Экономика
10:55, 5 августа 2019

Дело — труба Томскому «нищему» олигарху Агееву припомнили долги

Сергей Агеев
Фото: Tv2.today

Поволжские строители обратились в правоохранительные органы с заявлением о совершенном преступлении. С 2012 года АО «Возрождение» не может получить деньги за сделанную работу, несмотря на решение Арбитражного суда. О том, как томский экс-олигарх и экс-депутат Томской областной думы Сергей Агеев много лет уходит от долговых обязательств и не платит выбранным им в жертву кредиторам и контрагентам, практикуя схемы ложных банкротств и компаний-близнецов — в материале «Ленты.ру».

Похожи до потери различия

В 2010 году компания «Возрождение» проложила 3 километра нефтепровода в рамках масштабного проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан». Но по завершении объекта недополучила часть денег за работу. Арбитражный суд города Москвы в 2012 году обязал компанию заказчика работ ООО «Северная группа» (СГ), субподрядчика строительства, выплатить 61 миллион рублей. В «Возрождении» получили на руки исполнительный лист, но до сих пор не смогли вернуть деньги.

В заявлении поволжские строители просят поручить проверку изложенных фактов сотрудникам компетентного органа государственной власти, не связанным с Томской областью. Они хотят «исключить возможность любого коррупционного влияния» со стороны скандального предпринимателя из Томска Сергея Агеева, фактического владельца «Северной группы».

В компании «Возрождение» считают, что Агеев и не планировал с ними рассчитываться. Юристы подтверждают подозрения документами, переданными в правоохранительные органы и в редакцию «Ленты.ру».

По показаниям сотрудников и контрагентов «Северной группы», Агеев применил примитивную, но действенную схему, чтобы оставить часть своих бизнес-партнеров без расчета. Для этого, по словам свидетелей, было создано второе ООО «Северная группа», на которое выводились денежные средства кредиторов и контрагентов.

Учредителем «новой» «Северной группы» стал Юрий Шелестов — тот же человек, что формально руководил «старой». Разница была только в том, что «старая» СГ прописана в Москве, а «новая» — в Томске. При этом, по утверждениям бывших сотрудников, фактически обе компании располагались в Томске.

В марте 2014 года, когда и «старая», и «новая» СГ находились в стадии банкротства, Следственное управление СКР по Томской области возбудило уголовное дело о невыплате зарплаты работникам компаний. Были допрошены сотрудники обеих «Северных групп» и их контрагенты. Из имеющихся в редакции «Ленты.ру» копий протоколов допросов становится очевидно, что фактическим владельцем холдинга является отсутствующий в учредительных документах Сергей Агеев.

По словам Алексея Обласова, директора ООО «Томский лес», аффилированной с Агеевым компании (учредителем числится Людмила Агеева), «у старой «Северной группы» огромные долги, связанные не только с заработной платой, но и с обманутыми контрагентами. Для того чтобы не платить свои долги, Агеев с Растрепаевым (гендиректор СГ) сделали схему, по которой все права подрядчика СГ «старая» передала «новой». Для того чтобы в «старую» СГ не поступали денежные средства, которые надо будет направлять на погашение долгов, они перевели контракты с ОАО «Особые экономические зоны» (ОЭЗ — один из контрагентов — прим. «Ленты.ру») на «новую» СГ».

Представитель контрагента, главный инженер ОАО «Особые экономические зоны» Николай Баранов в показаниях следователю рассказал, что в 2012 году к ним поступило уведомление от руководства «старой» СГ о правопреемственности «новой» СГ. Юристам их компании этого показалось недостаточно, и стороны провели переговоры для заключения нового договора. В переговорах непосредственное участие принимал Сергей Агеев.

«Было объявлено, что он (Агеев) является владельцем компании, собственником. Хотя при проверке документов мы установили, что юридически он к данным компаниям отношения не имеет. При проведении переговоров со стороны ООО «Северная группа» он осуществлял ведущую роль. Однажды в процессе переговоров я задал ему вопрос о том, кто он. Агеев С.Л. осекся и сказал: «Советник», — сообщил Николай Баранов.

