Нацпроекты
00:03, 7 сентября 2019

Своя колея Сахалин избавился от японского наследия. На это ушло почти 100 лет

Елизавета Городищева (Редактор отдела «Экономика»)
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

На Сахалине закончилась эпоха японского железнодорожного наследия — в конце августа старую узкоколейную железную дорогу, которую строили японцы еще в годы владения частью острова, «перешили» по российскому широкому стандарту. В течение десятилетий узкоколейка была едва ли не главным препятствием на пути развития Сахалина — из-за нее поезда с материка, приходящие на Сахалин паромами, нужно было «переобувать» на местную колею. Работы стоили времени и баснословных денег, однако с новой дорогой лишним тратам пришел конец. Теперь власти планируют увеличить объемы грузоперевозок, скорость транспортировки, а также повысить качество обслуживания пассажиров. Изгнание варягов — в материале «Ленты.ру».

По накатанной

На Сахалине в августе запустили железную дорогу, «перешитую» по общероссийскому стандарту. На протяжении десятков лет остров был буквально отрезан от остальных железных дорог в стране — ширина колеи железнодорожных путей на нем была 1067 миллиметров, в то время как ширина колеи по общероссийскому стандарту составляет 1520 миллиметров. В результате поезда, которые с помощью паромов переправлялись с материка, были вынуждены «переобуваться» на более узкую колею.

Узкоколейка — наследие времен, когда Сахалин был частью Японии. Южная часть острова до 50-й параллели в 1905 году отошла Токио по итогам русско-японской войны. Получив сахалинские территории, японцы сразу начали строить железнодорожные пути. Сначала они в короткие сроки возвели несколько десятков километров железной дороги с шириной колеи всего 600 миллиметров — это было сделано для того, чтобы закрепиться на полученных территориях. Затем эта железная дорога была перешита на стандартную японскую колею — 1067 миллиметров.

Вновь территория Сахалина стала советской после окончания Второй мировой войны. За 40 лет в составе Японии на острове появились более 700 километров узкоколейных железных дорог. Причем многие участки были построены не на государственные средства, а на частные — японские компании прокладывали их для доставки угля, древесины, оборудования и других производственных грузов. С вхождением Сахалина (уже целиком) в состав СССР все дороги стали советскими и встал вопрос о дальнейшем развитии железнодорожных путей.

Было решено не менять ширину колеи, а продолжать строить пути шириной 1067 миллиметров. На острове также продолжали использовать японские локомотивы и поезда. После Второй мировой войны Сахалин полностью отошел под контроль СССР, однако на острове по-прежнему использовались японские стандарты колеи и локомотивы. В дальнейшем, в связи с истечением срока эксплуатации СССР был вынужден импортировать из Японии новые составы. Так, некоторые японские поезда, которые ввезли еще в советские времена, доработали на Сахалине вплоть до 2019 года.

Крутой поворот

К началу 1990-х эксплуатационная длина сахалинской железной дороги составляла 1072 километра, однако чуть более чем за десять лет она сократилась до 805 километров из-за вывода из эксплуатации мало используемых участков. В 2003 году руководство «Российских железных дорог» (РЖД) приняло решение расширить колею во избежание задержек и переплат при транспортировке грузов поездами на материк. На то, чтобы завершить работы, ушло 16 лет — модернизация сахалинской железной дороги стала одним из самых масштабных инфраструктурных проектов РЖД.

В ходе работ, помимо расширения пути, власти также построили на острове десятки новых мостов и водопропускных труб, модернизировали системы сигнализации и блокировки, станционные линии связи, внедрили современные технологии для повышения качества обслуживания клиентов и пассажиров. К осени 2019 года осталось только завершить небольшой участок узкоколейной дороги Холмск — Невельск на западном побережье Сахалина — его собираются расширить следующим летом. Полный переход сахалинской железной дороги на российский стандарт ширины колеи важен в контексте выполнения «Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры», который является одним из приоритетных направлений во внутренней политике России до конца 2024 года.

Президент России Владимир Путин подписал указ о 13 главных направлениях (они известны как нацпроекты) в мае прошлого года. «Скажем, кто будет строить железные дороги или мосты, или шоссейные дороги, автомобильные, подводить электричество и так далее? Это без государства невозможно сделать, так же как невозможно осуществить некоторые другие структурные вещи», — пояснил Путин летом 2019 года во время прямой линии. В общей сложности на план по модернизации инфраструктуры выделено 6,4 триллиона рублей.

