В прокат вышел «Темный Феникс» — новый блокбастер во франшизе «Люди Икс», который должен стать ее промежуточным финалом (права на фильмы о главных комиксных мутантах теперь будут принадлежать Marvel). «Лента.ру» поговорила о картине с одним из главных фигурантов франшизы, актером Джеймсом Макэвоем, который, включая «Темный Феникс», четыре раза сыграл Профессора Икс (он же Чарльз Ксавьер).
«Лента.ру»: Насколько хорошо вы были знакомы с вселенной «Людей Икс» до того, как оказались в фильме?
Джеймс Макэвой: В детстве я каждое воскресенье смотрел мультики про Людей Икс вместе со своим товарищем Марком. Нам было примерно лет по 12, «Люди Икс» шли в утренней телепрограмме Live and Kicking, где показывали первую половину мультфильма, а вторую — только через час. По-моему, это просто подло! Но мы были дикими фанатами и покорно ждали каждый раз. С таким же нетерпением я ждал в 2000 году фильм Брайана Сингера — и тоже, конечно же, его полюбил.
А кто был в детстве вашим любимым персонажем?
Мне всегда нравился Гамбит, потому что у него смешной голос и крутой креольский акцент. Еще мне нравилось, что он носит невероятно длинное пальто, играет в карты и вообще на стиле. Короче, он отличный. Кстати, я просто обожал старого кэмпового Бэтмена. «Иногда вы просто не можете избавиться от бомбы»!
А комиксы «Люди Икс» вы тоже читали?
Увы, нет — впервые прочел их только когда готовился к роли. Но комиксы сильно отличаются от фильмов — да и от мультсериала тоже, в общем-то. Мне кажется, Профессор Икс из комиксов и из кино — это два совершенно разных мужика. К примеру, в комиксе он американец, а Брайан Сингер сделал его англичанином, взяв на роль Патрика Стюарта. Мастерский кастинг! Когда позвали меня, я подумал, что нет смысла играть персонажа одинаково каждый раз, поэтому я смотрел на Патрика и делал заметки. Мне хотелось создать максимальную противоположность его характеру — так что там, где он был мудрым, я старался быть безрассудным, где он был целомудренным — я был похотливым, и так далее. И за три фильма я должен был превратиться обратно в Патрика. В итоге, по-моему, я сыграл в десять раз лучше него.
Шутка! На самом деле нет.
Франшиза «Люди Икс» всегда так или иначе высказывалась на тему шовинизма и угнетения: в мутантах нетрудно разглядеть метафору деклассированных элементов общества...
Абсолютно. Но мне больше всего нравится, что это еще и кино про семью — и «Темный Феникс» странным образом получился фильмом скорее именно о семье, чем о всяких социальных проблемах. «Дни минувшего будущего» были о том, что в семье случаются неприятности, которые делают ее только сильнее. А «Феникс» уже про то, как семья разваливается, но надо попытаться ее сохранить.
При этом ваш герой от фильма к фильму находится все в большем разладе с самим собой.
Комплекс бога до добра не доводит! Он постоянно тянет его назад, заставляя совершать все больше ошибок, а ошибки прошлого делают человека слабее. Из-за одержимости собой у Чарльза проблемы с принятием и пониманием окружающего мира и других людей, поэтому он постоянно заходит слишком далеко — и страдает от последствий.
А в «Темном Фениксе» он заходит туда, где уже даже сверхспособности не помогают. Кстати, а как вы рассматриваете его способность читать мысли — как дар или как проклятие?
По-моему, это страшное проклятие. Видели фильм с Мелом Гибсоном «Чего хотят женщины»? Представляете себе такую историю? А Чарльзу в десять раз хуже, потому что у него эта штука не только с женщинами, а со всеми вообще. Вы идете себе по улице, никого не трогаете, а кто-то постоянно пинает ваше эго: «От него воняет», «Вот же урод», «Хоть бы он уже заткнулся». Представляете, каким толстокожим надо быть, чтобы все это вытерпеть? Ох, мамочки, упаси господь!
