Экономика
11:04, 8 июня 2019

«Раскатка 5G случится быстро и повсеместно» Сергей Эмдин о том, как новые технологии изменят мир

Сергей Эмдин
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости

Технология 5G совершит революцию в современном мире и навсегда изменит многие привычные нам вещи, считает генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. В интервью «Ленте.ру» в рамках Петербургского международного экономического форума он рассказал о том, что ожидает цифровую реальность в обозримом будущем.

5 июня вы совершили первый видеозвонок по сети 5G. Это демонстрация или технология может быть уже скоро доступна пользователям?

Сергей Эмдин: Это больше символическое событие, потому что аналогичный звонок можно сделать и на базе технологии 3G и 4G. Но мы показали, что базовая станция существует, работает в российских условиях и может обслуживать несколько разных операторов. Концепция шеринга не некий фантом, а реально живущая концепция. Поэтому это важное и знаковое для отрасли событие. Понятно, что для обычного звонка технология 5G не нужна, но она будет использоваться для многих других целей. Надеемся, что этот эксперимент действительно войдет в историю развития 5G как событие, когда была впервые публично продемонстрирована эта технология.

5G приведет к реальной революции в современном мире — не только в телекоме, но также в смежных отраслях и, возможно, новых подотраслях, о которых мы пока даже не догадываемся.

Рынок говорит о «триаде» 5G. Это прежде всего принципиально другая скорость передачи данных, очень малая и контролируемая задержка передачи данных. Последнюю просто не может обеспечить технология 4G. Наконец, объем передачи данных на базе 5G в единицу времени в разы больше, чем сегодня на технологиях 3G, 4G.

Чтобы посмотреть ролик на смартфоне или позвонить, технология пятого поколения не нужна. Но она совершенно необходима для киберспорта, виртуальной реальности, самоуправляемого транспорта, дистанционной медицины или передачи огромных блоков информации в прямом эфире. Многие из этих кейсов будут развиваться вместе с технологией.

В рамках ПМЭФ было подписано два соглашения, где участвуете вы, «Ростелеком», Ericsson, второе — вы, «Ростелеком» и Nokia. Расскажите поподробнее о каждом из них.

Эти две компании — наши стратегические партнеры по развитию базовой сети. Наша сеть в регионах традиционно поделена на две части, примерно сопоставимых по количеству базовых станций. На долю Ericsson приходятся крупнейшие мегаполисы — Москва и Санкт-Петербург, поэтому количество регионов меньше, а у Nokia их больше, но сопоставимо количество базовых станций.

С каждой из компаний у нас подписано два соглашения. С Ericsson первое соглашение мы подписали на форуме в Барселоне — о закупке базовых станций последнего поколения, которые мы уже сегодня будем устанавливать на сети. Это оборудование 4G/3G/2G с поддержкой 5G. Эти системы нужны нам для достройки инфраструктуры и ее модернизации. Сеть постоянно расширяется из-за стабильного роста трафика, мы делаем «довесы» технологии 4G на всех сайтах компании. Наша стратегическая цель — сделать так, чтобы к концу этого года у нас не было ни одного сайта без 4G, за исключением тех, где мы сознательно не идем на эту историю (например, из-за проблем с транспортной сетью). Независимо от того, находится ли этот сайт в мегаполисе или маленьком населенном пункте, 4G стала базовой технологией. Соответственно, в первый день форума было подписано аналогичное соглашение с Nokia по регионам этой компании.

При подписании этих соглашении думали о внедрении 5G на своей сети?

В первый день ПМЭФ мы как раз подписали соглашение с Ericsson по развитию технологии 5G. Оно касается создания первой реальной тестовой зоны в Москве — от метро «Маяковская» до «Охотного ряда» и в парке Зарядье. Там мы планируем развернуть сеть на высокой частоте. Надеемся, что кейсы, которые мы будем там показывать, будут максимально реалистичны, приближены к повседневной жизни людей и бизнесов. Например, можно будет организовать стриминговое видео для корреспондента, который будет вести репортаж с улиц Москвы. Хотим устроить киберспортивный турнир или раздать лидерам мнений телефоны 5G, которые в России пока не продаются. Это поможет им понять, что ждет рядового пользователя в своей цифровой жизни благодаря технологии. Пилотная зона будет создана в ближайшем месяце.

С компанией Nokia подписали аналогичное соглашение по развитию 5G. Пока оно носит больше декларационный характер, но суть та же.

2019 год — переломный для развития технологии 5G. Если раньше мы говорили, что единого стандарта 5G нет и надо подождать, то 2019 год — это точка невозврата. Все понимают, на каких частотах и как будет запускаться технология. После открытия тестовой зоны будет опытно-промышленная эксплуатация, а в дальнейшем произойдет «раскатка». Я думаю, ни у кого не вызывает сомнений то, что это случится быстро и повсеместно. Для этого нужны технологические партнеры. Естественно, с учетом большой взаимосвязи базовой сети с новой сетью делать это надо с помощью вендора, который установил базовое оборудование.

В апреле вы «замкнули кольцо» вокруг Москвы, как дальше планируете развивать связь в тех 67 регионах, которые входят в кольцо? Какие у вас дальнейшие проекты по экспансии сети?

В этом году мы запустили два региона — Ярославль и Иваново. У нас есть целый ряд регионов, которые мы рассматриваем для новых стартов — например, Хабаровский и Ставропольский край. Думаю, однажды Tele2 в них появится. Пока же мы не ставим задачу выйти во все регионы только ради того, чтобы номинально запустить там сеть.

В апреле вы запустили новый формат розницы. На открытии компания делала акцент на том, что концепция не имеет аналогов на рынке операторского ретейла. В чём отличие от традиционных салонов и оправдал ли себя запуск?

Действительно, мы запустили концептуально новую розницу — называем ее «трижды digital». В новых салонах все коммуникации цифровые. Любая коммуникация, будь то медиафасад, рекламное сообщение или анонс городских событий, управляется из центра нажатием одной клавиши. Это позволяет молниеносно раскатать коммуникацию по всей стране. Второе — digital-сервис: консультант обслуживает вас в любой точке салона, вооружившись планшетом, а громоздкой кассовой зоны просто не существует. Третье – digital-ассортимент. Виртуальные витрины позволяют увидеть характеристики товара на цифровом дисплее. Мы не просто продаем телефоны, но показываем их в контексте digital-экосистем – в комплекте с наушниками, часами и другими гаджетами. Наряду со смартфонами в салонах есть все сопутствующие элементы цифровой жизни. Мы показываем устройства, напрямую не связанные с операторским бизнесом. Это коптеры, VR-очки виртуальной реальности и компоненты умного дома.

Пока таких салонов у нас немного, но мы видим очень хороший отклик аудитории — рост трафика и продаж. То есть это не какая-то имиджевая история, а реальные технологии продаж, востребованные «цифровыми» клиентами.

< Назад в рубрику