30 августа на Сардинии скончался «Мистер Олимпия» — Франко Коломбо. О смерти когда-то прославленного бодибилдера сообщил его давний друг и верный товарищ Арнольд Шварценеггер. Сегодня Коломбо известен как незаслуженно забытая легенда бодибилдинга и, возможно, не самый удачливый актер и продюсер. Но во многом благодаря ему мир узнал Железного Арни, вместе с которым Коломбо покорял Америку и шел к своей мечте. О том, насколько тяжел и интересен был этот путь, — в материале «Ленты.ру».
Коломбо родился в самый разгар Второй мировой, в 1941 году, на итальянском острове Сардиния. Как и его будущему другу Арнольду Шварценеггеру, Франко изначально не повезло ни с местом, ни с эпохой. Но этого парня едва ли можно было сломать.
Сегодня имя Коломбо по-прежнему вызывает уважение у адептов железного спорта. Итальянец отнюдь не выдающегося роста (скромных 165 сантиметров) дотянулся до вершин пауэрлифтинга и бодибилдинга, хотя начинал с совсем другой дисциплины.
В 16 лет Коломбо начал заниматься боксом. Итальянец будет с благодарностью вспоминать эти годы. Занятия с грушей и спарринги подарили ему редкую даже для спортсменов выносливость. В будущем она сослужит ему добрую службу.
«В боксе ты должен постоянно двигаться, иначе ты покойник!» — рассказывал Коломбо в одном из интервью.
Выступая как любитель, он стал чемпионом страны, но в дальнейшем переключился на занятия потяжелее. Природа наградила сардинца невероятным здоровьем. Дисциплина и жажда успеха сделали свое дело: Коломбо начал состязаться в тяжелой атлетике, потом тягать железо уже на другом уровне — и перешел в пауэрлифтинг.
Коломбо становится чемпионом Италии, выигрывает первенство Германии и в довершение рвет соперников уже на чемпионате Старого Света.
В 1965 году он впервые встречает Шварценеггера. На турнире «Мистер Европа» в Мюнхене они выступали как по пауэрлифтингу, так и по бодибилдингу. Коломбо столкнулся с юным австрийцем за кулисами.
— Хотел бы я обладать такой силой, — бросил приветливый Шварценеггер. Арни, к слову, ушел тогда в самоволку — тогда он нес службу в танковых войсках.
Коломбо смерил взглядом нового знакомого.
— Хотел бы я быть таким здоровым! — ответил он.
С этого начался, возможно, самый крепкий bromance в истории человечества, ведь, забегая вперед, их смогла разлучить только смерть. Шварценеггер убедил Коломбо попробовать себя в бодибилдинге. Эти двое начали тренироваться в одном зале в Германии, подталкивая друг друга становиться больше, крепче и сильнее.
Талант Шварценеггера не мог остаться незамеченным для Джо Уидера, основателя «Мистера Олимпии» (Арни неоднократно становился победителем самого престижного конкурса бодибилдеров). Уидер, он же Мистер Бластер (в железном спорте без кличек никуда), решает, что Арни необходимо доставить в страну возможностей. Он приглашает австрийца тренироваться в Калифорнии, в легендарном Gold’s Gym. Шварценеггер готов, но с одним условием: вместе с ним в Америку едет Коломбо.
Атлеты тренируются бок о бок. Уидер платит им 80 долларов в неделю. Этого молодым и горячим европейцам хватает только на спортпит. Вместе они начинают завоевывать Америку, создавая совместный бизнес по производству кирпичей. Учитывая сейсмическую активность в регионе, на них спрос всегда есть, рассудил Шварценеггер. В культовом «Качая железо» — документалке о быте бодибилдеров, которая запустит карьеру Шварценеггера, а позже станет источником многочисленных мемов, — Коломбо весьма заметный персонаж.
Уидер, как выяснилось, получил Коломбо вовсе не в довесок к основному блюду в лице Шварценеггера. Франко уверенно брал призовые места в категории до 91 килограмма, а в 1976-м даже выступил в основной категории и завоевал титул «Мистер Олимпия». Учитывая разницу в габаритах с его более именитым товарищем — достижение историческое.
Крепыш из Сардинии при этом продолжал выступать в пауэрлифтинге. В 1977-м Коломбо принимает участие в первом событии The World’s Strongest Man. Благо от нового места жительства рукой подать — соревнования проходят в той же Калифорнии.
