Экономика
00:03, 2 июля 2019

«70 процентов профессий исчезнут в следующие 10 лет» Как вырастить Стива Джобса и победить бедность в России? Отвечает ведущий экономист Европы

Анастасия Стаханова
Кадр из фильма «О чем говорят мужчины»

Государство поглотило российскую экономику, не оставив места для частного бизнеса. По данным Федеральной антимонопольной службы, государство и госкомпании контролируют 70 процентов экономики страны. И улучшений в этом не предвидится: россияне избегают занятий бизнесом, опасаясь давления со стороны государства и силовиков. В это время за рубежом навыки предпринимательства уже давно стали для людей такой же естественной вещью, как умение читать и писать. И эти способности будут единственным, что спасет людей в следующее десятилетие от замены алгоритмами и роботами, считает один из ведущих европейских исследователей феномена предпринимательства Николаус Франке. В интервью «Ленте.ру» он рассказал о том, как найти идею для бизнеса, повторить успех Стива Джобса и можно ли сделать это в России.

«Лента.ру»: Вы изучаете предпринимателей с точки зрения науки. Кого с вашей точки зрения можно считать предпринимателем?

Руководитель программы «Предпринимательство и инновации» в венской бизнес-школе WU Executive Academy Николаус Франке: Обычно СМИ показывают предпринимателей как «одиноких рейнджеров», супергероев. У них есть собственная идея, они бросаются в новые начинания и умудряются найти выход их любой ситуации. Стив Джобс, Билл Гейтс, Илон Маск — все эти люди действительно существуют. Но, честно говоря, они являются только начинателями бизнеса, а за успехом каждой компании с первого дня стоит команда. Часто бывает так, что она состоит из человека со знаниями в области технологий и человека с бизнес-навыками. Первый сосредоточен на деталях, в то время как второй видит картинку в целом и понимает, в каком направлении бизнес должен развиваться. Важность хорошей команды невозможно переоценить. Вряд ли вы сможете найти хотя бы одного предпринимателя, который сделал все в одиночку, потому что это просто невозможно.

Вы относите к предпринимателям Чингисхана и Ганди. Пожалуйста, могли бы вы пояснить это?

Бизнес — это только одно из проявлений предпринимательского начала. Быть предпринимателем — это определенный образ мышления, способность создавать что-то с нуля, способность, имея идею, воплотить ее в жизнь. И если смотреть на предпринимательство с этой точки зрения, вы также окажетесь предпринимателем: никто не говорит вам, как писать ту или иную статью. Это ваше самостоятельное решение.

Таким образом, менеджеры, политики, ученые, деятели искусства, учителя — все они являются предпринимателями. Эти люди находят проблему, видят в этом возможность сделать что-то новое и затем тяжело работают над тем, чтобы претворить идею в жизнь. Предприниматели — это люди, которые не боятся риска и всегда открыты новым идеям. Если мы посмотрим на мир в его нынешнем состоянии, мы увидим множество сфер, в которых нужны предпринимательские способности. В политике, экологии, ликвидации бедности, борьбе с болезнями. Нужны люди, которые скажут: «Да, я вижу проблему и я попробую ее решить!» Это определенный склад ума, который в современном мире очень ценен. Я бы сказал, что в XXI веке предпринимательские способности — это такой же необходимый навык, как в XIX веке умение писать, а в XX — пользоваться компьютером и знать английский язык.

Вы считаете, с предпринимательским даром рождаются, или же его можно приобрести. Какой шанс, что у успешных в бизнесе родителей дети также преуспеют?

Существуют исследования, которые сравнивают однояйцевых и разнояйцевых близнецов. В обоих случаях дети одного возраста растут в одной среде и имеют одинаковые гены. Единственная разница в том, что однояйцевые близнецы на сто процентов идентичные. Если мы видим, что оба близнеца в однояйцевой паре становятся предпринимателями, а в разнояйцевой только один, то мы можем заключить, что дело в гене. Есть несколько исследований об этом: согласно им, вероятность в 40 процентов, что способности к предпринимательству передадутся ребенку по наследству. Вопрос в том, специальный ли это ген предпринимательства? Скорее всего, нет. Вероятно, это набор генов, от которых зависят способности, связанные с предпринимательством — ум, креативность, мотивация. Однако их наличие не гарантирует, что ты станешь успешным предпринимателем.

