Бесконечные ленты публикаций, автоматические обновления и уведомления, многочисленные лайки и другие «реакции», многочасовые ролики и бейджи за активность, — то, что стало обыденностью для каждого пользователя интернета. Однако скоро привычный уклад может быть разрушен. В конце июля в США был представлен законопроект, который может положить конец всем современным соцсетям, — «О технологии снижения зависимости от социальных медиа». По мнению автора инициативы, сенатора-республиканца Джоша Хоули, такие платформы ведут нечестную игру и буквально эксплуатируют психику недалеких пользователей, превращая их в наркоманов. Во что политик планирует превратить интернет-площадки и зачем он развязал войну против соцсетей, — в материале «Ленты.ру».
Свою разработку Хоули коротко называет SMART (в переводе с английского — «умный»), сокращая официальное название Social Media Addiction Reduction Technology Act. Он уверен, что большие технологические компании построили свой бизнес на зависимости пользователей. Все нововведения в этой области, по его словам, направлены не на улучшение интерфейса, а на привлечение внимания юзеров и их длительное «затягивание» в сети. Это не первая его инициатива: как только Хоули получил малейший политический вес в американском обществе, он пошел священной войной на все достижения прогресса.
Сенатор требует запретить социальным сетям «эксплуатировать человеческую психологию или физиологию мозга». По его словам, поведение администрации сервисов ведет к тому, что пользователи не имеют свободы выбора и поступают так, как их заставляют. Бизнес-модель многих интернет-компаний (и особенно — социальных платформ) заключается в том, чтобы обращать внимание юзеров в собственную прибыль, а потому они готовы идти на подлые ухищрения, чтобы выжать из аудитории максимум, считает он.
Среди «запрещенных приемов» Хоули упомянул сразу четыре распространенные практики. Первая — это бесконечная прокрутка (скроллинг) или автоматическая загрузка данных. То есть когда пользователь дочитывает до конца ленту публикаций, платформа автоматически, не спрашивая его желания, «подбрасывает» ему новую порцию постов. Вторая — атака избыточным контентом, — таким, с которым ни о чем не подозревающий пользователь не сможет справиться даже за несколько минут. Еще один прием — награды за активность в соцсетях. К ним относятся как виртуальные «значки» и «регалии», так и премиальный доступ к новым услугам или дополнительным возможностям. Считается, что в погоне за мнимым статусом многие готовы посвящать свои жизни социальной сети.
Особняком сенатор отметил встроенную функцию автоплея, которая автоматически воспроизводит музыку и видео без одобрения юзера. Он уточнил, что пользователей соцсетей заставляют смотреть ролики или слушать аудиозаписи, которые для них составили заранее, и прервать этот плейлист совершенно невозможно. Отмечается, что аудитория стриминговых сервисов также обречена потреблять огромное количество рекламы, которая внезапно прерывает вещание. Все эти «смертные грехи» социальных сетей Хоули предлагает законодательно запретить. Сейчас ими пользуются такие крупные сервисы как Facebook, Instagram, YouTube, Twitter и Snapchat.
По задумке законотворца, на устранение такой бизнес-модели сервисам достаточно полугода. Каждый пользователь должен сам установить ограничение по времени (ежесуточное и еженедельное), по истечении которого его доступ к платформе блокируется, — но этот показатель автоматически сбрасывается до стандартного каждый месяц. Рекомендуемый «стандарт» — полчаса в день, для единоразового скроллинга ленты — три минуты.
Также социальные сети обязаны регулярно информировать каждого юзера, сколько своего времени он тратит на просмотр ленты на всех своих устройствах в совокупности. Некоторые компании, например, Apple, предлагают инструменты, которые помогают пользователям отслеживать, сколько времени они тратят на разные приложения и веб-сайты. Однако если этот проект станет полноценным законом, то для всех компаний такая практика станет безусловным правилом. Из-под действия закона выводятся преимущественно текстовые сервисы, службы передачи сообщений и электронная почта.
На слушаниях в июне 2019 года американские сенаторы проконсультировались с группой экспертов в области манипулятивных технологий. Бывший сотрудник Google Тристан Харрис подробно рассказал, как интернет-компании создают продукты, «отнимающие» у пользователей их время. Он сравнил прием лент соцсетей «Потяните, чтобы обновить» с принципом казино. «Это работает как игровой автомат. Обладает такими же вызывающими привыкание качествами, которые заставляют людей торчать в Лас-Вегасе», — заявил он. Бесчисленные подгружаемые публикации он сравнил с бездонным стаканом, из которого можно пить без остановки.
