Ценности
00:02, 23 августа 2019

Голый шик Кто изобрел бикини и почему эта одежда десятилетиями провоцирует скандалы

Антон Ширяев

«Лента.ру» продолжает цикл рассказов об истории тех или иных предметов гардероба. Мы уже рассказывали про историю шпилек, мини-юбок, мужских платьев и галстука, а сегодня речь пойдет про революционный купальный костюм, без которого невозможно представить современные пляжи, — бикини.

Бомбист

Официальная история современного бикини отлично известна. В мае 1946 года владелец сети бутиков, куда входил и расположенный в Каннах магазин пляжной одежды и аксессуаров, Жак Эйм представил к новому сезону модель раздельного купальника Atome. Таким названием Эйм говорил о том, что этот купальник прикрывает лишь небольшую часть тела. Новый продукт продвигался под слоганом: «Самый маленький купальный костюм в мире».

Однако первенство Эйма было недолгим. Уже в июле другой француз, инженер и дизайнер Луи Реар представил еще более минималистичный купальник, который назвал Bikini, в честь одноименного аттола, где незадолго до этого состоялись испытания американской атомной бомбы. Свой купальник Реар рекламировал слоганом: «Меньше, чем самый маленький купальный костюм в мире». Уменьшить «Атом» в размерах Реар решился после того, как увидел, что женщины на пляжах Лазурного берега подворачивают купальники ради лучшего загара.

Atome представлял собой раздельный купальник c достаточно высоким лифом и трусиками, больше напоминавшими шорты — они полностью закрывали нижнюю часть живота, включая пупок, и верхнюю часть ног. Bikini был куда радикальнее: два треугольных куска материи прикрывали грудь, еще два треугольника — ягодицы и область паха. Самым развратным общественность посчитала неприкрытый пупок.

Премьера прошла в парижском общественном бассейне Piscine Molitor 5 июля — через четыре дня после испытания бомбы. Реар надеялся уцепиться за волну, как сейчас бы сказали, хайпа, и попасть со своим купальником в газеты. Однако трудности начались еще до премьеры. Дизайнер элементарно не смог найти профессиональную модель, которая была бы готова появиться на публике в столь развратном наряде. В итоге моделью стала 19-летняя Мишлин Бернардини — танцовшица эротических танцев в Casino de Paris. У нее проблем с излишней моралью не было.

Объясняя название купальника, Реар сказал: «Подобно атомной бомбе, бикини маленький и опустошающий». Колумнист Harper’s Bazaar Диана Вриланд вторила Реару, назвав бикини «атомной бомбой моды». Значительная часть представителей СМИ и общественные деятели обрушились на Реара и его изобретение с критикой, а он только подливал масла в огонь, заявив, что «настоящим бикини может считаться лишь тот купальник, который можно продеть через обручальное кольцо». Шумиха сработала, и модельер получил более 50 тысяч заказов на новинку.

Движение сопротивления

Однако блюстители общественной морали не собирались так просто сдаваться. Запрет на ношение бикини на общественных пляжах был введен в Италии, Испании, Португалии, Австралии, в некоторых штатах США и на Атлантическом побережье Франции. Но даже там, где закон не запрещал бикини, девушек в «развратном» купальнике часто не пускали в свои бассейны и на пляжи отели и загородные клубы.

Папа римский Пий XII заявил, что ношение бикини — грех, и объявил его запретным для верующих католиков. Когда в 1951 году на первом в истории конкурсе «Мисс мира» победительницу Кики Хаканссон короновали в бикини, страны с сильным религиозным лобби заявили, что бойкотируют конкурс, если такое еще раз повторится. Несмотря на это, прогрессивные француженки преимущественно из семей с высоким достатком постепенно начали носить бикини на пляжах Лазурного берега.

В США же отношение к бикини еще долго оставалось скептическим. Так, победительница конкурса «Мисс США» 1949 года Беатриса Белла БеБе Шопп заявила в интервью The Los Angeles Times, что считает бикини не подходящим для американских девушек купальником, но не имеет ничего против, если его носят француженки. Еще жестче высказался калифорнийский магнат, владевший сетью магазинов купальников, Фред Коул: «Они были разработаны для миниатюрных галльских женщин. У француженок короткие ноги, поэтому купальник должен быть поднят выше на боках, чтобы ноги визуально выглядели стройнее».

По законам военного времени

Несмотря на популярное заблуждение, ни Bikini, ни Atome не были первыми моделями раздельных купальников. Более того, они лишь поддержали и развили тренд предыдущих 15 лет, который особенно разогнала война. Так, согласно американскому закону, принятому в январе 1942 года, производители одежды должны были уменьшить долю натуральных волокон, а у купальников ради экономии должны были на десять процентов уменьшиться в размерах бюстгальтеры.

Однако уже в 1930-е годы дизайнеры начали представлять все более и более минималистичные купальники. Общим для них стало отсутствие рукавов, хотя еще в начале XX века это было немыслимо — в 1907 году австралийскую пловчиху Анетт Келлерман арестовали за то, что она появилась в купальном костюме без рукавов на пляже в Бостоне.

Во многом это было связано с изменением самого вида пляжного досуга. Если до 1920-х годов отдыхающие отправлялись на пляж преимущественно ради купания, то теперь их интересовали солнечные ванны. Это стало естественным следствием изменения отношения к загару.

До повсеместной урбанизации загар был символом ручного труда на открытом воздухе, а бледная кожа — доказательством отсутствия этого труда. В городе же загар могли получить только те, кому по карману был отдых на природе, в то время как проводящие дни и ночи напролет у станков рабочие такой возможности были лишены. Так загар из спутника бедняка стал статус-символом обеспеченного человека.