Но в мире достаточно примеров, когда у среднестатистических людей рождались талантливые дети, а бизнес-династии прерывались из-за неодаренных наследников?

Причина в том, что такие выдающиеся люди, как Билл Гейтс или Стив Джобс, — это абсолютные исключения из правил. Они обладают исключительными способностями и невероятной удачей. Однако любые (даже самые феноменальные) качества человека будут усреднены в следующем поколении. Хороший пример — ситуация с ростом человека. Если родители очень высокие, то велики шансы, что и ребенок будет высоким, но чуть ниже, чем отец и мать. Если бы это было не так, то люди уже были бы десятиметрового роста. Эта тенденция к усреднению качеств работает в отношении всех исключительных характеристик человека.

Вы говорите, что с предпринимательским даром рождаются, однако можно ли этому научиться?

Ситуация с предпринимателями во многом похожа на ситуацию с музыкой. У вас не получится из любого человека сделать исполнителя мирового уровня. Но если у вас есть музыкальные способности, то путь к карьере профессионального музыканта будет проще, если появится наставник, который поможет раскрыть ваш талант. То же самое с предпринимательством. Намного легче учиться у других и использовать проверенные инструменты и методы […] Музыкантам нужны учителя, атлетам — тренеры, предпринимателям нужно образование. Талантливые люди необходимы бизнесу, но одного таланта недостаточно, чтобы стать успешным. Для этого существует наша MBA-программа. Мы ищем таланты и помогаем им сделать следующий шаг на пути к успеху.

Вы говорили, что предприниматель должен уметь рисковать. Это вызывает много вопросов: разве можно, например, взять условного 40-летнего мужчину и изменить его личность, сделав рискованным. Можно ли этому научить?

Любой человек может стать лучше, и это одна из черт, которая востребована повсеместно и нужна в любой профессии. Но совершенствоваться получится до определенной степени. Например, среднестатистический человек может улучшить спортивные качества с личным тренером, но вряд ли он станет профессиональным спортсменом. Любой человек может стать лучше с помощью образования. Исключением будут только совершенно «алгоритмированные» люди, которые не допускают никакого риска (их абсолютное меньшинство и им будет очень тяжело в следующие десятилетия). Между тем мы не можем изменить личность человека, да я и не уверен, что мы вообще должны это делать. Но мы можем помочь людям оформить то, что у них уже есть, преодолеть страхи, найти вдохновение и собственный путь.

Какие основные препятствия перед человеком на пути к тому, чтобы стать предпринимателем?

Это зависит от страны. Обычно для европейцев проблема в том, что нужно пробовать добиваться своей цели. Люди слишком боятся провала — и не только его экономической стороны. Она-то обычно как раз не так важна. Больше всего они опасаются того, что за ними закрепится образ неудачника, который попробовал и провалился… Такая же ситуация, только еще хуже, в некоторых азиатских странах, где на провале акцентируют внимание. Если человек действительно провалился, то единственное, что он может сделать — это харакири. С другой стороны, в США, например, дела с этим обстоят намного лучше: для американцев попробовать что-то, проиграть и вынести из этого урок — часть успеха. То, что нам нужно сделать, это создать культуру проигрыша […]

Нужно объяснить человеку: если что-то пошло не так, это не конец света. Например, Уолт Дисней — известнейший предприниматель, которого знает весь мир, не так ли? У него было три провала до того, как в четвертый раз он добился успеха. Поэтому очень важно иметь рациональный подход к риску и провалу и создавать среду, в которой люди готовы принимать на себя риски. Это то, над чем многие компании и институты должны работать, в том числе СМИ и система образование. Дело в том, что у нас есть привычка наказывать людей за ошибки. Например, одна из самых грустных вещей в образовании — что самые лучшие ученики в классе никогда не совершают ошибки. Но это скучные, совершенно «системные» люди без свежих идей. Нам же нужны люди, которые умеют мыслить широко и имеют храбрость совершать ошибки.

