Экономика
13:02, 4 июня 2019

Бумажный стандарт Что получат кредиторы банка Рустама Тарико

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Рустам Тарико
Фото: Никита Инфантьев / «Коммерсантъ»

Финансовая отчетность банка «Русский стандарт» по МФСО, казалось бы, обнадеживает: прибыль кредитного учреждения выросла в 3,5 раза, чуть не дотянув до 8,5 миллиарда рублей, кредитный портфель увеличился на 15 процентов, на 13,1 миллиарда рублей. Но результаты выглядят оптимистично только на первый взгляд. Почему это именно так — в материале «Ленты.ру».

Бумажная прибыль

Чистая прибыль банка «Русский Стандарт» по итогам 2018 года по МСФО составила 8,5 миллиарда рублей, превысив аналогичный показатель за предыдущий год в 3,5 раза (по итогам 2017 года — 2,4 миллиарда). Еще в 2016 году был убыток в 2,7 миллиарда рублей. «Банк показал рекордный рост прибыли как по итогам года, так и во всех отчетных периодах прошлого года», — не без гордости отмечает председатель правления банка Александр Самохвалов в официальном заявлении кредитного учреждения. «Такой яркий успех стал возможен благодаря улучшению качества кредитного портфеля, взвешенному подходу к формированию доходности с учетом риска, а также модернизации продуктового ряда», — говорит он.

Но есть ли повод для оптимизма? По мнению директора по методологии рейтингового агентства НКР Станислава Волкова, высказанному им Forbes, прибыль банка увеличилась в основном за счет снижения резервов под кредитные убытки, которые сократились с 10 миллиарда рублей в 2017 году до 0,6 миллиарда.

С ним согласен управляющий директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. По его словам, прибыль, которую показывает банк, выглядит как следствие бухгалтерского инжиниринга. «Мы видим ухудшение показателей операционной деятельности, рост процентных расходов и падение доходов, снижение денежного потока почти на 16 миллиардов рублей. Банк добился прироста кредитного портфеля с 89 до 102 миллиардов рублей», — отмечает эксперт. «Но основной фактор роста — необеспеченные кредиты наличными, которые за год увеличились в 5 раз — до 25 миллиардов рублей. Одновременно снизился объем кредитов, выданных по кредитным картам. Несмотря на эти изменения в размере и структуре кредитного портфеля, в банке не стали начислять новые резервы. Это бухгалтерское решение, по сути, и обеспечивает прирост чистой прибыли», — подытоживает он.

В «Русском Стандарте» прокомментировали заявление эксперта, отметив, что «резервы под кредитный портфель кредитов наличными выросли: на 31 декабря 2017 года они составляли 250 миллионов рублей, а на 31 декабря 2018 года — уже 1,175 миллиарда рублей».

Отдельным важным обстоятельством, на которое указывает в своем отчете аудитор банка, PricewaterhouseCoopers, является значительная концентрация операций со связанными сторонами. Банк владеет акциями крупнейшего производителя водки Roust Corporation (24,3 процента), итальянского винного дома Gancia (46,3 процента) и кредитного бюро «Русский стандарт» (50 процентов). Общий объем инвестиций банка в эти бизнесы Тарико по итогам прошлого года составил 19,3 миллиарда рублей.

«Настораживают масштабы кредитования связанных лиц. С объемом выданных займов в 18 миллиардов рублей это третье по значимости направление деятельности банка после выпуска кредитных карт и выдачи кредитов наличными», — говорит управляющий директор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. «Хотелось бы разобраться, насколько такие операции соответствуют интересам самого банка, а также его кредиторов», — задается вопросом эксперт.

«Бухгалтерские решения», о которых говорит Андрей Хохрин, могут не пригодиться менеджменту в управлении краткосрочными финансовыми рисками. У банка могут возникнуть проблемы с ликвидностью в конце 2019 года из-за отсутствия сбалансированности между сроками погашения долгосрочных активов и краткосрочных обязательств, ключевым из которых является субординированный кредит от Внешэкономбанка в размере 4,9 миллиарда рублей.

В свою очередь, в банке «Русский стандарт» заявили «Ленте.ру», что выплата этой суммы не является значительной для банка, особенно, с учетом того факта, что на балансе находятся не обремененные ликвидные ценные бумаги, учитываемые по амортизированной стоимости, на сумму более 25 миллиардов рублей, которые можно использовать, в том числе, и для поддержания ликвидности.

Убыточная водка

Отчетность банка «Русский стандарт» по МСФО — единственная возможность ознакомиться с результатами, которые за прошлый год достигла входящая в группу Roust Corp. Выяснилось, что алкогольный бизнес Рустама Тарико также, как и банковский, испытывает сложности. Холдинг продолжает оставаться вторым производителем водки в мире и первым в России, но не приносит прибыли. У компании высокая долговая нагрузка. При EBITDA в размере 6,5 миллиарда рублей обязательства достигли 94,7 миллиарда рублей. Убыток по итогам первого квартала 2019 года составил 737 миллиона рублей (источник – МСФО банка).

Roust Corp. появилась в 2013 году в результате предложенной Тарико реструктуризации Central European Distribution Corporation (CEDC). В ноябре 2016 года Roust Corp. договорилась с 90 процентов держателей двух выпусков еврооблигаций о докапитализации и реструктуризации своего долга, который превышал 1 миллиарда долларов на конец первого полугодия 2016 года.

Суд по банкротствам Южного округа Нью-Йорка в январе 2017 года утвердил сделку по реструктуризации долга Roust Corp. Держатели облигаций стали владельцами 35,96 процента акций Roust Corporation, которая в свою очередь получила основной алкогольный актив Рустама Тарико — водочный бренд «Русский стандарт». До сих пор он находился на балансе принадлежащей бизнесмену Roust Trading Ltd. Реструктуризация привела к снижению долга Roust Corporation на 462 миллионов долларов и привлекла дополнительные 55 миллионов долларов в ее акционерный капитал.

Ситуация изменилась к лучшему, но не кардинально. «Не очевидно, что Roust Corp. будет в состоянии выплатить дивиденды своим акционерам, в число которых помимо банка и Рустама Тарико входят также и бывшие держатели бондов, которые получили долю в капитале производителя водки в рамках очередной реструктуризации дефолтных облигаций», — отмечает Андрей Хохрин.

Жизнь в дефолте

Два года назад принадлежащая Рустаму Тарико бермудская компания Russian Standard Ltd. допустила дефолт по нотам на 545 миллионов долларов. В залоге по нотам находится 49 процентов банка «Русский стандарт», но их держатели, несмотря на прибыль банка, до сих пор не могут получить ни купонов, ни акций банка.

Изначально эти бумаги были эмитированы банком «Русский стандарт», но впоследствии, после допущенного дефолта, Рустам Тарико их реструктурировал, выплатив кредиторам 18 процентов от номинала наличными, перенес все обязательства на бермудский офшор, который сразу же допустил дефолт по новым нотам. Теперь в «Русском стандарте» говорят, что банк не имеет никаких внешних обязательств перед инвесторами.

Есть ли выход из подобной ситуации? Рустам Тарико уже не раз доказывал, что умеет находить общий язык с кредиторами. В Roust Corp. такой шаг навстречу уже был сделан – держатели бондов вошли в капитал компании. Остается ожидать аналогичного шага в отношении банка «Русский стандарт».

< Назад в рубрику