Практически все, отдыхавшие в Австрии, были в Вене, большинство — в Зальцбурге. Грац — третий по величине и значимости город страны — не так популярен у российских туристов. Но совершенно напрасно: это старый город со старинными кварталами, признанными наследием ЮНЕСКО, и интересным музеем современного искусства. Корреспондентка «Ленты.ру» посвятила день прогулке по Грацу и не разочаровалась.
Большинство организованных туристов сразу по прибытии в город отправляются по музеям. Поэтому я предпочитаю неорганизованные поездки: что хочешь, то и делай в новом для себя городе и в любом порядке. В Граце, куда я приехала поездом довольно ранним утром (для туристки, а не для трудолюбивой австриячки), я начала с чашечки кофе и плюшки с корицей. Идеальное место для этого — любое открытое кафе на ратушной площади Граца (это настоящая выставка архитектурных стилей трех веков, от XVII по XIX включительно). Старый город — Альтштадт — в этом году отмечает 20-летие признания его культурным наследием ЮНЕСКО. Попивая кофе (или, например, какао) на одной из его узких улочек, можно почувствовать себя путешественницей во времени.
Если же желаете футуристической экзотики — можно пойти на искусственный остров на острове, похожий на гигантскую стеклянную змею. В «голове» причудливой «рептилии» разместились кафе (недешевое), туристический офис, где можно взять буклеты о местных достопримечательностях, и магазин сувениров. В кафе на острове, кстати, лучше не завтракать, а обедать с местным австрийским вином: белое вполне недурное, а десертный айсвайн так даже вполне хорош.
После кофе и плюшек автономной туристке самое время пройтись по магазинам: вечером будет некогда, да и в Австрии они рано закрываются. Самое интересное в Граце — маленькие антикварные магазинчики. Они строго придерживаются специализации: один торгует серебром, вышитыми сумочками и домашними безделушками, другой — гравюрами, третий — только и исключительно светильниками в стиле ар-деко и конструктивизма. Из этого магазина мне уйти было сложнее всего: лампы отличные и в превосходном состоянии. При желании покупатель-турист может оформить доставку (в другую страну в том числе) и не гулять по городу с лампой под мышкой. В Граце регулярно разворачиваются субботние блошиные рынки, где можно поживиться старыми вещами по весьма либеральным ценам.
Однако удовольствия — удовольствиями, но нужна и культурная программа. О Граце до поездки мне было известно две вещи: там есть отличный музей современного искусства и совершенно невероятный музей оружия. Логично было осматривать город, так сказать, в хронологическом порядке — а значит, начать со второго. Арсенал, или по-немецки Landeszeughaus, Граца уникален тем, что в нем собрано главным образом холодное оружие, как наступательное, так и оборонительное, — от мечей (особенно хороша коллекция древних двуручных «фламбергов» — «пламенеющих клинков»: выгнутая кромка имела лучшие рубящие свойства без утяжеления лезвия), копий и алебард до доспехов (для воинов и их коней), шлемов и щитов.
Если верить гиду, то оружием и снаряжением, хранящемся в грацском арсенале, можно экипировать несколько тысяч человек — это современная дивизия. Так случилось потому, что в середине XVIII века средневековое холодное оружие и доспехи, что называется, окончательно потеряли актуальность в связи с кардинальным изменением самой формы и стратегии войны. Можно было бы весь этот металл просто пустить на переплавку, но императрица Мария Терезия (мать двух императоров и злосчастной французской королевы Марии-Антуанетты) проявила поистине гениальную прозорливость и обеспечила Грац прекрасным музеем: по ее велению в местный арсенал свезли все сколько-нибудь ценное и интересное оружие из всех арсеналов империи.
Особый интерес (и это логично) у посетителей арсенала вызывают рыцарские доспехи. В частности шлемы: там можно досконально разобраться, как именно рыцарь надевал шлем «армэ» с узкой прорезью для обзора. Интересно также посмотреть на конский шлем, или наголовник-шамфрон: чтобы лошадь хорошо видела и при этом не получила стрелу или копье в глаз, прорези защищены выпуклыми решетками. Впрочем, в Landeszeughaus представлено не только холодное оружие. Интересующиеся «предками» современных автоматов могут полюбоваться там разными модификациями кремневых ружей и старинными мортирами и пушками.
Впрочем, интереснее посмотреть на пушки в их, так сказать, естественной среде обитания — на крепостных стенах. В Граце это можно сделать в цитадели Шлоссберг (в переводе — «Замковая гора»), увенчанной древней четырехугольной башней Уртурм («часовая башня», по-немецки Uhrturm), символом Граца, многократно растиражированным на всяческой сувенирке. Гора при этом совершенно не фигуральная, и подъем на нее, особенно в жаркий день, может оказаться делом весьма энергозатратным — если подниматься по старинке, по зигзагообразной булыжной дороге или по довольно крутой лестнице.