Как на предпринимательство повлияют новые технологии и вообще XXI век. Что будет с рынком труда в целом?

Надо понимать, что работа, где вас просто нанимают для выполнения обязанностей, где вы, как робот, следуете установленному алгоритму, исчезнет. Все знают об исследованиях о количестве профессий, оказавшихся под угрозой из-за digital-революции, компьютеров и алгоритмов, которые заменяют людей.

В этих условиях угадайте, какие профессии последние в очереди на замену роботами? Это те профессии, в которых нужны предпринимательские навыки, где человек может распознать проблему, которую никто больше не замечает, а затем найти решение для нее. А это чертовски сложно! Я не уверен, что когда-нибудь алгоритмы смогут заменить предпринимателей. Однако многие другие профессии, по разным оценкам, от 30 до 50 или даже 70 процентов в следующее десятилетие исчезнут… Это одна из причин, почему предпринимательство — очень востребованное направление в нашем университете. Многие молодые люди видят эту тенденцию на рынке труда и хотят быть готовыми к этому неопределенному будущему, в котором неясно, какие профессии выживут.

Вы являетесь автором теста на выявление способностей к предпринимательству. Ваш метод не делает поправку на культуру и страну. Справедливо ли будет предположить, что предприниматели везде одинаковые — в Австрии, России, Сирии?

Я думаю, что в целом во всем мире способности, которые нужны для того, чтобы быть предпринимателем, одинаковы. Это способность распознать возможность. Кроме того, нужно иметь драйв для того, чтобы что-то делать. Это одинаково для Индии, Китая, России, Италии. Так было сто лет назад и так будет через пятьсот лет. Предпринимателям нужны две эти фундаментальные вещи, и тест это определяет. Однако чтобы быть успешным в определенной стране, например, в России, вы, конечно, должны знать более частные вещи. Такие же «частности» нужно знать для того, чтобы преуспеть, к примеру, в Силиконовой долине. Совершенно верно, что есть обстоятельства, места, культура, время, а также набор знаний, необходимый для того, чтобы быть предпринимателем.

Как государство может поддержать предпринимательство?

Нужно создать условия для появления большого количества стартапов. Я думаю, это самая важная вещь. После этого необходима сильная экосистема — она состоит из определенного числа игроков, вместе создающих атмосферу на рынке, в которой хорошие идеи и стартапы могут развиваться. Это смесь денег, фондов, бизнес-ангелов, венчурных капиталистов, коворкингов, бизнес-инкубаторов, образовательных программ. Мы часто видим, что люди, у которых недостаточно образования в области предпринимательства, делают одинаковые ошибки. В частности, если речь идет о технологическом стартапе, то нередко команда, начиная писать свой бизнес-план, просто описывает разработанную ею технологию и только потом очень нескоро задает себе вопрос: «А кто же это купит? Кто наш клиент? А, точно, клиент тоже важен!»

Это неправильно и это то, чему мы, в частности учим в рамках нашего курса предпринимательства: нужно фокусироваться на клиенте, на спросе, на проблеме, которую идея стартапа должна разрешить. И образование — та сфера, в которую государство очень вовлечено. Кроме того, государство должно содействовать появлению необходимой экосистемы. Она не должна полностью находиться под государственным контролем, но государство играет в этом важную роль. Даже если мы посмотрим на Силиконовую долину: о ней часто говорят «частные деньги», «бизнес-ангелы». Сейчас это правда, но в самом начале эта экосистема во многом регулировалась государством. В частности, с этим местом связаны военные исследования и разработки. Кроме того, университеты выступали хабом для стартапов. В основе успешной стартап-экосистемы в основном и лежат университеты, где проводятся исследования, где молодежь обменивается идеями. Во многих странах это целиком или отчасти регулируется государством.

