Доходы россиян падают уже несколько лет подряд, не помогают даже манипуляции Росстата со статистикой. На этом фоне граждане озаботились поиском дополнительных источников дохода. Многие начали продавать различное барахло в интернете, однако самые прошаренные пошли дальше: начали отслеживать актуальные тренды и хайповые вещи и научились на этом зарабатывать. Из последних примеров — попытка навариться на деле в отношении журналиста Ивана Голунова. «Лента.ру» поговорила с теми, кто оседлал волну хайпа, и рассказывает, как быстро зарабатывать в интернете без регистрации и смс.
Корреспондент издания «Медуза» Иван Голунов был задержан 6 июня по подозрению в сбыте наркотиков, а через два дня отправлен под домашний арест. Журналист свою вину не признал и заявил, что наркотики ему подбросили, связав это со своей профессиональной деятельностью. Дело получило широкий общественный резонанс: за Голунова вступились журналисты, музыканты, деятели культуры и правозащитники. 10 июня три деловые газеты — «Ведомости», «Коммерсантъ» и РБК — впервые в своей истории вышли с одинаковой первой полосой в поддержку журналиста.
Уникальные номера изданий быстро стали дефицитом в киосках. Дело Голунова получило столь широкую огласку, что продавцы на «Авито» и подобных площадках сориентировались практически моментально. Уже через несколько часов после того, как издания появились на полках с прессой, интернет запестрел объявлениями об их продаже, причем цена варьировалась от 1,5 тысячи до 250 тысяч рублей. Продавец Евгений, который был готов отдать три газеты за 15 тысяч рублей, рассказал «Ленте.ру», как так получилось.
По его словам, подобные товары он ранее никогда не продавал, и назвать заработком это сложно: «Просто на руках остались лишние газеты за сегодня, в интернете увидел информацию, что эти номера продаются пользователями на "Авито", подумал — почему бы и мне их не загнать?». На вопрос о морально-этической стороне вопроса продавец ответил, что не считает, что зарабатывает на чужом горе. «Могу все вырученные деньги направить в какой-нибудь фонд», — добавил он.
О желании поддержать журналиста, а не заработать на нем сообщали и другие продавцы. «В первую очередь хочу сказать, что мы поддерживаем Ивана. И такой ход — еще один способ распространить информацию, а не заработать», — рассказал пользователь по имени Роман. В объявлении за 250 тысяч рублей было указано, что все вырученные средства якобы будут переданы матери Ивана Голунова. «Не хайпа ради, не ради заработка. Каждый поддерживает как может», — говорилось в объявлении.
Жажда сиюминутной наживы может быть безобиднее, а главное — прибыльнее. «Лента.ру» приводит монологи людей, для которых заработок в интернете хотя бы на время стал основным.
Игорь, 40 лет
Продажами на «Авито» я занялся с подачи моей супруги, которая заработала порядка 50 тысяч рублей на Масленице в прошлом году. Ребенку в сад нужно было чучело, и жена решила поколдовать самостоятельно. В итоге получилось довольно симпатичное, можно сказать, дизайнерское чучело. Решили выставить его на «Авито», «Юлу» и т.д. Пошли звонки, и мы начали клепать этих чучел буквально всей семьей. В этом плане удобно то, что мы живем в частном доме, у нас есть десять соток, жителям городских квартир, конечно, сложно будет таким производством заниматься. Продавали где-то по 2,5-3 тысячи рублей за чучело, маржа — 75 процентов. В целом довольно неплохая сезонная подработка. В этом году мы подготовились заранее и заработали уже под 100 тысяч.
Помимо наших чучел, я решил подзаработать и на других праздниках. Традиционно самые «урожайные» — 14 февраля и 8 марта. В этом году весь интернет буквально пестрел мишками из роз. Честно говоря, для меня прямо-таки загадка, как это уродство могло получить такую бешеную популярность. Супруга говорит, что и даром бы не взяла. Я в принципе того же мнения, но решил заказать пробную партию из Китая и посмотреть, как пойдет. Когда мишки пришли, я понял, что качество оставляет желать лучшего. Во-первых, розы кое-где отваливаются, во-вторых, эти медведи воняют какой-то химией. Приходилось их подклеивать и выветривать, упаковывали тоже сами.
Честно говоря, торговать чучелами оказалось куда выгоднее. На медведях мы заработали не больше 30 тысяч рублей, уж слишком высокая конкуренция в этом сегменте. Если на «Авито» вбить в поиск «мишки из роз», то он выдает буквально сотни предложений. Сложно конкурировать с оптовиками и большими компаниями. Вывод, который я для себя сделал, заключается в том, что нужно либо делать что-то свое — уникальное, как в случае с чучелами, либо строить полноценный бизнес на перепродаже товаров из Китая. Последним, мне кажется, сейчас не занимается только ленивый, но я что-то не очень верю в успех этого предприятия.
Алексей, 24 года
На «Авито» и подобных площадках я продаю уже давно, и для меня это основной вид заработка. Прежде чем браться за какой-то товар, я всегда проверяю с помощью сервиса «Яндекс» по поиску ключевых запросов, насколько он востребован. Отслеживать актуальные тренды можно с помощью Instagram, а также сайтов fancy.com и trendhunter.com. Также бывает полезно покопаться на Aliexpress — особенно удобно смотреть с телефона, там даже есть раздел, где блогеры что-то брали на обзор и описывают плюсы и минусы. Знаю, что некоторые ребята, работающие в товарном бизнесе, даже содержат штат собственных «ловцов трендов», которые, как правило, живут в Китае и активно мониторят рынок. Я, правда, до такого еще не дорос.
