Если у тебя есть мечта, жизнь обязательно предоставит возможность ее реализовать. С бизнес-идеей почти то же самое, правда, в этом случае нужно немало потрудиться и уметь рискнуть, иногда вопреки обстоятельствам. Путь от идеи до выращенной на собственной грядке культуры у фермера из Пермского края Сергея Катаева занял два года. Сейчас усилия уже приносят свои плоды, однако останавливаться на достигнутом предприниматель не собирается — за одной мечтой всегда следуют другие.
Идея создания собственного фермерского хозяйства родилась у Сергея пять лет назад, однако само хозяйство появилось лишь три года назад. «Причина банальна — у меня не было земли, — рассказывает Сергей. — Я хоть и родился в городе, там же учился, но жизнь всегда приводила меня в деревню — в детстве лето проводил там, собирался поступать в политех, но в итоге стал учиться в сельхозакадемии. Желание попробовать себя в сельском хозяйстве было у меня давно, но не было земли. И эти два года я потратил на то, чтобы найти земельный участок».
Три года назад хозяйство появилось, и первые площади были засажены чесноком. «Было очень тяжело, сажал самостоятельно в дождь и слякоть, но у меня получилось», — рассказывает предприниматель. Позже в рамках программы поддержки фермерства министерства сельского хозяйства Пермского края Сергей, как начинающий фермер, получил субсидию на развитие своего дела — полтора миллиона рублей. На эту сумму он купил необходимую технику и занялся развитием хозяйства.
На сегодняшний день хозяйство занимает полтора гектара, однако в планах Сергея в ближайшем будущем увеличить площади до трех га. Пока выращивают озимый чеснок, в планах на следующий год еще и картофель. Между тем ограничиваться только производством овощей фермер не собирается. «Сегодня уже всем известно, что удобрения — это довольно дорогостоящее удовольствие, особенно для начинающего фермера. Мы успешно протестировали собственную технологию производства органических удобрений. Мы знаем, как производить экологически чистые, натуральные удобрения, их производство будет одним из направлений развития бизнеса», — рассказал Сергей.
В производстве удобрений используются разработки челябинских и китайских ученых. «На выходе получается питательный грунт, наша технология позволяет сократить срок его производства с четырех лет до 14 дней.
Производство первой партии удобрений запланировано в объеме 300 тонн. «Конечно, в первую очередь мы будем производить его для себя, потому что главный вопрос, который я задаю себе каждый день, как удешевить производство и повысить качество продукции, а с точки зрения питательных характеристик ничего лучше я для своего хозяйства пока не нашел», — отметил предприниматель, добавив, что планирует выйти с разработкой и на рынок, чтобы оценить спрос.
Когда Сергей только начал заниматься выращиванием чеснока, то предполагал, что реализовывать его станет в первую очередь в своем регионе — среди местных фермеров. Однако выяснилось, что продукция пользуется спросом и далеко за пределами Пермского края. «В прошлом году весь чеснок был отправлен в центральную Россию — Владимир, Ивановскую и другие области, и для меня это стало приятным открытием», — рассказывает фермер. По его словам, большая часть продукции была закуплена хозяйствами для выращивания. «Мы всегда интересуемся у покупателей, куда продукция пойдет дальше — если покупают сети на еду, это одна история, если на выращивание, то мы покупателей консультируем, чтобы помочь им получить хороший урожай», — отметил предприниматель.
Спрос на чеснок российского производства есть и со стороны торговых сетей. Внутренний рынок обеспечен отечественным чесноком лишь на 10-13 процентов, а оставшуюся долю занимает Китай. «Китайская продукция дешевле, и здесь мы конкурировать не можем. Но качество нашей продукции выше: чтобы достичь нужного объема питательных веществ китайской продукции потребуется в три-четыре раза больше, чем нашей», — рассказывает Сергей.
К слову, Китай лидирует на чесночном рынке не только в России, но и в мире — на его долю приходится около 75 процентов производства этой культуры или в среднем более 20 миллионов тонн в год (по данным за 2016 год). Второе место занимает Индия с 1,4 миллиона тонн продукта, также в числе лидеров Бангладеш (381 тысяча тонн), Египет (280 тысяч тонн), Республика Корея (275 тысяч тонн). Россия в этом списке занимает шестое место (262 тысячи тонн).
«Выращивание овощей — работа сезонная, поэтому держать большой штат экономически нецелесообразно», — говорит предприниматель. В хозяйстве работает он сам, агроном-технолог, наемные рабочие — в зависимости от того, какую технологическую операцию нужно выполнить. «Например, опрыскивание я не доверяю никому — делаю сам, а на уборочные работы привлекаю специалистов — в прошлом году у меня работало 25 человек», — поясняет он.
В процессе организации и развития своего дела Сергей обратился за помощью к сервисам Портала Бизнес-Навигатора МСП. «На портале есть сервис создания сайта. В IT я совсем не специалист, но с помощью портала мне удалось за вечер создать собственный сайт, что стало для меня очень приятным открытием.
Сейчас я изучаю на портале информацию, касающуюся создания кооператива — у меня и моих единомышленников возникла идея об объединении усилий, — рассказал Сергей. — Чем мне помогает Бизнес-навигатор? Он за меня все мониторит, изучает, а мне выдает уже готовые решения!» К примеру, продолжает фермер, если речь идет о кооперативе, то на портале просто есть вся информация об этом — что такое кооператив, какие документы нужны, куда их необходимо предоставлять и сколько это стоит. «Если раньше мне потребовалось бы перелопатить кучу законов, нанять юриста, чтобы собрать нужную информацию, то здесь за меня эта работа уже выполнена», — добавляет предприниматель.
Сергей изучает на портале и информацию о кредитах, поскольку в перспективе расширение производства. «И по этому вопросу там уже есть готовые решения — нужно ввести свои параметры и получить информацию о банках, которые предлагают подходящие кредитные продукты, какие документы нужны, причем заявку можно оставить сразу же онлайн и не нужно никуда идти».
Помимо проектов, которые могут быть реализованы в ближайшем будущем, есть у Сергея и далеко идущие планы. «Возникло желание заняться производством ягод — жимолости», — рассказывает предприниматель. Жимолость, по его словам, очень перспективная ягода — не только потому, что в России ее выращивают слишком мало, но и потому, что ее экспортный потенциал огромен. «Если чесноком Китай нас заваливает сам, то с ягодами наоборот — проявляет большой интерес к закупкам», — говорит предприниматель.
Еще одно направление, которое Сергей планирует развивать — производство сельхозтехники. «Речь идет о сельхозтехнике для производства чеснока. Качественной сельхозтехники на сегодняшний день, по моим наблюдениям, на рынке немало, но стоит она очень дорого, потому что в основном европейская», — рассказывает он.
Проект по производству сельхозтехники Сергей планирует реализовать в сотрудничестве с производственной компанией «Орион». «Может быть, это громко сказано, но я уже представляю себе такой чесночный кластер — производство чеснока, удобрений, техники, — делится планами предприниматель. — Причем, что касается техники, которую мы можем произвести, по ряду позиций аналогов в России на сегодняшний день просто нет».