она выглядела, — сказала на суде мать убитой девушки. — Но я помню Робин, и я всегда буду помнить ее. Я не могла даже обнять свою дочь в последний раз или хотя бы увидеть ее. Это то, что я никогда не смогу забыть». Она заявила, что убийца заслуживает пожизненного заключения или казни.
Дрессела приговорили к 35 годам лишения свободы с возможностью условно-досрочного освобождения. Судья закончил вердикт такими словами: «Нет никаких сомнений в том, что убийство и потеря близкого человека трагичны и что это обязательно оставляет шрамы, которые никогда не заживут».
Дрессел провел в тюрьме 18 лет и вышел на свободу в 2000 году. Он переехал в Краун-Пойнт и постепенно стал одним из самых популярных людей города. Теперь убийца сотрудничает с местными религиозными организациями и тюрьмами и рассказывает о вреде наркотиков. «Благодаря тяжелому труду, настойчивости, надежде, вере и отношениям с Богом вы можете измениться. Мы все можем измениться, — утверждает он на своих выступлениях. — Я доказал: второй шанс существует».
В 2007 году Дрессел женился на казначее Краун-Пойнта Кристри Дрессел. Недавно она выдвинула свою кандидатуру на пост мэра города от республиканской партии. В ответ на вопросы о прошлом ее мужа она выразила восхищение его преданностью своему делу и заметила, что Америка основана на идее о втором шансе. «Он отбыл свое наказание и стал выдающимся человеком, который работает на благо общества и помогает людям», — сказала она в интервью журналистам.
Сам Дрессел настаивает на том, что извлек уроки из своего прошлого. «Я не могу изменить то, что произошло 37 лет назад, когда я был 20-летним парнем, находившимся под воздействием алкоголя и наркотиков, — заявил он в письменном интервью газете The Times of Northwest Indiana. — Но я был спасен… Я объяснял молодежи, как наркотики испортили мне жизнь, как они испортили жизнь другой семьи. Я много работал, чтобы измениться к лучшему».
Перспектива того, что жена убийцы станет мэром, взбудоражила город. Многие местные жители, помнящие о громком деле 1982 года, не считают уместной публичную карьеру Дрессела. Полицейские и детективы также не думают, что он заслужил второй шанс, ведь у его жертвы такой возможности нет и не будет.
«Настоящая трагедия — наблюдать за такими хорошими родителями, — замечает детектив Мауэри. — У молодежи должна быть возможность посещать общественные места и не беспокоиться о том, что они могут не вернуться домой».
«Он должен быть в тюрьме», — настаивает детектив Том Декантер, уже вышедший на пенсию. Он не верит, что 18 лет за решеткой соответствуют совершенному Дресселом преступлению. Следователи говорят, что даже спустя 37 лет им по-прежнему тяжело проезжать мимо кукурузного поля, где было найдено тело девушки.