Когда в России все начали сходить с ума по Блохэю — акулам из IKEA, я сразу понял, что это хороший шанс заработать. Я даже не стал прощупывать почву, публикуя фейковые объявления, а сразу поехал в ближайший гипермаркет и затарился этими акулами. Цена одной штуки в IKEA — 1499 рублей, я не стал мелочиться и накинул еще тысячу сверху. Хранил все это добро у себя дома, квартира просторная — и в каком-то дополнительном складе я не нуждался. За октябрь-ноябрь 2018 годы, на которые пришелся пик акульего хайпа, я заработал более 300 тысяч рублей. Считаю, что можно было сделать и больше, если бы я спохватился немного раньше.
После того как волна хайпа с Блохэем сошла на нет, я взялся за мишек из роз и прочую чепуху, которую люди покупают своим половинкам: цветочные корзины, цифры из розочек и т.д. Наибольшим успехом, конечно, пользовались мишки, но в силу большой конкуренции приходилось публиковать сотни объявлений в день, чтобы поиск с большей долей вероятности выдавал потенциальным покупателям именно твой товар. К этому, кстати, стоит быть готовым, когда берешься продавать то, что сейчас на пике популярности. Да, спрос высок, но конкуренция еще выше. В настоящее время я продаю крепления для смартфонов Popsocket, беспроводные наушники, фитнес-браслеты, лампы для селфи, шары для сушки белья и прочее.
Людмила, 38 лет
Моей дочери 13 лет, она живо интересуется всеми трендами и новинками. Как-то она пришла из школы и рассказала, что учительнице подарили медведя из роз. Она вообще увлекается рукоделием, ей захотелось сделать такого мишку своими руками. Сделала одного, другого, третьего, мы раздарили друзьям и родственникам. В общем-то, это было просто хобби, которое мы через какое-то время решили начать монетизировать. Скажу сразу — получилось не очень хорошо. Дело в том, что мы потратили очень много денег на материалы для изготовления этих медведей. Во-первых, закупили слишком много, а во-вторых, не по самой выгодной цене.
Другая проблема, с которой мы столкнулись, — высокая конкуренция, поэтому, чтобы завлечь покупателей, мы делали минимальную наценку, отдавали задешево, предлагали бесплатную доставку. Иногда получалось, что отпускная цена была даже ниже себестоимости. В итоге наша бизнес-идея себя не оправдала, в минус не ушли, но и ничего не заработали. На данный момент мы, получается, просто отбили сумму вложений в материалы. Они, кстати, еще остались, и медведи остались. Все это лежит мертвым грузом на балконе, сейчас пытаемся от них избавиться. Покупают, но редко, сейчас ведь не сезон. Однако больше заниматься этим точно не планируем.
Артемий, 31 год
Я работаю кондитером на предприятии, и как-то подруга надоумила меня продавать торты на заказ в интернете. Опыта в продажах на тот момент у меня не было, до этого я только пытался загонять на «Авито» всякое барахло, которое находил у себя дома. Какую-то копеечку с этого имел, но не более того. Подруга помогала мне на первых порах, так что было не так сложно, да и время мы выбрали удачное — конец января, скоро пошли заказы ко Дню влюбленных. Честно говоря, это все меня довольно быстро утомило. Работать в две смены — сначала днем на предприятии, а потом ночью печь на заказ — оказалось слишком трудно.
В какой-то момент я решил помониторить, что еще продают к 14 февраля, и так я узнал о мишках из роз и бешеном ажиотаже вокруг них. Я тогда принял довольно эмоциональное решение — забить на торты и переключиться на медведей. Тогда же я узнал еще об одном тренде — неоновых масках. Я тогда вообще даже не понял, что это и каким образом они стали популярны, но уже точно решил завязать с тортами и перейти на хайповые товары. Печь я устал, но как-то отбить потраченное время и силы мне все же хотелось. Мишки продаются на рынках «Садовод», «Южные ворота», в торгово-ярмарочном комплексе «Москва», — там можно основательно затариться. Размещал объявления на «Авито», «Юле», в соцсетях — в частности, подруга помогла мне с Instagram, через него продажи шли неплохо.
По итогу за два месяца на мишках и масках я заработал около 180 тысяч рублей, так что эта эмоциональная затея себя полностью оправдала. Заниматься этим на постоянной основе я не планирую. Во-первых, меня пугают налоговые спецагенты. Где-то читал, что налоговики накрыли тверского кондитера, который так же, как и я, продавал тортики через интернет. В итоге ему пришлось сдать декларацию аж за два года. У нас же обычно такой бизнес никак не оформлен: люди работают дома, получают деньги на личную карту и не платят налоги. Оформлять ИП и во все это ввязываться по-серьезному у меня, честно говоря, пока нет желания. Но если я где-то еще увижу хайп вокруг какого-нибудь товара, то не против подзаработать по уже известной мне схеме.