Сегодня около четырех миллионов россиян имеют разрешение на хранение оружия. У них на руках — более 6,6 миллиона единиц огнестрельного, газового и холодного оружия. Контроль за его оборотом — одна из главных задач Росгвардии. Стоит ли ожидать изменений в оружейном законодательстве? И чего ждать владельцам оружия — ужесточений или либерализации? Об этом и многом другом директор Росгвардии Виктор Золотов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Ленты.ру» Игорю Надеждину.
«Лента.ру»: Прошлогодняя трагедия в керченском колледже, где студент совершил массовое убийство, шокировала всю страну. После нее президент поручил усилить контроль за оборотом оружия. К чему готовиться владельцам гражданского оружия?
Виктор Золотов: Сегодня в стране около 4 миллионов человек имеют разрешение на хранение и ношение оружия. Абсолютное их большинство — законопослушные владельцы, которые соблюдают все требования. Поэтому основной стиль нашей работы — профилактика. И недопущение угроз конкретному гражданину, обществу и непосредственно государству.
Принципиальных изменений в Федеральный Закон «Об оружии» ждать не стоит. Наши специалисты проводят значительную работу по подготовке и реализации точечных изменений в некоторые нормы действующего законодательства. Но они направлены в основном на уточнение правовых норм и устранение существующих пробелов в правовом регулировании. К этим вопросам мы подходим взвешенно, планомерно и последовательно, в рамках предусмотренных регламентирующих процедур и предоставленных нам государством полномочий. Естественно, при активном участии общественности, профессионального сообщества, представителей СМИ и граждан.
Конечная цель этой масштабной работы — создание и поддержание на должном уровне баланса интересов всех заинтересованных субъектов оборота оружия: граждан, среди которых как владельцы оружия, так и те, кто не имеет к его обороту никакого отношения, отечественные предприятия оружейной отрасли экономики и торговли оружием, юридические лица с особыми уставными задачами, использующие оружие в своей деятельности, спортивные федерации стрелковых видов спорта, спортивные организации, охотничьи хозяйства и другие субъекты.
Что касается поручений Президента Российской Федерации, данных после трагических событий в Керчи, то они оперативно проработаны и предлагаемые решения представлены в установленные сроки. Они полностью соответствуют не только тем ожиданиям общества, которые рациональны и публично обсуждались после событий в Керчи, но и тому балансу интересов, о котором говорилось чуть выше.
Справка «Ленты.ру»: по данным Росгвардии, владельцами оружия в Российской Федерации стали 3 миллиона 935 тысяч 113 человек. У них на руках находится 6 миллионов 619 тысяч 861 единица гражданского оружия. Из них 969 тысяч 807 — нарезного, 4 миллиона 409 тысяч 541 — гладкоствольного, 925 тысяч 447 единиц оружия ограниченного поражения, а так же 309 тысяч 509 газовых пистолетов и револьверов и 5 тысяч 557 единиц пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж.
Росгвардия постоянно работает над развитием оружейного законодательства. Как ей помогают в этом эксперты, а также общественные и спортивные организации?
В современном мире принимать любое решение без учета мнения общественности, без учета позиций профессионалов, мягко говоря, не совсем верно. Поэтому с первых дней образования федеральной Службы войск национальной гвардии мы взяли курс на открытость и прозрачность в работе. И прежде всего — в вопросах, связанных с реализацией контрольных функций Росгвардии, в вопросах регулирования оборота оружия и лицензирования этой деятельности. То есть тех направлений, которые непосредственно касаются и граждан, и организаций.
Сразу же после создания Службы мы образовали Координационный совет по вопросам совершенствования механизма учета оружия и контроля за его оборотом на территории Российской Федерации (при Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации). И за это время он показал свою эффективность.
В состав советов, включая созданные при округах Росгвардии, в качестве экспертов входят представители ста общественных и спортивных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере. Это весьма авторитетные организации, мнения членов которых учитываются при разработке стратегии развития законодательства в сфере оборота оружия: общественно-государственное объединение Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», ДОСААФ России, общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов «Росохотрыболовсоюз», Федерация практической стрельбы России, общероссийская спортивная общественная организация «Военно-охотничье общество», «Стрелковый Союз России», «Союз российских оружейников» — это лишь небольшой перечень организаций, с которыми налажено практическое взаимодействие.
