Россия
16:03, 21 августа 2019

Опасные игрушки Мосгордума работает над правилами для самокатов

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Максим Кимерлинг / «Коммерсантъ»

Прогресс в любой сфере человеческой деятельности неизбежно оборачивается его регламентацией. То, что еще недавно воспринималось как безобидная игрушка, порой при развитии обнаруживает опасные свойства. Электрокикбайк — по сути модифицированный самокат — легко может разогнаться до 80-90 километров в час, что существенно отличается от первоначального замысла изобретателей электросамокатов. Вторая проблема: современная законодательная база не располагает многими понятиями, которые привнес прогресс. Как законодательно регламентируют использование новейших транспортных средств — в материале «Ленты.ру».

Предыстория проблемы

Поздно вечером в конце мая Маргарита О. возвращалась домой на автомобиле. Ее машина проезжала перекресток на зеленый сигнал светофора, когда на «зебре» внезапно появился человек на электросамокате. Столкновение произошло на скорости около 60 километров в час — мужчину протащило на капоте и отбросило на асфальт. Скорая приехала через три минуты, но было поздно — пострадавший умер.

В начале августа этого года в Новой Москве произошло ДТП — ребенок на электросамокате пересекал дорогу в неположенном месте и врезался в автомобиль. С места аварии его эвакуировали вертолетом Московского авиационного центра. Таких историй становится все больше.

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России за 2018 год, в стране произошло 39 аварий с участием портативного электротранспорта. Вроде бы немного, но в любом анализе важны не абсолютные цифры, а динамика. И если общее количество ДТП в стране неуклонно падает, то инцидентов с портативным электротранспортом становится больше год от года. В 2019-м только за период с января по июнь случилось 40 таких ДТП, в результате которых было ранено 39 человек, двое погибли.

Главная особенность этой статистики заключается в том, что каждый пятый подобный инцидент произошел в столице. Вот почему в Москве давно ведутся разговоры о регламентировании использования электросамокатов, сегвеев и гироскутеров. Это необходимо для того, чтобы обезопасить как водителей таких средств, так и пешеходов, считают парламентарии.

Электротранспортный бум

Тем временем в России наблюдается бум продаж портативного транспорта. Только в апреле 2019 года продажи электросамокатов в магазинах сетей «М.Видео» и «Эльдорадо» выросли в 15 раз в натуральном выражении по сравнению с прошлым годом, говорится в опросе РИА Новости. В сети «Связной-Евросеть» апрельские продажи этого транспорта увеличились почти в восемь раз. На Ozon в апреле люди купили в три раза больше самокатов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На рост популярности электротранспорта оказывает влияние стремительное падение его стоимости. Только за последний год портативный электротранспорт подешевел на 35 процентов. Сейчас средняя цена такого устройства составляет 15-20 тысяч рублей. Из дорогой игрушки оно превращается в обычный вид транспорта. Ретейлеры прогнозируют, что продажи двухколесных гаджетов будут расти и дальше. Так что скоро в крупных городах электротранспорт станет повседневной вещью и, судя по всему, не только в теплое время года.

Законодательная коллизия

Электромеханические средства передвижения нельзя отнести к транспортным средствам, ведь у них нет двигателя внутреннего сгорания, сообщает МВД. Поэтому все, кто использует такие устройства, де-юре являются пешеходами, говорится в официальном ответе ведомства. В случае аварии на электросамокате управлявший им человек несет административную ответственность — штраф составляет от 500 до 1500 рублей.

Очевидно, что наше законодательство в этой сфере устарело, необходимо срочно принять поправки к правилам дорожного движения и Кодексу об административных правонарушениях, в которых будут детально описаны эти вопросы. Даже безобидные электросамокаты способны развивать такую скорость, при которой создают реальную угрозу тем, кто оказывается на их пути, отмечает председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.

Законодательные предложения

Что предлагают московские парламентарии для решения проблемы? В первую очередь — официально признать такие устройства транспортными средствами и внести изменения в законодательство о безопасности дорожного движения, рассказывает Алексей Шапошников. Портативный транспорт, в зависимости от мощности двигателя, можно отнести к разным категориям. Самую легкую можно приравнять к категории «пешеход», средней мощности — «велосипед», а наиболее серьезные устройства занести в категорию «мопед».

Для отдельных видов транспорта можно ввести требования использования шлема и световозвращающих элементов, считают в московском парламенте. А для категории «мопед» стоит подумать об обязательном обучении в специализированной автошколе и получении прав, говорят законодатели.

Кроме этого, в Мосгордуме намерены разработать обязательные правила использования портативного транспорта на электротяге в парках. «Для этого обратимся в столичный департамент культуры или “Мосгорпарк”, которые координируют деятельность городских парков», — рассказывает Алексей Шапошников.

Сейчас все предложения находятся в стадии проработки. Довести их до конца предстоит уже новому составу Мосгордумы, который будет избран 8 сентября.

< Назад в рубрику