По данным немецкого портала statista.com выручка в мировом производстве арахисовой пасты в 2019 году составит 3 миллиарда 670 миллионов долларов США. Ожидается, что в ближайшие годы этот рынок будет расти ежегодно на 4,2 процента. В глобальном сравнении большая часть доходов — почти 2 миллиарда долларов — генерируется в Соединенных Штатах. В России этот продукт широко известен, но еще недостаточно популярен, что открывает для его производства и продвижения отличные перспективы. О том, как супруги Юлия и Леонтий Пузенко из Смоленска начали собственное дело в стремительно набирающей обороты сфере продуктов здорового питания, — в материале «Ленты.ру».
Леонтий Пузенко по образованию учитель физики и информатики, однако появление в его семье двух сыновей — Семена и Михаила — заставило отца семейства сменить сферу деятельности, нужны были деньги. Леонтий успел поработать региональным представителем по продажам электротехнической компании и менеджером в местном ретейле. Новый толчок его бизнес-карьере дала супруга.
Юлия Пузенко столкнулась с довольно часто встречающейся проблемой — на некоторые сладости у ее сыновей была аллергия, а порадовать детей чем-нибудь вкусненьким все же хотелось. И как-то раз, прочитав о пользе арахисовой пасты, Юлия решила ее приготовить в домашних условиях, что, конечно, хлопотно, но не очень трудно.
«Рецепт в результате придумали сами, так как те методы изготовления, которые мы нашли в интернете, изобиловали массой не совсем натуральных ингредиентов и, кроме того, надо было добавлять либо воду, либо какое-то растительное масло, а это, на наш взгляд, портило натуральный вкус арахиса», — вспоминает Юлия. «И мы на основе меда и кунжута сделали оригинальный рецепт, — подхватывает Леонтий. — Продукт получился и сладкий, и вкусный, а самое главное — натуральный и полезный. Дети с удовольствием его ели».
Наступила очередная Пасха и в качестве оригинального подарка супруги Пузенко решили своим родственникам и друзьям подарить по баночке собственной арахисовой пасты. «На такой праздник хочется подарить то, что очень нравится самим, — говорит Леонтий. — Паста получила высокую оценку, и все начали просить у нас ее побольше. Но окончательно идея сформировалась, когда брат с женой отнесли пасту на свою работу — и его, и ее сослуживцы изъявили готовность покупать наш продукт. Так мы поняли — спрос будет». Вот как появился на свет новый бренд арахисовой пасты — Montiy, созвучный имени его отца-основателя Леонтия.
«Вначале мы все делали дома. От блендера для измельчения арахиса сразу отказались — он просто в первую же неделю сгорел, а попытки его усовершенствовать ни к чему не привели», — вспоминает Леонтий. Что вполне естественно — профессиональный подход требует профессионального оборудования. Никуда не денешься! Пришлось покупать специальную мельницу, которая, в свою очередь, потребовала отдельного помещения. Кухня сразу стала как-то мала, когда супруги поняли, что на ней придется не просто готовить, а работать — даже обеспечивая самый минимальный спрос.
«Я стала ходить на разные бизнес-семинары — на тот момент очень сильно не хватало информации по вопросу, как правильно заниматься бизнесом, — вспоминает Юлия. — На одном из таких мероприятий узнала про Портал Бизнес-навигатора МСП. Там есть очень полезная функция — поиск помещения. Быстро нашли совсем небольшой цех, из которого мы сейчас выросли и переехали в более просторное помещение, опять же с помощью этого портала».
«Второй цех позволил нам приобрести более мощную мельницу, оборудовать склад. Появилась отдельная раздевалка, теперь цех у нас намного просторнее и светлее. Сделали ремонт с нуля. В общем, все у нас теперь по-взрослому, — говорит Леонтий. — Осталось только установить стеллажи, и будем работать уже здесь».
Портал Бизнес-навигатора МСП помог супругам Пузенко еще в одном важном деле. «Только с его помощью мы узнали, что в нашем регионе есть льготные налоговые каникулы, — говорит Юлия. — Мы подошли по всем параметрам. Так что, если бы не этот интернет-ресурс для предпринимателей, мы бы никогда не узнали о льготах для такого бизнеса, как наш, а это нам очень-очень помогло».
