Мария Шарапова против Серены Уильямс — вывеска, достойная финала любого теннисного турнира. Но на Открытом чемпионате США-2019 (US Open), который проходит в Нью-Йорке, жребий свел этих спортсменок на самом старте. Сенсации не случилось, и американка разгромила Шарапову, отдав ей всего два гейма (6:1, 6:1) и одержав 20-ю победу в их противостоянии. При этом россиянка, несмотря на счет, вовсе не выглядела безнадежно. Как разворачивались события на корте Артура Эша и что им предшествовало, рассказывает «Лента.ру».
К этому матчу Шарапова и Уильямс шли долго. В последний раз они встречались в начале 2016 года в четвертьфинале Открытого чемпионата Австралии (Australian Open). Тогда американка так же победила Марию в двух партиях.
Удивительно, но на нью-йоркском мэйджоре они не играли друг против друга еще никогда, хотя всего до этого провели 21 совместный матч. Еще одна их встреча, в июне 2018-го на «Ролан Гаррос», сорвалась из-за травмы Серены. Впрочем, отказ от игры за два часа до начала тогда многие нашли подозрительным: американка была как никогда слаба и, возможно, побоялась выйти на корт против набравшей форму Шараповой. Для Марии это был единственный за долгие годы по-настоящему реальный шанс победить принципиальную соперницу, которая за все время уступила ей лишь дважды, и оба раза в 2004 году.
С первой победы Шараповой над Уильямс — в финале Уимблдона-2004 — и началась их история. По мнению россиянки, именно тогда Серена и затаила большую обиду. «Люди часто спрашивают, почему мне так тяжело победить Серену — она будто приручила меня. Для меня ответ остался в раздевалке на Уимблдоне, где я переодевалась под ее рыдания. Думаю, теперь она меня ненавидит. Ведь я слышала ее всхлипывания. Этого она мне никогда не простит», — писала Шарапова в автобиографии. Понятно, почему, когда у Марии спросили, встречается ли она с Сереной Уильямс вне корта, она ответила: «Это не в моих интересах».
В марте 2016 года стало известно, что россиянке грозит двухлетняя дисквалификация за нарушение антидопинговых правил. За прием мельдония ей дали в итоге 15 месяцев. Случай вызвал бурную реакцию в туре: большая часть спортсменов посчитала Шарапову обманщицей и выступила против ее возвращения. Серена тем не менее отреагировала сдержанно, заявив, что, отбыв наказание, россиянка может снова начать играть и это будет справедливо. Сама Уильямс тогда как раз ушла в декретный отпуск, так что вернулись на корт спортсменки почти одновременно, с разницей в полгода в 2017-м.
С того момента ни та, ни другая заиграть на привычном для себя уровне не смогли. Главным достижением Шараповой остается два выхода в четвертьфинал на мэйджорах и титул в Тяньцзине. Играть Мария стала осторожно и сильно урезала календарь выступлений. У Серены дела пусть и идут гораздо лучше (она уже трижды после рождения ребенка была в финале мэйджора и поднялась в топ-10 мирового рейтинга), но все же не так, как ей бы хотелось. Все потому, что одна победа на турнире «Большого шлема» отделяет американку от повторения рекорда Маргарет Корт, которая становилась чемпионкой 24 раза.
В этом сезоне Уильямс провела восемь турниров и не пропустила ни одного мэйджора. На Australian Open она дошла до 1/4 финала, на «Ролан Гаррос» пробилась в третий круг, на Уимблдоне — в финал. За счет этого она вернулась в топ-10 рейтинга WTA и вновь стала сеяной. Однако на остальных соревнованиях американка выглядела куда менее убедительно. Видно, что команда Серены работает исключительно на подготовку к четырем самым престижным турнирам сезона, а все остальное ее уже не интересует.
При этом появились самые разные, совсем не характерные для американки проблемы. Например, она просела психологически: уничтожать соперниц одним взглядом больше не получается. Серена много нервничает, из-за чего еще и нелепо ошибается, например, не попадает в корт с простого форхенда. Ощутимо сложнее стало справляться с физическими нагрузками. 37-летняя Уильямс медленнее передвигается, реже выходит к сетке, постоянно травмируется. Потом теннисистка долго восстанавливается, а на корте все чаще появляется с болезненной гримасой. Разве что сила удара осталась при ней.
«По всей спине были спазмы, так что я не могла спать и передвигаться. Просто пыталась понять, как играть матч, когда не можешь даже повернуться. Мне трудно подавать, то есть я могу двигаться, но не могу поворачивать туловище. Перед матчем я очень долго пыталась восстановиться», — поделилась теннисистка после отказа продолжать игру в финале Торонто в августе 2019-го.