Первый раздельный купальник дизайнер Карл Янтцен представил еще в 1913 году, через год после того, как женское плавание стало частью программы Олимпийских игр. Он укоротил топ, лишил его рукавов и заметно уменьшил длину нижней части купальника. Столь радикальный дизайн не прижился, но отсутствие рукавов и минимально прикрытые ноги вошли в обиход. В 1930-е годы начал постепенно укорачиваться топ, так что к концу десятилетия обнаженная верхняя часть живота уже не была чем-то из ряда вон выходящим, а вот трусики все еще больше напоминали шорты.

Главным пропагандистом все более и более сексуальных купальников был Голливуд. Первой большой звездой, появившейся на экране в раздельном купальнике, стала мексиканка Долорес дель Рио в фильме «Полет в Рио» (1933 год). За ней последовали Дороти Ламур в фильме «Ураган» (1937 год). Веронике Лейк, Джейн Виман, Лане Тёрнер, Рите Хейворт и многим другим не довелось блеснуть в купальниках в кино, зато они охотно позировали фотографам в достаточно откровенных купальниках на пляжах.

Если же копать еще глубже, то можно вспомнить, что на некоторых греческих амфорах и римских мозаиках можно увидеть женщин в костюмах, напоминавших первые бикини: достаточно узкая полоска ткани прикрывает грудь, а пах и ягодицы — достаточно компактные трусики. Правда, одетые в античные бикини девушки не купались, а занимались спортом: игра в мяч, легкая и тяжелая атлетика. Тем не менее, первые бикини, очевидно, появились за несколько тысяч лет до того, как Луи Реар представил свое изобретение в парижском бассейне.

Канны, Бенидорм, далее везде

Но вернемся к бикини. Несмотря на практически повсеместный запрет, этот купальник все же нашел себе нишу — его облюбовали молодые актрисы, старавшиеся привлечь к себе внимание на кинофестивалях. Первой стала Брижит Бардо, пришедшая в бикини в 1952 году на пляж в Каннах во время кинофестиваля. Естественно, ее тут же окружили фотографы, а сексуальность юной старлетки стала объектом всеобщего обсуждения. Спустя год Бардо повторила свой выход, сделав пляжные фотосессии в бикини во время фестиваля традицией для юных актрис.

В дальнейшем в бикини на пляжах блистали итальянка Софи Лорен, шведка Анита Экберг, а англичанка Диана Дорс и вовсе лежала в бикини в гондоле, которая плавала по венецианскому Гранд-каналу во время кинофестиваля в этом городе. В США бикини пробивали себе дороги на пляжи с большим трудом и, возможно, еще долго оставались бы вне закона, если бы не Мерилин Монро. Строившая весь свой образ на сексуальности с легким флером скандала актриса резонно посчитала бикини отличным способом дополнительно привлечь к себе внимание.

Скандальность бикини привлекала не только юных старлеток, но и весьма зрелых политиков. Так, мэр испанского курорта Бенидорм Педро Сарагоса решил, что бикини могут стать отличным магнитом для туристов. В 1959 году он обратился к Франсиско Франко с просьбой разрешить на пляжах города ношение бикини, запрещенных в остальной Испании. Генералиссимус резонно посчитал идею здравой, и Бенидорм стал одной из бикини-столиц мира. Но вплоть до середины 1960-х годов бикини оставался одним из символов Лазурного берега — немногих мест, где этот купальник никогда не был запрещен.

Когда в 1960-х годах постепенно начал раскручиваться маховик сексуальной революции, вызванный взрослением послевоенного поколения беби-бумеров, бикини наконец начали становиться мейнстримом. Поворотной точкой можно считать вышедший в 1962 году фильм «Доктор Ноу» — первый эпизод франшизы о приключениях Джеймса Бонда. Одним из самых известных его эпизодов стал выход из воды в белом бикини первой девушки Бонда в исполнении швейцарки Урсулы Андресс.

С этого момента победное шествие бикини по миру напоминало цунами. В том же году девушка в бикини впервые появилась на обложке Playboy. Год спустя в прокат вышел первый из семи фильмов серии «Пляжная вечеринка» — молодежной комедии, в которой практически все девушки носили бикини. В 1964 году — на обложке первого выпуска Sports Illustrated Swimsuit Issue. В 1966 году Ракель Уэлч носила ставшее культовым меховое бикини в фильме «Миллион лет до нашей эры».

В СССР таким поворотным событием для бикини стал фильм «Бриллиантовая рука» 1968 года, где героиня Светланы Светличной танцует в модном купальнике перед опьяненным коктейлем из вина и снотворного героем Юрия Никулина.

Победившая нагота

В следующие десятилетия бикини из «греховной» одежды и символа сексуальной революции превратились в мейнстрим. В 1980-е годы в США доля бикини на рынке купальников доходила до 80 процентов. Единственным провальным десятилетием стали 1990-е, когда, с одной стороны, в тренде были купальники-халтер, а с другой, среди американцев распространились страхи заболеть раком кожи из-за слишком частых солнечных ванн. Впрочем, уже в 2000-е мода на бикини вернулась, а в следующем десятилетии тренд на уменьшение размеров купальников только усилился.

Современные бикини — это зачастую три кусочка ткани, соединенные силиконовыми лямками или завязочками. Другой тренд — высоко вырезанные трусики и обнаженная снизу грудь. Он зародился в Калифорнии, но сейчас одинаково популярен по всему миру. Тем, кому и такие варианты кажутся слишком пуританскими, адресованы купальники из клейкой ленты, которые прикрывают исключительно гениталии и соски. Так что оригинальные бикини, которые в 1946 году казались чем-то провокационным, сейчас — вполне консервативная пляжная одежда.

< Назад в рубрику