Культура
00:01, 2 августа 2019

«Это секта, ребята» Барабанщики в мишуре, мокрые футболки и неоновый ринг на главном фестивале Питера

Марина Погосян
Фото: Present Perfect Festival

В последние выходные июля в Санкт-Петербурге прошел юбилейный Present Perfect — музыкальное мероприятие от команды Roots United, которое за пять лет разрослось до громкой вечеринки с лайнапом из нескольких десятков артистов и обосновалось на обширной территории «Севкабель Порт». «Лента.ру» рассказывает, что происходило в ходе трехдневного рейва на Васильевском острове и почему Present Perfect внезапно обзавелся статусом главного фестиваля России.

Ежегодный филиал рая

Пятый ивент участники формации Roots United организовали с размахом и по всем юбилейным канонам: фантастический вид на Финский залив, подсвеченный и разрисованный психоделическими рисунками завод, скейтерская рампа с отдельной live-программой, многочисленные фуд-корты, в которых заботливо уговаривали попробовать горячую картошку фри, и, конечно же, четыре основные сцены с целым спектром жанров от фанка до драм-н-бейса. Перед стартом 20-часового основного мероприятия, которому предшествовал пятничный концерт немецкого дуэта Modeselektor, было объявлено об отмене выступления пост-рокеров Seefeel, опоздавших на свой рейс. Не доехала до PPF и Хелена Гауф — именно на нее возлагали большие надежды любители мрачного забористого техно.

Другой проблемой через несколько часов после начала фестиваля стал вход. Недовольные протяженностью очереди гости начали атаковать социальные сети организаторов, возмущаясь необходимостью стоять полтора часа в ожидании заветного браслета. Те, кто уже пробрался на территорию «Севкабеля», заполонили чилл-зону у воды и разбрелись по музыкальным площадкам. Одна из посетительниц назвала происходящее ежегодным филиалом рая, а другой гость ярко описал атмосферу в одном твите: «Настроение такое чисто, знаете, летний фестиваль электронной музыки. 30 градусов жары, я такой пью ледяной водка – Red Bull и пританцовываю ножкой топ, ладошкой хлоп».

Жара, первобытные танцы и диско-сад

Главным центром притяжения должна была стать сцена Main Stage х Megafon в виде просторной и темной коробки, в итоге проигравшая другим, более хитро оформленным площадкам. По-настоящему раскачать ее смогла лишь легендарная немка Эллен Аллен, которую терпеливо ждали из-за сдвинувшегося лайнапа. Артистка отметилась самым мощным моментом если не всего фестиваля, то своего сета точно — ремиксом на трек Акулы «Кислотный диджей», который, похоже, нашел отклик у каждого русского человека на танцполе, заставив посетителей снимать мокрые футболки и громко подпевать, срываясь на крик. На этой же сцене отыграли DJ Nobu, упорно избегавший поездки в Россию Gesloten Cirkel и Kink, который по-настоящему выложился днем позднее, на воскресной afterparty.

Инфернальная сцена Red Light Radio x Ballantine’s True Music, оформленная в виде неонового боксерского ринга с красной и синей подсветкой, оказалась самой любопытной и разношерстной. Там появился и мистичный главарь лейбла Digital Tsunami Эрнестас Садау, и основательница Arma17 Наташа Абель, и облаченные в фирменную мишуру задорные барабанщики из Ninos Du Brasil, за несколько минут превратившие зал в территорию диких и первобытных танцев. Главной звездой здесь стал Egyptian Lover. В первые минуты калифорнийский пионер электро-фанка сдержанно крутил пластинки, однако быстро набрал темп и начал нагревать толпу динамичным хип-хопом и собственной читкой.

Yard Stage x Burn тем временем отдали под трансляции Boiler Room. Туда шли, чтобы послушать Kito Jempere и Intergalactic Gary, а с рассветом проникнуться позитивным вайбом от Red Axes. Не обошлось и без минусов: в перерывах между сетами неизвестная женщина с задором озвучивала рекламу «Мегафона», а раздраженные посетители быстро разбредались по другим стейджам, перебирая в разговоре друг с другом богатый матерный арсенал.