На заседаниях Координационного совета публично обсуждаются наиболее важные вопросы совершенствования государственной политики в сфере оборота оружия, с учетом экономических, социальных и иных аспектов общественной жизни. Замечу, что они обязательно рассматриваются в системной взаимосвязи с вопросами обеспечения безопасности граждан и государства. Это позволяет избежать непроработанных решений, способных расшатать достаточно сбалансированную (и в целом отвечающую потребностям общества) систему правового регулирования оборота оружия и государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в этой сфере.
И хочу отметить, что во всех наших лицензионно-разрешительных подразделениях удалось добиться максимально удобной для граждан системы работы: во-первых, 25 из 26 государственных услуг, которые оказывает Росгвардия, реализуются в электронном виде. Сегодня и получение лицензии, и ее продление, и получение разрешения на ввоз и вывоз охотничьего оружия, и многие другие вопросы гражданин решает, практически не выходя из дома. В большинстве случаев гражданин приезжает к нам в подразделения только один раз — получить уже готовые документы. Причем в назначенное время, то есть без очереди. И это очень важно!
Росгвардия следит за тем, чтобы оборот оружия в стране проходил в рамках закона. Каковы результаты этой работы?
В 2018 году сотрудниками подразделений лицензионно-разрешительной работы проведено почти 4 миллиона проверок владельцев гражданского оружия. По результатам выявленных нарушений аннулировано 49 тысяч лицензий и разрешений.
Но граждане — только часть нашей работы. Закон возложил на нас обязанность контролировать и торгующие оружием организации, частные охранные структуры, ведомственную охрану, юридических лиц с особыми уставными задачами, спортивно-образовательные учреждения, имеющие оружие… Всего более 10,5 тысячи юридических лиц, из которых более тысячи — оружейные магазины.
Только в прошедшем году наши специалисты провели почти 25 тысяч проверок юридических лиц. Поверьте, это очень непростая работа! Сотрудники должны не только контролировать, но и вести профилактическую работу, разъяснять непонятные моменты, содействовать гражданам, да и просто объяснять им тонкости. Эта деятельность направлена, в том числе и на снижение риска противоправного использования и применения оружия.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание всех граждан и представителей организаций на достаточно подробный массив информации по линии лицензионно-разрешительных подразделений, размещенный на официальном сайте Росгвардии. Весьма эффективно проходят «Городские фестивали безопасности Росгвардии», во время которых наши сотрудники проводят консультации по всем интересующим вопросам, в том числе связанным с оборотом оружия.
Можно с уверенностью сказать, что благодаря предпринятым мерам по реализации контрольных функций, а также широкой профилактической и разъяснительной работе, в прошлом году удалось на 7,9 процента снизить количество утраченного владельцами оружия и на 21,5 процента — похищенного. В органы внутренних дел гражданами было сдано 69 тысяч 111 единиц оружия, из них 4 тысячи 308 — ранее не зарегистрированного.
В России уже давно обсуждают вопрос о судьбе короткоствольного огнестрельного оружия. Есть ли перспективы, что «короткоствол» со временем разрешат для гражданского оборота?
Именно здесь хочу отметить такой факт: с 2016 года мы фиксируем ежегодное снижение числа граждан, желающих стать владельцами оружия. В прошлом году — минус 3,2 процента по сравнению с 2017 годом. Это уже тенденция, и она позволяет сделать вывод, что интерес к оружию у граждан снижается.
Вопрос о разрешении гражданского оборота пистолетов неоднократно обсуждался на различных общественных площадках, высказывались самые полярные мнения, — от либерализации подходов до введения еще более строгих правил, касающихся, кстати, и других видов оружия.
Оружие, о котором идет речь, является предметом, обладающим высокой поражающей силой, а также большой дальностью стрельбы. Кроме того, спортивное короткоствольное оружие смертельно опасно при использовании на близких расстояниях, а его размеры позволяют осуществлять скрытое ношение.
Эти и многие другие обстоятельства несут серьезные риски использования указанного оружия в противоправных целях, а также создают предпосылки для его попадания в незаконный оборот, ставят под угрозу интересы граждан, общества и государства.