Возможность подписаться за чужой профиль Харрис также назвал манипулятивной техникой. Лайки и подписки, уверен он, — дешевый способ заставить людей быть активными и привлекать к себе внимание. Громкие заявления и эмоциональные публикации также полезны соцсетям: они увеличивают число репостов, и автор получает массу внимания в свой адрес, а сервис — новых посетителей, которые все чаще заходят в сеть, чтобы поссориться в комментариях. «Другими словами, поляризация нашего общества на самом деле является частью бизнес-модели», — признался бывший сотрудник Google.
Если пользователь захочет удалить профиль, алгоритм присылает ему фотографии друзей и «шантажирует» фразами вроде «Они будут по вам скучать». Все это необходимо для того, чтобы в итоге собрать как можно больше данных о пользователях и продать максимум рекламы, — и торговать как «людьми», так и их вниманием.
Хоули же предлагает соцсетям полностью изменить интерфейс: никакие его параметры не могут быть выстроены по умолчанию, а каждый пользователь должен выбрать все характеристики самостоятельно. При этом сама платформа обязана предоставить «нейтральную презентацию» информации. Предполагается, что соцсети не должны выделять какую-либо часть контента цветом, увеличивать или уменьшать шрифт, навязывая его юзеру. Например, значки «принять» и «отклонить» должны быть одного и того же кегля, формата и вида, чтобы пользователи могли сделать более осознанный и взвешенный выбор.
Специально созданная комиссия по вопросам интернет-зависимости должна следить за поведением пользователей и предоставлять свои отчеты американскому Конгрессу не реже, чем раз в три года. В документе сотрудники обязаны тщательно исследовать «процессы, посредством которых социальные медиакомпании и другие интернет-компании, эксплуатируя психологию человека и физиологию мозга, мешают свободному выбору людей в интернете (в том числе с уважением к количеству времени, которое люди проводят в интернете)». «Компании, работающие в социальных сетях, применяют множество тактик, предназначенных для манипулирования пользователями таким образом, что это подрывает их благополучие», — подтвердил Джош Голин, исполнительный директор организации «За свободное от коммерции детство».
В случае одобрения акта Федеральная торговая комиссия и Служба здравоохранения и социального обеспечения могут создать аналогичные правила, срок действия которых истечет через три года, если Конгресс не ратифицирует их в качестве общепринятого закона США.
Если же законопроект будет принят, практически все платформы будут вынуждены измениться. Однако в проекте SMART слишком много белых пятен, которые Хоули никак не прояснил: подходят ли под описание социальных сервисов Spotify (имеющий интеграцию с Facebook) или онлайн-приложения для знакомств вроде Bumble и Tinder. Влияние Facebook, Twitter и Google на умы людей по всему миру игнорировать невозможно, и очевидно, что их алгоритмы с течением времени изменяют наш круг общения, мировоззрение или привычки. При этом стоит признать, что некоторые принципы их работы существенно упрощают жизнь, — к примеру, автозапуск роликов на YouTube или некоторые развлекательные функции.
В целом американский сенатор признает, что бизнес-схема таких сервисов опирается на банальные маркетинговые приемы: стремление людей казаться лучше, их желание чувствовать свою причастность к чему-то большому, тяга к идеалам. Однако он видит в сотрудниках социальных сетей фактически наркодилеров, которые готовы рекламировать свои новые продукты, вызывающие сильную зависимость. За несколько месяцев своего пребывания в американском сенате политик уже успел прославиться своими нападками на технологические компании. Его персональный сайт полнится громкими заявлениями в адрес IT-гигантов.