С предшествовавшего US Open турнира в Цинциннати Уильямс тоже снялась из-за очередной травмы. Ее физическая форма перед Нью-Йорком оставалась загадкой: было лишь ясно, что спортсменка далека от лучших кондиций. Впрочем, примерно так же, в статусе темной лошадки, подходила американка и к Уимблдону-2019. Но, получив легкую сетку и разыгравшись ко второй неделе турнира, в итоге проиграла там только румынке Симоне Халеп. Узнав перед US Open, что в соперницы на старте ей досталась именно Шарапова, Уильямс включила все внутренние ресурсы. Все повреждения, боли, проблемы отошли на второй план: «Спортсменка может выиграть у Серены, а я могу выиграть у этой спортсменки, но не могу выиграть у самой Серены», — еще несколько лет назад признавалась Шарапова.
Что до самой Марии в текущем сезоне, то стартовала она довольно бодро — если выход в четвертьфинал китайского Шэньчженя (откуда она, между тем, снялась из-за травмы) и в четвертый круг Открытого чемпионата Австралии вообще корректно называть успехом для пятикратной чемпионки турниров «Большого шлема». Дело в том, что бывшей первой ракетке мира теперь за радость выиграть больше одного матча подряд — так тяжело это дается.
Из Мельбурна Мария поехала в Санкт-Петербург, где во втором круге отказалась от встречи с Дарьей Касаткиной, сославшись на боль в плече. Негодованию болельщиков, купивших билеты на игру, не было конца: на родине Шарапова — гость нечастый. До этого она выступала здесь в 2017 году на Кубке Кремля в Москве (на старте в двух сетах проиграла Магдалене Рыбариковой). В 2018-м сначала согласилась приехать, а затем досрочно завершила сезон.
Вдобавок выяснилось, что из России Мария направилась в Марокко, где провела, судя по публикациям в Instagram, насыщенный отпуск в компании бойфренда Александра Гилкса. Пошли слухи, что приезд Шараповой в Россию — исключительно формальность, обязательство перед организаторами турнира, которые благодаря такой вывеске привлекли публику. Начались многочисленные спекуляции в прессе: например, «Советский спорт» выпустил статью с заголовком «Как Маша всех обманула. Шарапова снялась с оскандалившегося турнира», где пребывание Марии в России назвали увеселительно-туристической поездкой, во время которой «Маша сходила в Эрмитаж, сделала селфи на фоне Зимнего дворца, посетила Мариинку и все».
Но, кажется, она и не думала никого обманывать. Ведь после Санкт-Петербурга россиянка действительно занялась лечением старой травмы. К тому же из-за длительной реабилитации спортсменка пропустила и традиционно успешный для нее грунтовый сезон. Не сыграла в любимых Риме, Мадриде и Штутгарте, где ей давали wild card (специальное приглашение от организаторов — прим. «Ленты.ру»). А потом объявила, что и «Ролан Гаррос» пройдет без нее. Травяной сезон теннисистка начала на Мальорке, где почти без боя отдала немке Анжелик Кербер матч второго круга. На Уимблдоне Шарапова не закончила и стартовый поединок против Полин Пармантье, покинув корт при счете 0:5 в решающей партии из-за повреждения сухожилий предплечья. «Это непростая травма. Никто мне пока не смог сказать, в чем ее настоящая причина. Я сделала все, что могла. Боль наступила неожиданно», — сдерживая слезы, рассказала она на пресс-конференции.
Таким образом, с января по конец августа 2019 года Шарапова провела лишь 11 полных матчей. Еще три не доиграла (только два из них помешала завершить собственная травма; в еще одном повреждение получила соперница, китаянка Ванг). То есть осталась россиянка без игровой практики. Отсюда крайняя нестабильность: вслед за мощным розыгрышем и удавшимся укороченным ударом обычно идут две (а то и три) двойные ошибки. К тому же разлад произошел в отношениях с тренером Томасом Хогстедтом, с которым теннисистка возобновила сотрудничество весной 2018 года (они работали вместе с 2010-го по 2013-й с небольшим перерывом). Уже в начале августа она была замечена с другим специалистом, Риккардо Пьятти. 87-е место рейтинга Женской теннисной ассоциации (WTA), четыре поражения в последних шести играх, отсутствие постоянного наставника — так подходила Шарапова к, возможно, главному матчу своей постмельдониевой карьеры.
«Конечно, я буду смотреть этот матч. Весь Нью-Йорк будет его смотреть», — сказала первая ракетка мира японка Наоми Осака за несколько дней до старта US Open-2019. И действительно, трибуны корта Артура Эша к третьему матчу игрового дня забились до отказа. А накануне болельщики в сети жаловались, что билеты на Шарапову — Уильямс в первом круге продают по цене, как на финал.
