Нацпроекты
00:05, 20 июля 2019

Реальный форсаж Новый мегапроект разгонит экономику России. Сколько это будет стоить?

Елизавета Городищева (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Крупнейшие российские города планируют связать с помощью дорог будущего — высокоскоростных железнодорожных магистралей, по которым поезда будут двигаться со скоростью 400 километров в час. Они обойдутся России в триллионы рублей, но обещают огромный экономический эффект, значительно ускорив поездки и доставку грузов по стране. Строительство первой такой магистрали должно начаться уже в ближайшие годы благодаря нацпроектам. Пока же правительство стоит перед выбором: построить дорогу из Москвы в Казань или из Москвы в Петербург. Дорогие перспективы проехать с ветерком — в материале «Ленты.ру».

Идея создания высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) обсуждается со времен СССР, однако, несмотря на несколько попыток, за 30 лет после распада Союза ни одна дорога так и не была построена. В 2018-м власти решили дать проекту новый толчок. Строительство ВСМ в России стало частью нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», рассчитанного до конца 2024 года. Одна из главных задач программы — реализация первого этапа строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в России в ближайшие пять лет, для чего из бюджета планируется выделить 621,8 миллиарда рублей.

Изначально власти планировали реализовать ВСМ по маршруту Москва —Казань, а стоимость дороги оценивалась в 1,7 триллиона рублей. Проект был предложен в 2013 году и позволил бы преодолевать 800-километровую дистанцию за 3,5 часа вместо привычных 11,5. Кроме того, в перспективе были планы продлить маршрут до Екатеринбурга и даже дальше, до Китая. Первый этап, предполагавший строительство линии Железнодорожный (Московская область) — Гороховец (Владимирская область) и организацию движения пассажирских поездов от Москвы до Нижнего Новгорода по существующим путям, был включен в комплексный план модернизации, опубликованный в октябре прошло года. В конце 2018 года Главгосэкспертиза даже успела одобрить первый этап масштабной стройки.

Однако магистраль в казанском направлении вызывала споры в правительстве, многие усомнились в рентабельности проекта. План поддерживал вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспорт и нацпроект по модернизации инфраструктуры, но критиковал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Он в декабре прошлого года счел ВСМ в этом направлении бессмысленной: «Поскольку между Казанью и Москвой действует нормальное авиасообщение, по времени все равно авиасообщение будет быстрее, чем высокоскоростной поезд, поэтому экономический смысл [строительства ВСМ в этом направлении] фактически отсутствует». Аналогичное мнение Силуанов высказал в отношении грузоперевозок: ВСМ Москва — Казань нерентабельна в сравнении с транспортировкой по морю или по обычной железной дороге.

На фоне споров о целесообразности проекта в апреле 2019 года президент России Владимир Путин не дал согласия на ВСМ в казанском направлении. При этом президент поддержал идею другой ВСМ, о которой также говорят не первый год, — высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом.

Давно забытое старое

О ВСМ из Москвы в Петербург впервые заговорили еще в 1991 году, однако первая попытка реализации проекта не удалась, и в 1998-м его заморозили. Вместо этого провели реконструкцию Октябрьской железной дороги и запустили «Сапсаны». Потом идею ВСМ Москва — Петербург пытались реанимировать, и в 2011 году был представлен проект магистрали. Однако и тогда он не был реализован — вместо ВСМ началось активное обсуждение железнодорожной магистрали в казанском направлении. Теперь же глава государства потребовал снова рассмотреть вариант ВСМ Москва — Петербург как более надежный с точки зрения экономики.

По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, решение о ВСМ между Москвой и Питером, где уже курсируют «Сапсаны», объясняется тем, что нужно связать два крупнейших города России высокоскоростным железнодорожным сообщением. Это не только повысит скорость передвижения между городами, но и приведет к «ускорению в целом циркуляции экономической жизни по этим железнодорожным капиллярам».

В то же время в Минтрансе объяснили необходимость магистрали именно в этом направлении его высокой загруженностью. По словам главы ведомства Евгения Дитриха, открытие ВСМ позволило бы справиться со значительно возросшим на северо-западном направлении потоком пассажиров и грузов. В настоящее время на этой ветке и грузовые, и пассажирские поезда передвигаются по одним путям, и появление ВСМ сможет разрешить этот «конфликт».

«Возможности, пропускные способности для таких поездов уже приближаются к своему потолку: мы больше не сможем провезти, то есть придется ущемлять либо пассажирское движение, либо грузовое», — сказал Дитрих. — С учетом того, что на направлении Москва — Санкт-Петербург идет еще и "Сапсан", который имеет еще один скоростной режим, говорили о том, что для запуска одного "Сапсана" необходимо снять шесть грузовых поездов, — таким образом на этом направлении "вышибается" грузовое движение».

Антон Силуанов пояснил, почему из двух проектов был одобрен именно ВСМ Москва — Петербург: «Естественно, Казань — совершенно другой пассажиропоток, соответственно, и стоимость билета ниже, и сам проект более затратный, и окупаемость его значительно дольше».

Между тем детали проекта магистрали в Петербург пока неизвестны. Не ясны ни точная стоимость ВСМ, ни детали маршрута, по которому она пройдет. По предварительной оценке правительства, магистраль обойдется в 1,5-1,7 триллиона рублей, что примерно соответствует стоимости ВСМ в казанском направлении. Более точные цифры планируют представить в конце лета. Детали маршрута будут разрабатываться только осенью 2019 года. Пока же известно лишь то, что километраж магистрали фактически совпадает с длиной ВСМ до Казани — около 800 километров. Кроме того, в правительстве сообщили, что прорабатывается идея захода ВСМ в Великий Новгород. По словам спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, активная фаза строительства ВСМ Москва — Петербург может начаться в середине 2020-х.

Поставили на рельсы

Окончательно решить, какая из двух ВСМ будет построена, правительство России обещает до конца 2019 года. Пока разрабатывается проект магистрали между Москвой и Петербургом, власти продолжают работы по оценке экономической целесообразности маршрута в Казань. Как ранее пояснял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отказ Путина поддержать казанский вариант в апреле не означает полного отказа от него. Кроме того, профильный вице-премьер отмечал, что проект ВСМ Москва — Казань не закрыт, пока ведется обсуждение о сроках его реализации и очередности с проектом Москва — Петербург.

Максим Акимов, поддерживающий этот проект, выражал надежду, что ВСМ в Казань запустят до 2027 года: «Мне бы хотелось мечтать, что до 2027 года. Что мы не успеем угробить проектно-сметную документацию ВСМ Москва — Казань, что она не устареет». Между тем власти настроены на то, чтобы сеть ВСМ в России в ближайшие годы расширялась не только в направлениях Петербурга и Казани. Так, по мнению Силуанова, в случае успеха ВСМ в северо-западном направлении проект можно расширить не только до Казани, но и до Краснодара и Ростова-на-Дону.

Первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов заявил, что необходима и магистраль из Москвы к Черному морю, поскольку у россиян должен быть выбор — лететь самолетом или поездом. В РЖД заявили о готовности рассмотреть организацию пересадочного маршрута с использованием ВСМ Москва — Петербург и до Хельсинки. Кроме того, в компании считают целесообразным в качестве варианта рассмотреть и организацию поездок из Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода.

< Назад в рубрику