В рамках плана до конца 2024 года в России собираются увеличить скорость товародвижения на железной дороге, интенсифицировать транзитные перевозки, а также повысить транспортную подвижность населения и в целом повысить уровень обеспеченности регионов транспортом. По итогам выполнения нацпроекта средняя скорость товародвижения, как ожидается, вырастет с 362,3 километра в сутки до 440 километров. Транзитные перевозки контейнеров железнодорожным транспортом должны увеличиться с 615 тысяч двадцатифунтовых эквивалентов (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в 2019-м до 1656 тысяч в конце 2024-го. В целом на федеральный проект «Железнодорожный транспорт и транзит» за шесть лет в России собираются потратить 1,3 триллиона рублей. Ожидается, что план модернизации повысит уровень экономической связанности российских регионов. Однако для этого планируется развивать не только железнодорожные сети, но также авиационную, автодорожную, морскую и речную инфраструктуру.

Бутылочное горлышко

На Сахалине модернизация железной дороги должна способствовать достижению поставленных в нацпроекте целей на Дальнем Востоке. На острове железнодорожным транспортом осуществляется около 20 процентов всех внутренних грузовых перевозок области и около двух процентов пассажирских перевозок. Однако развитие железнодорожного транспорта многие годы тормозилось в связи с наличием старой колеи. Эксплуатационные расходы, связанные с перестановкой вагонов на узкую колею при их прибытии на остров, в 8-10 раз превышали среднесетевые.

Дело в том, что поезда попадали на остров через паромную переправу — три судна, курсирующие между портами Ванино в Хабаровском крае и Холмском на Сахалине (единственная связь острова с материком). После этого составам приходилось следовать в пункт перестановки колес, где их поднимали на домкратах и «переобували» на узкую колесную пару. Только после этого они могли следовать дальше в пункт назначения. Процедура повторялась, когда поезд возвращался на материк, что осложняло как пассажирские перевозки, так и доставку грузов.

Однако теперь поезда могут ходить по железным дорогам Сахалина без «переобувания», экономя время и деньги. Кроме того, в Минтрансе сообщили, что для паромной переправы Ванино — Холмск к трем существующим паромам, введенным в эксплуатацию около 30 лет назад, дополнительно строятся еще два автомобильно-железнодорожных парома. Их начнут использовать в 2022 году. Предполагается, что это в 2,5 раза увеличит провозную способность грузов и в четыре раза — пассажиров.

Врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко пояснил, что переход на национальный стандарт колеи позволит повысить качество и пассажирских, и грузовых перевозок, снизит затраты, поскольку в тарифы не придется закладывать расходы на перестановку вагонов. Он также отметил, что широкие тележки более устойчивые, а значит, можно увеличить среднюю скорость движения составов по Сахалину. «Начинается новая эра сахалинских железных дорог. Это новые объемы грузоперевозок, новые скорости, новый уровень комфорта», — сказал он.

Новый путь

Переход на общероссийский стандарт поможет обновить парк поездов на острове, правда, ждать современных электричек местным жителям пока не стоит — пути не электрифицированы. Люди вынуждены пользоваться автомобильным транспортом, однако ситуация с дорогами в регионе также непростая. «Только одна треть муниципальных дорог имеет твердое покрытие, две трети дорог — это просто направления», — сказал Лимаренко.

Широкая колея позволила в начале сентября запустить и новый вид транспорта — рельсовые автобусы РА-3. Составы, изготовленные в Московской области, выглядят как укороченные электрички и уже начали курсировать по направлениям Южно-Сахалинск — Корсаков, Холмск — Томари и Южно-Сахалинск — Томари. Рельсобусы быстрее аналогов и развивают скорость до 120 километров в час. В 2020 году власти Сахалина планируют закупить еще четыре рельсовых автобуса.

Врио губернатора Валерий Лимаренко назвал запуск обновленной железной дороги на Сахалине важным шагом на пути к строительству самого значительного для Сахалина транспортного объекта — мостового перехода с острова на материк. «Мы считаем, что переход будет на материк, будет железнодорожный мост. То, что делается сейчас [расширение колеи] — логический ход перед этим важным историческим событием», — сказал он.

Между тем четких планов по строительству моста, идея которого обсуждается не первое десятилетие, пока нет. В прошлом году президент России Владимир Путин отметил важность этого проекта для развития региона, но в Минфине заметили, что мост экономически невыгоден. Более того, сейчас у правительства в приоритете другие инфраструктурные проекты, которые необходимо завершить до 2024 года, сообщили в правительстве. Несмотря на критику в адрес моста, из информационной повестки он не исчезает, а РЖД даже начала предпроектные работы.

< Назад в рубрику