Экономика
07:33, 26 июня 2019

Лицом к человеку Предприниматели из Хабаровска об эффективности семейного дела

Григорий Шугаев (business@lenta-co.ru)
Фото: «Стирай-город»

Количество прачечных, по разным данным, с каждым годом возрастает от 6 до 20 процентов. Это происходит, несмотря на невысокую маржинальность этого бизнеса и то обстоятельство, что практически у всех дома теперь есть стиральные машины. О том, как семейное дело — сеть городских прачечных «Стирай- город» — может победить любые трудности, «Ленте.ру» рассказали Евгений и Мария Масловы из Хабаровска.

От учительства к практике

Евгений и Мария Масловы из Хабаровска закончили Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета и посвятили себя бизнес-тренерству и HR-консалтингу. Евгений трудился на позиции главного специалиста в «Мегафоне» и «Евросети». Мария была главным специалистом по развитию персонала банка «Восточный» — кредитной организации федерального значения.

Как часто бывает в современном мире, заняться семейным бизнесом пару побудило рождение ребенка. «Встал вопрос — чем мне можно заняться в декрете и после него, воспитывая ребенка, — вспоминает Мария Маслова. — И решили попробовать семейный бизнес — открыть свою первую прачечную. Подумали: получится — останемся в бизнесе. Не получится — выйду на работу после декретного отпуска».

«Мы все же были бизнес-тренерами. У нас появилась возможность воплотить в жизнь идеи из прочитанных умных книг и воспользоваться хорошей практикой общения с предпринимателями разного уровня», — говорит Евгений Маслов. Супруги взяли два стандартных потребительских кредита, нашли московского поставщика оборудования, который сделал очень хорошее предложение и к тому же поделился бизнес-планом, и работа закипела.

Масловы начинали скромно: купили 2 стиральные и 2 сушильные машины. Сейчас у супругов 4 прачечные под торговой маркой — «Стирай-город». «Бизнес нас так увлек, что возвращаться на наемную работу не захотелось, — смеется Мария. — Евгений, правда, подрабатывает время от времени "на стороне" — его высокая квалификация и отличная репутация не позволяют заказчикам забывать о нем. А вообще говоря, каждый день на работу в одно и то же время никто из нас ходить уже не хочет — мы сами себе хозяева, хоть и стали работать больше».

Бизнес начинался, как и у всех — с поиска помещения. «Для нашего бизнеса местоположение имеет решающее значение, так как прачечная должна находиться на перекрестке людских потоков и быть удобной с точки зрения доступности, и кроме того, обязано соответствовать всем техническим требованиям для работы экспресс-прачечной, — рассказывает Мария. — Мы даже закрывались из-за неудачного места и переезжали на новое. Но потом появился Бизнес-Навигатор МСП — лучший инструмент для того чтобы найти помещение».

Второй важный аспект деятельности любого малого предпринимателя — надежность контрагентов и поставщиков. «Мы всегда проверяем поставщиков, они у нас меняются — мы заказываем оборудование не у кого-то одного, а у того, у кого цена на данный момент приемлемая, — рассказывает Евгений. — Очень страшно отправить полмиллиона рублей — а это очень крупная для нас сумма — и ничего не получить взамен. Тут Бизнес-Навигатор МСП — отличный бесплатный помощник. А ведь до него у нас была ситуация, близкая к мошенничеству, — некие московские товарищи пытались нас убедить, что мы, дескать, деньги отправили куда-то не туда. С Бизнес-Навигатором МСП такой трюк был бы не возможен».

«Голубой океан»

Что позволило чете Масловых успешно начать свое дело? «Мы стали строить бизнес, который работал по старым правилам: длинные сроки, высокие цены и не всегда клиентоориентированным персоналом. Наш внутренний девиз: семейный бизнес, пропитанный любовью к людям, — говорит Мария. — Бизнес для того, чтобы город жил лучше. Это не пустые слова для нас. Мы хотим сделать наши услуги доступными для большего количества семей в нашем городе».