До выхода на корт обеих спортсменок в подтрибунном помещении поймала журналистка, которая задала им одни и те же вопросы. О самочувствии, волнении и о том, каково это — впервые играть друг против друга в Нью-Йорке. Шарапова была расслабленной. Она заулыбалась и сказала, что рада быть здесь и готова к матчу. Серена же выглядела более сосредоточенной, если не несчастной. Она бросила всего пару слов и скрылась от камер, одетая в развевающийся черный плащ. Под плащом оказался необычный наряд — черный комбинезон с шортами (которые американке приходилось постоянно опускать, так как они неприлично высоко поднимались).
Перед матчем некоторые российские эксперты, бывшие теннисисты и тренеры, были настроены оптимистично. Так, президент Федерации тенниса России (ФТР) Шамиль Тарпищев заявил ТАСС: «Если Шарапова будет держать свою подачу, то шансов на победу много». А потом добавил, правда: «Хотя я не помню, когда у нее была стабильная подача». Запомните этот день — так хорошо россиянка не вводила мяч в игру, кажется, ни разу с начала сезона.
В стартовом же гейме на подаче соперницы Мария попыталась зацепиться за мяч и выиграла несколько очков. Подвела точность на задней линии (пожалуй, это единственная серьезная претензия к россиянке по игре в целом) — и розыгрыш остался за Сереной. В следующем гейме Шарапова была до странного хороша: у нее стабильно проходила первая подача. Под крики «Мария!», которые тонули в других — «Серена!» (американцы произносят имя через «и» — «Серина»), Шарапова на брейке провела мощную атаку и победно сжала кулак. 1:1.
А дальше — когда замаячила надежда — все пошло по сценарию первого гейма. На чужой подаче Мария выглядела менее уверенно, но все равно каждый раз доводила собственный счет до 30. Потом ей не хватало концентрации, она не попадала по задней или боковой линии и теряла розыгрыш за розыгрышем. Серена, кроме нескольких эйсов, не демонстрировала ничего сверхъестественного, и было видно, что сама она своей игрой недовольна. С такой Уильямс можно было играть, но раз за разом Шараповой не хватало нескольких сантиметров, чтобы попасть в корт. Из двух взятых Марией видеоповторов оправдался только один. 1:6.
В перерыве Шарапова не стала звать на площадку тренера, хотя в таких случаях почти всегда это делает. Она просто вошла в привычный транс: засунула в рот сразу несколько батончиков, закрыла глаза и стала раскачиваться из стороны в сторону, ногами имитируя бег. Серена же сидела спокойно, чувствуя комфортное преимущество, но взгляда, который как бы говорил «Эй, мне нужно двадцать минут, чтобы выиграть этот сет!», у нее по-прежнему не было. Во второй партии у Шараповой появились проблемы с первой подачей, но двойных ошибок она все еще пыталась избегать. Все ее шансы были именно в этих геймах, потому что с силой удара Серены при вводе мяча в игру справиться она не могла. Тем не менее взять удалось только один такой розыгрыш.
Переломить ход матча Мария могла при счете 1:2, когда заработала брейк-пойнт. Сравняй она, можно было начать мечтать о выходе в третий сет. Выиграв очко при 40:40, Шарапова обидно ошиблась (да, опять промахнулась по линии). Россиянка попросила пересмотреть эпизод, но это лишь подтвердило неточность. Счет вновь стал «ровно», после чего Серена дважды вколотила мяч в корт так, что отбить его было просто невозможно. Дальше события развивались слишком стремительно: 1:4, 1:5, «Гейм, сет, матч, мисс Уильямс!». Что Шарапова перестала бороться, не скажешь: спортсменки выдали несколько затяжных розыгрышей, которые Мария не бросала, но либо не попадала, либо — прямо в сетку. Этим закончилась, например, ее попытка исполнить укороченный. Уильямс к нему явно не успевала, но и не пришлось.
«Всякий раз, когда играю с Шараповой, я показываю свой лучший теннис», — сказала Серена после матча. Не совсем: так было раньше, а сейчас она, скорее, старается его показывать. Россиянка могла бы взять больше двух геймов. Уильямс ведь делала те же ошибки, промахивалась и отправляла мяч куда-то в небо. Просто все эти огрехи приходились на начало розыгрыша, а не на решающий его момент. Психология или просто удача.
Теперь Мария выпадет из топ-100 мирового рейтинга. Она впервые в карьере так рано покинула североамериканский мэйджор. А Серена, которая благодаря несложной сетке может дойти как минимум до четвертьфинала в Нью-Йорке, еще и поднимется с ныне занимаемого восьмого места.
В своей книге «Неудержимая» Шарапова рассуждает: «Сколько раз я проигрывала Серене? Лучше не вспоминать». А что же? Сегодня — двадцатый.