Кроме пушек и Уртурма, наверху почти ничего не осталось от неприступного некогда Шлоссберга: до 1809 года его ни разу не захватывал неприятель. Но во время наполеоновских войн французы ворвались в Грац и разрушили замок. До наших дней сохранились пара бастионов, на которых любят фотографироваться туристы и где сейчас размещаются кафе (дорогое, но с прекрасным видом) и сувенирные лавочки. Самый приятный вариант провести время в Шлоссберге, раз уж ты сюда все-таки поднялся, — устроить небольшой пикничок, любуясь городом сверху и разбитыми в бывшей крепости цветниками.
Неизбывная прелесть Граца, в отличие от тех же Вены или Зальцбурга, — он не осажден туристами, как Шлоссберг наполеоновскими войсками. И пить минералку или кофе, и есть бутерброды, и фотографироваться можно спокойно, не деля кусочек роскошного пейзажного фона с двумя десятками других разноплеменных туристов. Хотя... «Правей, правей, тут лучше видно!» — перекликаются в отдалении по-английски туристы, устраивающиеся большой компанией для эффектного группового снимка. Впрочем, это почти не отвлекает от вялых, но приятных размышлений о красоте и совершенстве всего сущего. Такие мысли часто накатывают в отпуске, и слава богу.
Необязательно снова спускаться с горы по булыжнику: внутри горы прорублены туннели и есть лифт. Кроме того, от подножия горы к ее вершине ходит фуникулер, приятный не только относительной быстротой подъема и спуска, но и тем, что из его кабинки открывается прекрасный вид на город и рассекающую его реку Мур. Если не жалко денег (билет стоит около 2 евро), можно покататься в свое удовольствие.
Жаль, что протяженность зубчатого подъема фуникулера всего 212 метров, так что на разглядывание черепичных крыш города из кабинки будет не так уж много времени. Кстати, подъемное устройство на канатной тяге известно в Граце еще с XVI века, но поднимали им только грузы, в основном провизию и боеприпасы. Фуникулер для пассажирских перевозок появился только в 1894 году, когда замок уже давно утратил свое фортификационное значение и стал туристической достопримечательностью и местом прогулок горожан.
В кабинке фуникулера — шумное разноязычье, среди которого выделяется звонкий голос русского ребенка: он машет руками, прижимает нос к стеклу и кричит: «Смотрите, смотрите, это летающая тарелка!» За «тарелку» дитя приняло совершенно инопланетное здание музея современного искусства — Кунстхауса на другом берегу Мура. Честно говоря, мне это голубое стеклянное обтекаемое сооружение напоминает не инопланетный космический корабль, а инопланетное же чудовище со странными то ли шипами, то ли усеченными щупальцами, то ли присосками, — но тут уж, как говорится, на вкус и цвет.
В общем, и мальчик из фуникулера, и я оказались неправы. Кунстхаус не летающая тарелка и не космическое чудовище, а «Дружественный инопланетянин» (The Friendly Alien). Так, во всяком случае, представляют здание в стиле blobitecture (он же blobism и blobismus) по проекту британских архитекторов Колина Фурнье и Питера Кука в самом музее. «Дружком», обшитым прозрачными пластиковыми панелями и слегка напоминающим амебу (это как раз отличительная черта blobitecture), Грац обзавелся в 2003 году — тогда же город был на год назначен «Культурной столицей Европы».
Тем, кто приедет в Грац этим летом, музей предлагает ультрафутуристическую инсталляцию Connected. Peter Kogler with… — работа медиа-художника Питера Кеглера, творящего на стыке компьютерной графики, кино, коллажа и архитектуры. Несколько инфернальному визуальному ряду «подыгрывают» пианолы: за музыкальное сопровождение отвечает Atelier Algorythmic и студенты Университета музыки и исполнительских искусств Граца (кстати, помимо прочего Грац — университетский город, студентов там чуть меньше 60 тысяч). А осенью в музее откроется несколько более привычная обывательскому взгляду экспозиция Arts Crafts — работы современных художников в традиционных техниках.
Несмотря на все бесспорное креативное безумие своей архитектуры, Кунстхаус не только очень фотогеничен, но и по-своему уютен: кроме громадных бетонных выставочных залов, в нем есть вполне человечное пространство на верхнем этаже, напоминающее крытую террасу, где посидеть и отдохнуть могут не только купившие кофе в кафе, но и все желающие. Также жители города приводят в музей детей на художественные кружки и развивающие занятия, а в музейном магазинчике можно купить небанальные сувениры с символикой Граца или книги по искусству.
Вечером, когда я покидаю центр Граца, отправляясь на вокзал, «Дружественный инопланетянин» подмигивает мне и другим туристам и жителям Граца голубенькими лампочками своей 900-метровой BIX-инсталляции на фасаде: пытается выйти на контакт, очевидно. Понять ничего не удалось, но он очень старался. Будет что вспомнить.