Итальянец лидирует в общем зачете до злосчастной гонки, где атлеты на скорость преодолевают дистанцию с огромными холодильниками на спинах. На седьмой секунде левая нога Коломбо просто не выдерживает нагрузки. Перелом попадает в трансляцию национального телевидения. Соперник Боб Янг инцидента не заметил и помчался вперед, к победе.
Несмотря на жуткую травму, Коломбо попадает в пятерку по итогам всего The World’s Strongest Man. Слабое утешение, учитывая, что этот перелом мог стоить итальянцу не только карьеры.
В ходе шестичасовой операции врачам пришлось вырезать у Коломбо часть мышечной ткани. Ему сообщили, что на своих двоих он ходить, скорее всего, не сможет. Итальянец начинает судебную тяжбу с организаторами злосчастного турнира и даже выходит из этой борьбы победителем, добившись компенсации в размере одного миллиона долларов.
Но, вопреки прогнозам врачей, всего через четыре года Коломбо возвращается на подиум и становится «Мистером Олимпия» в 1981 году. На этой мажорной ноте, последовавшей после практически полного арпеджио вниз, Франко заканчивает со спортом.
После ухода из бодибилдинга Франко без дела не сидит. Он выучивается на врача-хиропрактика. Компетенция Коломбо выходит далеко за пределы силового спорта. Итальянец активно занимается пропагандой железного спорта и фитнеса. В частности, Коломбо разрабатывает систему упражнений для простых смертных, которым необходим плоский живот и совсем не нужны повисшие бока.
Его друг Шварценеггер тем временем уходит из бодибилдинга и заметно теряет в весе только ради того, чтобы попасть в объективы кинокамер и вырасти в главную звезду боевиков 1980-х. Звезда «Конана-Варвара», «Коммандо» и нетленного «Терминатора» о товарище не забывает. Коломбо — а внешние данные к этому располагали — раз за разом получал небольшие, но запоминающиеся роли в кинокартинах с участием Шварценеггера.
Поколение VHS помнит разукрашенного скаута злодейского войска в самом начале «Конана-Варвара». Человека с обонянием волка и устрашающей «физикой». Коломбо стал вторым роботом-убийцей в человеческом обличии, который появился в ставшей культовой картине Джеймса Кэмерона «Терминатор». Коломбо вторгается в убежище сопротивления и устраивает массакру в воспоминаниях о будущем протагониста фильма Кайла Риза.
Последним блокбастером, куда Коломбо устраивает Шварценеггер, стал «Бегущий человек». В этом боевике роль Франко не слишком запоминается, с лету о его участии в кинокартине вспомнят разве что заядлые фанаты.
Примечательно, что Арни сумел упомянуть Коломбо. В 1993-м выражение «пасхальное яйцо» было не в ходу, но Шварценеггер сумел оставить «пасхалку» для будущих поколений и тех, кто в железной теме. Так, в качестве режиссера вымышленного фильма «Джек Слейтер 4» указан именно друг Шварценеггера.
После череды эпизодических ролей Коломбо дозревает до собственного фильма. В «Острове Беретты» фамилия Коломбо гордо значится у титров продюсера, сценариста и в главной роли. Успеха картина не принесла. В 1994 году фильм про одинокого борца с наркодилерами никто не заметил. А позже, кажется, лучше бы и не замечали. В IMDB рейтинг картины составляет 2,7 балла из 10. Но даже тут Шварценеггер, будучи на тот момент глыбой планетарного масштаба, не отвернулся от товарища и снялся в эпизодической роли самого себя.
Они оставались друзьями все эти годы, несмотря сложные обстоятельства (политическая карьера Шварценеггера не оставляла ему много времени на досуг), и продолжали встречаться. Франко скончался на родине. Утром 30 августа он пошел искупаться в море и, по всей видимости, у ветерана железного спорта остановилось сердце. Шварценеггер трогательно проводил друга. Он был первым, кто сообщил об уходе незаслуженно забытого героя бодибилдинга.
Пожалуй, наиболее ярким свидетельством их крепкой дружбы стали слова Шварценеггера об умершем Коломбо.
«Я в отчаянии. Но при этом я благодарен судьбе за то, что все эти 54 года я разделял свою жизнь с тобой. Тренировки, шахматы, работа на стройке, розыгрыши, жизненные уроки — все это мы делали вместе. Буду скучать по тебе. Всегда», — написал Железный Арни.