«Арахис мы берем исключительно сырой, а потом на специальной мельнице перемалываем его. Теплая полученная масса вытекает, и мы добавляем ингредиенты согласно сорту. Паста может быть классическая, может быть сделана по принципу "кранч", может быть сладкая — тогда туда добавляем мед, — делится секретами Юлия. — Самая большая трудность — добиться кремовой консистенции, чтобы можно было легко намазывать на хлеб или хлебцы. Продукт не должен быть как слишком твердым, так и слишком мягким». Вот в этом и заключается один из главных секретов мастерства супругов Пузенко.
Сырье мы покупаем исключительно аргентинское на оптовой базе у нас в Смоленске. Вначале мы использовали китайское сырье, но потом единодушно пришли к мнению что самый вкусный арахис выращивают в Аргентине — тем более, что он более насыщенный, поэтому и паста получается более густой, с ярко выраженным арахисовым вкусом», — добавляет Леонтий.
Первую упаковку в стиле ретро нарисовал друг Леонтия — над концепцией думали сообща. Но уже второе оформление продукции сделал профессиональный дизайнер. «Нашу продукцию знают от Калининграда до Южно-Сахалинска, — говорит Леонтий Пузенко. — Вот почему для нас так важно, чтобы на полке наша паста выглядела очень интересно и ярко».
Вопреки устоявшемуся мнению, арахис вовсе не орех, а травянистое растение семейства бобовых. Совсем грубо говоря — это горох, но только в более твердой «упаковке», которая и создает впечатление, что перед тобой ореховая скорлупа. Родина арахиса — Южная Америка, откуда он попал вначале в Африку, а уже оттуда — в Северную Америку. Долгое время арахис был едой бедняков.
О необыкновенной пользе арахисовой пасты ученые заговорили в последней четверти XIX века. Масса полезных минералов и кислот, но главное — высокая калорийность и насыщенность белком: 588 килокалорий и 25 граммов белка на 100 граммов продукта. Вот почему теперь, в эпоху расцвета веганства и здорового образа жизни, — это очень и очень перспективный продукт. К тому же последние исследования показали — арахисовая паста прекрасно подходит для питания диабетиков. «В арахисе огромное количество кальция, кроме того он нормализует липидный обмен и замедляет старение, — говорит Юлия Пузенко. — Огромной популярностью арахисовая паста пользуется у кормящих матерей».
«Во времена Великой депрессии правительство США потратило 100 миллионов долларов — огромную по тем временам сумму — на то, чтобы привить американцам вкус к арахисовой пасте, — говорит Леонтий. — Популяризировали арахис как источник дешевого растительного белка. В результате арахисовая паста стала ежедневным атрибутом стола среднестатистической американской семьи».
В России арахисовую пасту Montiy супруги Пузенко продвигают, прежде всего, в спортивных и фитнес-центрах, часто выезжая туда на презентации. Сделать это Юлии и Леонтию посоветовал все тот же Портал Бизнес-навигатора МСП, который имеет функционал анализа рынков.
«Начали мы продвигать свой продукт через Instagram и во "ВКонтакте", а потом на нас сами стали выходить местные магазины здорового питания, — делится секретами позиционирования Леонтий. — В последнее время нет отбоя от центров йоги — там наша паста оказалась как раз в тему. Кроме этого, покупают нашу продукцию специализированные магазины чая и кофе плюс фирменные кофейни и кондитерские — там они используют пасту для разного рода выпечки».
В общем, на недостаток внимания к бренду Montiy супруги Юлия и Леонтий Пузенко не жалуются. Тем более, что к арахисовой пасте добавилась исключительно полезная — кунжутная, и очень своеобразное лакомство — паста из иранских орехов кешью. Юлия и Леонтий на достигнутом останавливаться не собираются и всецело поддерживают здоровый образ жизни, который и вывел их к успеху во всех смыслах этого слова.