Еще в прошлом году Правительство России утвердило комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны до 2024 года. В него включены 11 федеральных проектов. Как отмечал министр транспорта Евгений Дитрих, стоимость их реализации оценивается в 6,3 триллиона рублей, из которых порядка 3 триллионов — частные инвестиции. По мнению старшего вице-президента Сбербанка Владимира Ситнова, значительная часть этих инвестиций может быть профинансирована за счет банковских ресурсов, в том числе кредитов Сбербанка.
В последние годы крупнейший банк страны действительно наращивает кредитный портфель в сфере транспорта. К примеру, доля банка в финансировании аэропортов за 2018 год выросла с 25 процентов до 50 процентов. Уже не только столичные, но и региональные аэропорты вкладывают серьезные средства в развитие своей инфраструктуры, чтобы соответствовать мировым стандартам. Что касается морских портов, то в этом направлении Сбербанк сейчас изучает порядка 5–7 крупных проектов, которые планирует профинансировать в ближайшие 2–3 года.
Платные дороги, пока еще мало распространенные в России, также рассматриваются и государством, и банком в качестве приоритетных объектов вложения средств. Сбербанк продолжает финансировать строительство ЦКАД и рассчитывает на успешное завершение работ в 2021 году. Банк активно следит за развитием ситуации вокруг планов строительства скоростной автомагистрали Москва — Казань, автотрасс в обход Краснодара и Ростова-на-Дону, моста через Волгу и других проектов. «Мы ждем, когда государство будет готово к заключению концессионных соглашений, в которых мы намерены принять участие», — объясняет Владимир Ситнов.
Не столь радужным топ-менеджеру Сбербанка видится будущее гражданской авиации: несмотря на рост пассажиропотока, прибыльность отрасли снижается из-за роста цен на топливо. Тем не менее, банк продолжает финансировать наиболее эффективные проекты. В 2018–2019 годах заключены контракты на поставку более 20 воздушных судов трем российским компаниям на сумму свыше 100 млрд рублей.
Ситуация на рынке грузовых железнодорожных перевозок также неоднозначна. «Рынок последние два года демонстрирует высокую доходность, однако мы наблюдаем признаки избыточного оптимизма у банков-конкурентов с точки зрения оценки вагонов. Сбербанк финансирует приобретение подвижного состава, только если на 100 процентов уверен в стабильности выручки операторов, поэтому ориентируется на длинные контракты и специализированный парк. Мы прогнозируем охлаждение этого рынка в ближайшие пару лет из-за падения цен на уголь и в связи с избыточным предложением вагонов», — прокомментировал Владимир Ситнов.
В части пассажирских пригородных перевозок банк уже несколько лет выступает одним из ключевых партнеров Центральной пригородной пассажирской компании в Москве и Московской области. Предоставлено финансирование приобретения электропоездов — как на обновление текущего парка, так и на новые проекты.
«Транспортную отрасль мы считаем стратегически значимой для страны. Учитывая наши огромные расстояния, магистральные транспортные артерии России должны функционировать безупречно. И поэтому мы готовы финансировать крупнейшие проекты федерального уровня, которые помогают перевозчикам ʺнаращивать мускулыʺ, повышая не только эффективность самой отрасли, но и эффективность отечественной экономики в целом», — резюмировал Владимир Ситнов.