В связи с этим на протяжении многих лет наша позиция в этих вопросах, кстати, поддерживаемая практически всеми участниками Координационного совета по обороту оружия и представителями общественности, не изменилась: существующие в Российской Федерации нормы и правила в полной мере отвечают степени опасности данных видов оружия. И, по мнению наших экспертов, доводы в пользу продажи пистолетов неубедительны. На сегодняшний день имеется достаточный выбор различных модификаций, к примеру, огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Как утверждают некоторые, сегодня рядовому гражданину не нужно оружие для защиты от возможного нападения вооруженного преступника. В общей уголовно-правовой статистике количество преступлений, совершенных с использованием оружия, составляет мизерную долю — примерно 0,3 процента от общего зарегистрированного количества преступлений.
Не хочу быть голословным: за 4 месяца 2019 года в стране зарегистрировано 667 тысяч преступлений, из них чуть больше двух тысяч (2 015) совершено с использованием оружия. Конечно, мы понимаем, что даже одно преступление — это чрезвычайное происшествие, но в данном случае это весомый аргумент в пользу ранее принятых решений. К тому же мировой (и наш отечественный опыт) говорит, что сам по себе владелец оружия становится привлекательной мишенью для преступника.
Сегодня для каждого россиянина ограничено максимальное количество оружия, которым он может владеть. Планируют ли в Росгвардии увеличить этот лимит?
Сегодня Федеральный закон «Об оружии» позволяет приобретать гражданам Российской Федерации до пяти единиц охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, до пяти единиц спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, до пяти единиц огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и до двух единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения. Таким образом, если суммировать разрешенные законом нормы, то гражданин Российской Федерации может приобрести в общей сложности 17 единиц оружия.
Следует учитывать, что если оружие приобретается в целях коллекционирования, то его общее количество законом не ограничено.
Понимаете, сегодня в стране всего 600 человек имеют на руках 5 единиц гладкоствольного и пять единиц нарезного. Это почти из 4 миллионов человек! А таких, кто «закрыл» бы все 17 строк в лицензии, нет ни одного. (Конечно, без учета коллекционеров). То есть, по нашему мнению, сам вопрос об увеличении максимально разрешенного лимита не актуален.
В связи с этим, на наш взгляд, нет необходимости пересматривать правовые нормы, направленные на расширение прав граждан по приобретению еще большего количества оружия.
Что касается каких-либо ограничений, то здесь также идут бурные дискуссии между сторонниками и противниками этой меры. По нашему мнению, установленные на сегодняшний день правовые нормы и юридические подходы позволяют удовлетворить запросы граждан в полном объеме. Но при этом владельцам имеющегося арсенала необходимо принять все исчерпывающие меры по соблюдению правил хранения. Наша же задача — осуществлять контроль за выполнением установленных норм и правил.
Поддерживает ли Росгвардия идею охоты с луками и метательным оружием? И стоит ли ожидать законодательных изменений владельцам пневматики?
По первой части вопроса: в рамках предоставленных полномочий и нашей компетенции сотрудники правового подразделения и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии принимали участие в подготовке заключения правительства РФ по соответствующему законопроекту. Указанный нормативно-правовой акт правительством Российской Федерации в целом поддержан, но вместе с тем в заключении был отмечен ряд вопросов, которые необходимо урегулировать. В частности, в части, касающейся особенностей оборота метательного оружия и критериев отнесения луков к оружию. Это сейчас прорабатываются.
Что касается пневматического оружия, то Росгвардией в настоящее время не проводится работа по корректировке порядка его оборота. Эти вопросы на сегодняшний день детально урегулированы действующим законодательством и, по нашему мнению, в данный момент не требуется внесение каких-либо дополнительных изменений в соответствующие нормативно-правовые акты. Здесь необходимо добиться четкого выполнения владельцами уже установленных норм и правил.
И прежде всего в вопросах обеспечения надлежащего хранения пневматического оружия. Все чаще регистрируются случаи, когда несовершеннолетние берут у родителей пневматику, которая практически открыто лежит в доме, приносят в школу, чтобы похвастаться перед одноклассниками, а еще хуже — пытаются выяснять отношения между собой. Такие сигналы стали чаще поступать в Росгвардию и органы внутренних дел.
Как, по-вашему, нужно развивать оружейную и охотничью культуру в России? И какое у россиян отношение к оружию?