Главное же, что супруги Масловы, искушенные в экономической теории, стали применять ее на практике в своем деле. «Бизнес мы строили по принципу стратегии "Голубого океана", — говорит Мария. — Нередко бывает, что кто-то открывает прачечную на нашей территории и начинает бороться за потребителя здесь же: по тем же ценам и на тех же условиях. То есть делает в точности так же, как у конкурентов, но при этом пытается сделать так, чтобы бизнес выжил».

Стратегию «Голубого океана» разработали в начале 2000-х годов Ким Чан и Рене Моборн. Концепция предполагает бурный рост и высокую прибыльность компаний, которые могут генерировать продуктивные бизнес-идеи, создавая не существовавший ранее спрос на новом рынке, что и называется «голубым океаном», где практически отсутствуют конкуренты, вместо того, чтобы конкурировать со множеством конкурентов на малоприбыльных рынках, который авторы окрестили «океаном алым».

«Мы основывались на принципах, которые существуют на рынке, но интерпретировали их иначе. Мы заходили на рынок и говорили, что работаем по-другому. Таким образом, мы стали отличаться от конкурентов по очень большому количеству позиций. И прежде всего, это открытость всех процессов, клиента обслуживаем в двух форматах: само- и экспресс-обслуживание. Поэтому клиенты нас и выбирают», — говорит Мария Маслова. «У нас важное конкурентное преимущество — срок обслуживания до 24 часов, тогда как большинство наших конкурентов выполняют заказы за трое суток и более, — продолжает Евгений. — И доставка работает у нас четыре раза в неделю, что очень хорошо для региональной сети».

Дорогие клиенты

За клиента прачечных надо бороться — ведь стиральные машины есть почти у всех горожан. «Кто наши клиенты? Это те, кому нужно постирать большие, объемные, неформатные вещи. Или нужна какая-либо тщательная стирка, — говорит Евгений Маслов. — А главное, мы работаем для тех, кому нужно профессионально высушить вещь — например, пуховик. Если его постирать дома, то вы скорее всего получите уже совершенно иную вещь — он будет тонкий, плохо держать тепло и на нем могут появиться разводы. Вторая категория клиентов — люди, которые ценят свое время и готовы за это платить. Это или очень большие семьи или наоборот — одинокие мужчины, которым на неделю нужно штук семь сорочек. Ну и меньший процент — люди, у которых машинки нет — чаще всего это, конечно, студенты или арендаторы квартир без стиральной машины».

Отдельная категория — корпоративные клиенты, доля которых растет. В Хабаровске таких заказов пока немного. Но чету Масловых это ничуть не смущает: «На всех рейсах, вылетающих из Хабаровского аэропорта, накрахмаленные, белоснежные салфетки — они стираются у нас, — говорит Мария. — Также наши клиенты — магазины Leroy Merlin, для персонала мы стираем рабочую одежду. Много парикмахерских, салонов красоты, саун и производителей продуктов питания».

«Более 40 процентов новых клиентов приходят по рекомендации своих друзей и знакомых. Мы любим наших клиентов и любим с ними общаться, а они отвечают нам взаимностью: рекомендуют нас своим друзьям», — говорит Мария Маслова. — В социальных сетях основной продающий инструмент это Instagram. Но второе место после отзывов клиентов у нас занимает присутствие в различных справочниках, — этому мы уделяем особое внимание. Реклама по телевидению, радио, как и наружная, нас не интересует совсем».

Семейный бизнес Масловых — сеть прачечных «Стирай-город» выиграл целый ряд значимых предпринимательских конкурсов. Два года подряд Масловы становились победителями городского конкурса «Лучший предприниматель года» в номинации «Семейный бизнес». Побеждали и на краевом конкурсе. Кроме того, «Стирай-город» стал лауреатом федерального конкурса «Сто лучших товаров России» в номинации «Услуги». Есть награда и от всероссийского конкурса «Бизнес-успех».

В этом году Масловы планируют открыть еще две прачечные и развивать продажи франшизы. «Мы ведь прошли большой путь, создали свою торговую марку и зарегистрировали ее, — говорит Мария. — Бизнес с любовью к людям неприбыльным не бывает».

< Назад в рубрику