Хорошо, со сверхспособностями разобрались, а как вы справляетесь с инвалидностью Чарльза?
Это важный момент, заставивший меня полюбить вселенную Людей Икс: один из ее главных героев — инвалид-колясочник. Это здорово, потому что основа для почти любого супергероя (или суперзлодея) — травма прошлого: со мной случилось что-то плохое, и я теперь Бэтмен. Или Джокер. Как следствие — у меня масса эмоциональных проблем, демоны терзают душу, и все такое прочее. Вот и весь фильм. При этом они все как на подбор мускулистые красавцы с улыбкой на миллион. Так что мысль о супергерое, который борется не с эмоциональными проблемами, а с физическими, всегда казалась мне очень интересной. Это не история о травме прошлого, которая случилась когда-то там, — это травма, с которой человеку приходится справляться здесь, сейчас и каждый день; препятствие, которое необходимо преодолевать бесконечно.
Мне кажется, «Людей Икс» всегда любили как раз за то, что они поднимали серьезные вопросы, вроде социального положения людей с инвалидностью, и исследовали их в популистском ключе.
Именно. Должен вам сказать, что мне нечасто приходилось сниматься в многомиллионных блокбастерах про супергероев с PTSD, прикованных к инвалидной коляске. Это свежо и интересно. Лучшие фильмы — те, что удовлетворяют потребность как в развлечении, так и в развитии. Но развиваться удастся только если вам расскажут что-то новое. Можно иметь кучу умных мыслей, но если их уже миллион раз выражали другие люди, то с развитием они вам не помогут. Я надеюсь, что в «Людях Икс» есть побуждение к развитию, а не только развлечение, потому что в противном случае это не кино, а просто развлекательное убаюкивание. Полезно иногда немножко шокировать зрителя тем, что постер звал его на экшен со взрывами, а в итоге спровоцировал на серьезные мысли. В мире столько раздражающего убаюкивающего кино — я и сам в таком снимался. Люди реально засыпали на моих фильмах. Так что я за то, чтобы всячески расширять горизонты.
Вы в последние годы радикально экспериментируете с ролями — например, играете у М. Найт Шьямалана в «Сплите» человека с такой же прической и не менее интересным диагнозом.
Знаете, у меня был период лет с 25 до 30 с небольшим, когда меня просили играть в основном стереотипных британских аристократов, которые тихо разруливают проблемы, пока герои первого плана развлекаются. Я понял, что с меня хватит, когда мне предложили сняться в экранизации книги, которая мне очень нравилась, но в сценарии взрывной и непредсказуемый главный герой превратился в очаровательного героя-любовника. Когда я спросил у режиссера, в чем дело, он ответил, что нужно оправдывать ожидания аудитории, рисующей меня в определенном образе. «Мужик, я не гребаный холст», — ответил я ему. И ушел. С тех пор стараюсь все время выходить за рамки своих возможностей и соглашаться на самые радикальные вещи. В конце концов, даже если проект окажется кошмарным, а у меня ничего не будет получаться, через два-три месяца он закончится и начнется другой. Так что чего бояться? Подумаешь, репутация!
А правда, что вы познакомились со Шьямаланом из-за «Людей Икс»?
Да, мы продвигали «Дни минувшего будущего» на Комик-Коне, и там была огромная вечеринка, где нельзя было повернуться так, чтобы не задеть какую-нибудь знаменитость. Мой друг Джесси играл в мини-гольф в центре площадки, мы уже изрядно выпили, и тут я увидел Шьямалана. «О, вы Джеймс Макэвой», — сказал он. «А вы М. Найт Шьямалан! Как вас называть?» Мощно же я набухался…
«Люди Икс: Темный Феникс» вышел в российский прокат 6 июня