Вопросы оружейной и охотничьей культуры тесно связаны между собой, и на них в определенной мере влияет развитие нормативной правовой базы оборота оружия. По сути говоря, чем серьезнее законодательные нормы и контроль со стороны надзорных органов за их реальным соблюдением, тем выше культура владения оружием в целом. И здесь прямая взаимосвязь — те, кто рассматривает оружие как предмет насилия или предмет достижения своих криминальных замыслов, кто не соблюдает установленные законом правила и нормы, кто постоянно попадает в поле зрения Росгвардии и правоохранительных органов, — тот уж точно не является носителем оружейной культуры.
Сегодня в Интернете выкладывается много роликов, на которых владелец оружия ограниченного поражения ведет огонь по своему другу — мол, смотрите, как это действует! Но подобное вообще никакого отношения к оружейной культуре не имеют! Это не просто грубое нарушение действующих норм и правил, это как в поговорке про палку, которая «раз в год стреляет», — это истина, а тем более, наверняка все участники таких «видеоэкспериментов» знают, что с оружием шутить нельзя.
И, кстати, замечу вот еще что: с оружейной и охотничьей культурой неразрывно связан еще ряд моментов. Оружие является для большинства законопослушных владельцев предметом гордости, источником получения положительных эмоций. Но есть и другая точка зрения: находятся те, кто рассматривает наличие оружия как источник наживы, считает стрельбу единственным выходом при разрешении бытовых проблем.
Мы считаем, что профилактическая, разъяснительная и практическая работа со стороны образовательных, спортивных, военно-патриотических, охотничьих и других организаций, прививающих молодежи здоровый интерес к оружию и истории, к стрелковому спорту, к охоте и сложившимся вокруг этого цивилизованным традициям и так далее, — важный источник формирования оружейной культуры.
И в это должны вносить свой вклад все правоохранительные органы, а не только Федеральная служба. Путем проведения профилактических, воспитательных и разъяснительных мероприятий. В этом плане весьма эффективен опыт сотрудников специальных подразделений Росгвардии, когда на мероприятия в отряды приглашается молодежь, где наши инструктора знакомят подростков с техникой и вооружением.
Как Росгвардия контролирует производство частей к патронам, находящихся в гражданском обороте?
До недавнего времени закон предоставлял гражданам право самостоятельно снаряжать патроны только к гладкоствольному длинноствольному охотничьему оружию. Но с 16 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии», который дает россиянам право самостоятельного снаряжения патронов к нарезному охотничьему или спортивному оружию для личного использования. Такое право предоставлено гражданам Российской Федерации, впервые приобретающим огнестрельное длинноствольное оружие после соответствующего обучения, осуществляемого в рамках изучения правил безопасного обращения с оружием.
Исключение (в части обязательного обучения) составляют граждане, кто к моменту принятия закона уже был владельцем огнестрельного оружия, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания, или классные чины юстиции, либо граждане, вышедшие из этих организаций на пенсию.
Соответственно, эти изменения позволили легализовать оборот пороха, капсюлей и других составных частей боеприпаса для нарезного оружия. И сейчас они поступили в оружейные магазины, которые, кстати, будут осуществлять такой же контроль, как и при торговле патронами: то есть составные части можно будет купить только по разрешению на нарезное оружие.
Самостоятельное снаряжение патронов — процесс увлекательный и важный. Но и опасный! Он, безусловно, является неотъемлемой частью оружейной культуры, но вот ажиотажного спроса после принятия этого закона мы не увидели.
Владеете ли вы оружием? И что бы вы порекомендовали тем, кто хочет его купить?
Да, я владелец оружия. Профессия обязывает. Это связано со службой — многие годы работаю в силовых структурах.
По поводу рекомендаций, то здесь все просто. Прежде всего, для себя нужно определить главное: а есть ли необходимость становиться владельцем оружия? Действующее законодательство весьма требовательно, кроме того, это еще и дополнительная, значительная ответственность как перед собой и близкими, так и перед окружающими. Нужно взвесить все обстоятельства — возможность обеспечить соблюдение правил хранения, быть уверенным в отсутствии доступа к месту хранения как посторонних лиц, так и близких людей.
Есть еще и юридическая сторона вопроса: нужно в совершенстве знать нормы законодательства, регулирующие оборот оружия, его транспортировку, применение. К сожалению, нередки факты превышения правил самообороны, которые заканчиваются уголовной ответственностью. Достаточно часто встречаются случаи привлечения владельцев оружия к административной ответственности за нарушение правил хранения и транспортировки.
И всегда нужно помнить, что оружие относится к предметам повышенной опасности. В вопросах его оборота нет мелочей и исключений.