Однако в России идея занятия бизнесом непопулярна в связи с тем, что часто встречаются притеснения предпринимателей, и нет гарантии неприкосновенности частной собственности. Более того, 60-70 процентов всей экономики контролируют государство и госкомпании. Как можно заинтересовать бизнесом в таких условиях?

Длинный и полный ответ будет таков: нужно внедрить в общество идею быть предпринимателем через образование и СМИ. Тогда люди поймут, что бизнес им по плечу, что они смогут его потянуть и стать успешными. СМИ важны, потому что люди формируют свой взгляд на мир отчасти с помощью медиа, отчасти с помощью семьи. «Залезть» в семью очень тяжело, но вот на медиа и образование повлиять можно…

Нужно, чтобы детские сады, школы, университеты предоставляли возможность пробовать свои силы в предпринимательстве. Я глубоко верю в этот образ действия. Хочу привести наглядный пример: знаете сериал «Теория большого взрыва»? Все эти занудные студенты научных факультетов, которые не имеют представления о реальной жизни. Знаете, какой эффект они произвели в Великобритании? Люди пошли учить физику. Конечно, в какой-то мере эффект был достигнут за счет комедийной составляющей сериала, но благодаря ей, люди начали считать этих зубрилок не только странными, но и крутыми. Я верю, что если бы появился подобный сериал о предпринимателях, обо всех случаях, когда они пытаются заработать деньги, изобретают новые идеи, проваливаются, потом все повторяется снова, то он создал бы импульс для предпринимательства. Однако такой сериал должен быть адаптирован для местного зрителя.

Приведу вам конкретный пример давления на бизнес: дело американского инвестора Майкла Калви, который много лет работал в России и призывал других зарубежных инвесторов вкладываться в нашу страну. В начале 2019 года он был арестован, после чего в России забили тревогу по поводу давления государства на бизнес. Как в таких условиях бизнес может развиваться?

К сожалению, я не слышал об этом деле. Однако вы указываете на действительно важную вещь: стабильность и гарантированность прав на уровне государства — очень важны для предпринимательства. Это в какой-то степени причина, почему некоторые страны очень бедные. Например, некоторые государства Африки бедны не потому, что люди там глупые или не хотят что-то делать. В этих странах все устроено таким образом, что там нередко невозможно построить что-то успешное. И это системная проблема. Если бы меня попросили дать совет предпринимателю из страны, в которой все твои достижения могут просто отобрать, я бы предложил ему заниматься бизнесом в другом месте. Или изменить систему — потому что это тоже своего рода предпринимательская активность. Для нее нужна храбрость, и это тяжелая работа.

У вас есть три совета тем, кто хочет, но не решается стать предпринимателем?

Не нужно ждать момента, когда вас неожиданно озарит идея. Это очень типичная ошибка — смотреть на звезды и ждать, когда свершится чудо. Нужно искать людей с идеями, но сосредоточиться на тех, у кого нет способностей претворить их в жизнь самостоятельно. Это могут быть инженеры, ученые, изобретатели — их очень много.

Обращайте внимание на проблемы, с которым люди обычно сталкиваются, с которыми сталкиваетесь. вы. Когда вы в последний раз были раздражены? Может быть, это было в длинной очереди в супермаркете или когда у вас возникли проблемы со входом в электронную почту? Что бы это ни было, любая проблема — это возможность. И если эта проблема не только ваша, но с ней сталкиваются и другие люди, — вероятно, это возможность для того, чтобы начать свое дело. Просто начните что-то делать и пообщайтесь с потенциальными клиентами. Очень часто клиенты говорят: «Ну нам не нужно то, что вы предлагаете, однако нам может понадобиться то, что похоже на ваш продукт. Вы не думали вот о таком?» И будьте полностью открыты ко всему.

< Назад в рубрику