Далее он рассказывает, что, по словам Агеева, «Северная группа» была разделена на две компании с одинаковым названием. Старую вместе с долгами и невыплатами отдельным контрагентам Агеев решил «похоронить», а с новой продолжить работать. «Возрождение», как и многие другие компании, сбросил как балласт, решив не платить за сделанную работу.

Как следует из заявления о совершенном преступлении, имеющегося в распоряжении редакции «Ленты.ру», выведенные из «Северной группы» 2 активы далее «под видом платежей по искусственно организованному документообороту (направленному на создание видимости наличия гражданско-правовых сделок) поступают на счета фирм — «однодневок». Со счетов этих «отмывочных» организаций денежные средства снимаются и в наличной форме передаются злоумышленникам».

Бухгалтер материальной группы новой СГ Виктория Бакшеева в своих показаниях сообщила, что у компании было 11 банк-клиентов. Хотя, по ее мнению, «для функционирования организации достаточно одного счета. Новые счета открывались, так как знали, что «падал» арест или должен был быть наложен, чтобы не потерять денежные средства, вывести их на другую организацию — «новую» ООО «Северная группа».

Спустя некоторое время, по мнению заявителей, в целях «запутывания следов и создания фактической невозможности возврата похищенных, обналиченных и легализованных через «отмывочные» фирмы-"однодневки" денег», ООО «Северная группа» 2 также банкротится.

Судя по сообщениям СМИ, трюк с «клонированием», созданием одноименной компании для ухода от долговых обязательств практиковался Агеевым и до схемы «Северных групп». МК в материале «Великий комбинатор Томской области» рассказывал об аналогичном фортеле Агеева с его компанией «Сибстройнефть». На компании числились долги по налогам в размере 61 миллиона рублей, поэтому она была обанкрочена. А новая «Сибстройнефть» получила «вкусный» строительный подряд на том же объекте по строительству нефтепровода ценой в 2,5 миллиарда рублей. В состав ее учредителей входила Людмила Агеева, мать Сергея Агеева.

Банкротство как источник обогащения

На основании имеющихся в редакции судебных решений, структура бизнеса Сергея Агеева сегодня выглядит как кладбище юридических лиц. Сам Агеев признан банкротом с общим долгом 700 миллионов рублей. Обе «Северные группы» — банкроты с задолженностью перед кредиторами в сумме 929 миллионов рублей («старая») и 307 миллионов рублей («новая»). Признаны банкротами ООО «Транс Север групп» (задолженность — 725,9 миллиона рублей), ООО «Томский лес» (67,4 миллиона рублей задолженности), ООО «Риэлт-Инвест» (долг — 516 миллионов рублей). ООО «Сибстройнефть» признано банкротом с задолженностью в 700 миллионов рублей. Также банкрот и жена, Ольга Агеева, с долгом в 154 миллиона рублей.

В ходе арбитражного процесса по банкротству СГ арбитражным управляющим «новой» СГ были выявлены и оспорены многие сделки по выводу активов (спецтехника, дебиторская задолженность, денежные средства) со «старой» СГ. Об этом представители АО «Возрождение» также проинформировали правоохранительные органы.

Часть активов обанкроченных «Северных групп» напрямую или через посредников становится собственностью компании ООО «АСТ-Ресурс». Странной, по мнению заявителей, в этой схеме выглядит роль томских судебных приставов. Рабочую технику они реализуют как малоценное имущество. Это дает им основания не обращаться за независимой оценкой и не проводить торги.

Так, например, судебными приставами был реализован Экскаватор «KOMATSU PC300» за 100 тысяч рублей. Хотя, просто сдав его на металлолом, ведомство получило бы не менее 500 тысяч. А рыночная стоимость такого экскаватора — примерно 3-4 миллиона рублей.