Открытая площадка Garden Stage by Move D x Finlandia, созданная архитектурным бюро Rhizome, оказалась островом комфорта в сравнении с прогретыми 30-градусной жарой закрытыми помещениями. Вечером здесь прозвучал джаз от пожилых бразильцев Azymuth, который быстро разделил аудиторию пополам: любителям ритмичных танцев не хватало энергетики рейва, другие же, напротив, оценили разнообразие программы. Под утро Garden не на шутку разогнал мастер радостного диско Hunee, а закрывал сцену немец Zip, сделавший ставку на слегка монотонный хаус, который, похоже, оценили дожившие до финальных аккордов гости.

«Нечего в туалете наркоту жрать»

Есть ощущение, что благодаря пестрому и умело продуманному лайнапу в разные часы каждый смог найти «своего» артиста, заманившего в музыкальное путешествие и позволившего забыть про любые минусы мероприятия. И хотя организацию Present Perfect язык не поворачивается назвать плохой (тем более после грандиозного провала Midsummer Night’s Dream), создателям фестиваля определенно есть над чем поработать.

Так, много нелестных отзывов прилетело недружелюбным охранникам. Некоторые гости жаловались, что расположенные на улице биотуалеты, ожидаемо, не отличались чистотой, а на странице ивента один из посетителей Денис Федоров рассказал, что охранники отказали ему в повторном посещении расположенной в здании уборной, обосновав это тем, что «нечего там наркоту жрать». Похожие претензии звучали и от других гостей PPF.

Особо привередливым не хватало комфорта: звучали жалобы на то, что в прошлом году организаторы больше позаботились об обилии зон для отдыха, а в этом — обошлись паллетами и лужайкой у воды. Одна девушка пошла дальше и предположила, что неплохо было бы залить «Севкабель» бетонным полом, чтобы чистоплотным рейверам не пришлось наутро оттирать обувь от пыли и грязи. Такие меры кажутся совсем избыточными, потому что какая хорошая вечеринка обходится без бегущих по телу капель пота?

Моментальное привыкание

К утру воскресенья выжили только самые стойкие: энергичная и улыбающаяся толпа резко поредела, с лиц сияющих посетительниц осыпались блестки, три из четырех сцен закрылись, а на смену длинному списку иностранных диджеев пришел резидент Roots United Module Werk. И хотя в планах еще значилось воскресное afterparty, в социальных сетях фестиваля уже вовсю сыпались благодарности за лучший ивент не только в Санкт-Петербурге, но и в России. В подписях к снимкам регулярно мелькало усовершенствованное название вечеринки Present is perfect («Настоящее идеально»), а число людей, с восторгом рассказывающих о фестивальном уикенде, явно перебивало голоса недовольных.

«Это секта, ребята. Это чистое, концентрированное удовольствие. Моментальное привыкание. Это детский лагерь с очень короткой сменой, которая вся — одна сплошная королевская ночь. Это настоящий праздник жизни, музыки, движения», — написала основательница креативного агентства Marka Мария Кингсли. Идею о связи единомышленников со всех концов России проповедовал и главный арт-объект этого Present Perfect — инсталляция «Город с характером» от «Боржоми»: сделанный в виде высокой башни, напоминающей телевышку, объект оказался опутан километрами проводов, связывающих между собой горящие экраны «смартфонов», на которых на которых в режиме реального времени появлялись работы участников проекта «Город с характером» и их истории о родных городах.

По другую сторону баррикад оказались люди, которые справедливо критиковали мероприятие за отсутствие по-настоящему сурового и бескомпромиссного техно и с иронией отзывались об обилии спонсорских площадок. PPF называли чересчур коммерческим и сравнивали с более аутентичной «Гаммой», но такие претензии уже давно стали неотъемлемой частью обсуждения электронной музыки. Ибица или Берлин, комфортабельные клубы или грязные рейвы на бывших заводах, удобоваримый тек-хаус или агрессивный EBM — кажется, это противостояние в среде ценителей электроники будет вечным, но в контексте обсуждения PPF стоит обратить внимание на другое. Пока ночной жизни в России пророчили если не окончательную смерть, то медленное увядание из-за закрытия знаковых площадок и отмены Outline, в России появился фестиваль, который вполне уверенно чувствует себя в одном ряду со своими европейскими конкурентами.

< Назад в рубрику