В мае 2019 года Хоули направил письмо главе Facebook Марку Цукербергу, где поставил под сомнение стремление его компании к защите пользовательских данных. Он раскритиковал его мартовский манифест «Ориентированное на конфиденциальность видение соцсетей» и заявил, что бизнесмен просто пытается посягнуть на зреющую в этой сфере революцию, которая угрожает его делу. Политик назвал основателя соцсети притворщиком и намекнул, что соучредители WhatsApp Брайан Актон и Ян Кум (которые покинули Facebook ранее из-за разногласий с Цукербергом в вопросах монетизации сервиса) могли бы рассказать много «особенно интересного» для Юридического комитета сената США и для всего американского общества. «Мы оба знаем, что ваша бизнес-модель монетизирует личные данные, а не способствует конфиденциальности. И мы оба знаем, что платформы, расхваливающие зашифрованные сообщения, все еще могут участвовать в недобросовестном сборе данных», — заметил он. Хоули дал Цукербергу две недели на ответ, однако, судя по всему, так его и не дождался.
Многие американские СМИ высмеивают деятельность политика, который стремится дать федеральному правительству больше полномочий в регулировании технологий. Они называют его мелочным радикалом, который злоупотребляет данной ему властью. «Хоули предлагает уполномочить федеральные агентства регулировать любое решение по дизайну и интерфейсу, принятое компанией социальных сетей во имя защиты какой-то призрачной концепции общественного здравоохранения», — пишут они, намекая на некую «политическую вендетту», которую политик якобы объявил вышедшим из-под контроля сервисам.
Некоторые связывают эту деятельность с предстоящими в 2020 году выборами президента США. Самый молодой сенатор США (Хоули 39 лет) во многом обязан своей должностью действующему главе государства — тот оказал ему всестороннюю поддержку во время избирательной кампании. Кажется, в благодарность своему покровителю Хоули предложил еще один законопроект, который ограничит социальные сети. Согласно новому пакету поправок, зарегистрированному в Конгрессе, сервисы должны будут нести ответственность за контент, который публикуют пользователи. Сейчас непричастность сайтов к такому контенту гарантируется законом о телекоммуникациях 1996 года. Документ, названный «Актом об окончании поддержки закона об интернет-цензуре», по иронии получил широкую огласку в тот же день, когда Дональд Трамп официально объявил о начале своей предвыборной кампании.
По задумке Хоули, платформы, зарабатывающие более полумиллиарда долларов в год или насчитывающие более 30 миллионов посетителей из США ежемесячно, будут обязаны следить за тем, что публикуют юзеры. Чтобы снять с себя это обязательство, они должны каждые два года проходить стороннюю проверку своих методов модерации и алгоритмов работы. Результаты оценит Федеральная торговая комиссия. Многие эксперты назвали законопроект жесткой попыткой цензуры: по их мнению, так государство сможет влиять на свободу слова и задавит несогласных. Владельцам социальных сетей такое нововведение явно не придется по душе: в этом случае им также придется полностью перерабатывать системы фильтрации контента.
Закручивание гаек в сети последовало за чередой скандалов, связанных с Facebook. В 2018 году стало известно, что соцсеть допустила утечку пользовательских данных. Жертвами стали почти 90 миллионов пользователей. Аффилированная компания Cambridge Analytica собрала эти массивы информации с помощью стороннего приложения thisisyourdigitallife для манипуляции общественным мнением. Эти данные могли быть использованы в президентской гонке 2016 года в США и в ходе референдума о Brexit (выходе Соединенного Королевства из состава Евросоюза).
В апреле 2019 года выяснилось, что сотрудники соцсети «случайно» собирали пары логинов-паролей от электронных ящиков 1,5 миллиона пользователей. Это происходило в течение трех лет. На возмущение общественности компания ответила лишь «сожалением». По словам администрации сервиса, данные использовались только для рекламы и предложений о добавлении в друзья.
В конце июля 2019 года Федеральная торговая комиссия США взыскала с Facebook рекордный в истории штраф в размере пяти миллиардов долларов. Также сервису грозят многочисленные проверки: чиновники планируют удостовериться, исправилась ли платформа после инцидента с Cambridge Analytica. Известно, что изначально ФТК планировала оштрафовать соцсеть на несколько десятков миллиардов, а также привлечь к персональной ответственности Марка Цукерберга. Избежать этого ему удалось, подписав специальное соглашение, ратифицированное республиканцами в комиссии. Демократы уверены, что это лишь фикция, которая на самом деле «позволяет Facebook сорваться с крючка» и пустить пыль в глаза общественности. Появятся ли у американского правительства новые возможности наверстать упущенное, пока неизвестно.