Еще часть активов «Северных групп», заверяют представители «Возрождения», «АСТ-Ресурс» по заниженной стоимости получила от «Транс Север Групп». На балансе этой компании находилось 17 единиц техники, ранее заложенных по кредиту, выданному СГ.

Заявители считают, что стоимость техники занижена примерно в 20 раз по отношению к рыночной цене. Таким образом, ООО «АСТ-Ресурс» получило в собственность технику рыночной стоимостью 93 миллиона 42 тысячи рублей, затратив всего 4 миллиона 620 тысяч рублей.

Формально ни «АСТ-Ресурс», ни «Транс Север групп» никак не связаны с Сергеем Агеевым. Но учредитель «АСТ-Ресурс» — его младший брат Михаил Леонидович Агеев, начало активной коммерческой деятельности которого удивительным образом совпало с банкротством старшего брата. А «Транс Север групп» учредила Людмила Агеева, их мать.

Перед тем, как войти в процедуру банкротства, выставляющий себя нищим Сергей Агеев по-братски «перевел задолженность» Михаилу Агееву в сумме 26 миллионов рублей. Эта информация стала известна в 2016 году, когда конкурсному управляющему удалось в суде оспорить этот братский транш.

Кроме того, представители «Возрождения» обращают внимание правоохранительных органов еще на одну историю, связанную с Агеевым. В 2018 году «АСТ-Ресурс» продала технику омской компании «СпецСтройАвангард» за 232 миллиона рублей с рассрочкой платежа на 5 лет. Однако в феврале 2019 года компания Агеева подала иск в Арбитражный суд с требованием расторгнуть договор, вернуть технику и возместить деньги за ее эксплуатацию. При этом независимая экспертная компания, привлеченная Агеевым, оценила год амортизации техники в 500 миллионов рублей.

Характерный пример: амортизация проданного в 2018 году за 242 тысяч рублей УАЗа (в народе «буханка») была оценена в 2,5 миллиона рублей. По 275 тысяч рублей в месяц. Когда арбитражный суд Омской области отказался накладывать на технику арест, это сделал Следственный комитет Томской области. В настоящий момент, сообщается в заявлении о преступлении, техника у нового собственника изъята силовиками в пользу Агеева.

И от дедушки ушел, и от бабушки

В своем заявлении представители компании «Возрождение» обходят тему связи Сергея Агеева с сибирскими силовиками, хотя об этом писали федеральные СМИ. Например, информационное агентство «Regions» обращало внимание, «что процветание Агеева и его империи строилось на том, что коммерсант всегда действует в тесной связке с региональным и федеральным полицейским начальством, сумев наладить с ними тесные и доверительные отношения». Поэтому ни одно из возбужденных уголовных дел не дошло до суда.

По мнению информагентства, избегать справедливого и должного расследования уголовных дел Агееву помогали руководители силовых ведомств, чьи родственники были трудоустроены в подконтрольные Агееву компании на высокооплачиваемые должности. «Тесная связка с правоохранителями регионального и федерального уровня способствовала тому, что Сергей Агеев занял поистине уникальную нишу в сфере бизнеса. Его компании должны сотни миллионов рублей, которые не собираются отдавать. Сам Агеев как физическое лицо должен по исполнительным листам, но ведет роскошный образ жизни, даже на секунду не озаботившись тем, как отдавать долги».

Дальше всех удалось продвинуться Следственному комитету. В рамках уголовного дела по невыплате зарплаты работникам «Северной группы» сотрудники СК в июле 2013 года провели обыск в офисе Агеева на улице Причальной в Томске. Во время обыска были обнаружены печати УФНС №35 по городу Москва. Но выделить данный инцидент в отдельное судопроизводство почему-то не удалось.

Обыски у Агеева прошли и в 2016 году. Но за сутки до их проведения он отправил на выходной всех сотрудников офиса и вывез документацию. О предстоящих обысках знали только работники прокуратуры и СК. «Говорят, что сотрудники Следственного комитета в сейфе нашли имитацию фекалий из магазина приколов»,— сообщает информагентство. Что бы это могло значить?

< Назад в рубрику