Ирина Проскурина переехала в Соединенные Штаты, когда была совсем юной, стала моделью и покорила подиумы Нью-Йорка. Не сдаться в океане акул шоу-бизнеса ей помогли настойчивость и упорство. «Лента.ру» публикует ее рассказ в рамках цикла материалов о соотечественниках за границей.
У меня далеко не волшебная история, когда заметили и сразу же увезли в Париж. Мне всего приходилось добиваться тяжелым трудом. Я из простой семьи, у которой не было лишних денег. С самого детства я работала, чтобы улучшить материальное положение: продавала косметику в школе, летом подрабатывала на фабрике, даже квасом торговала.
Когда училась на первом курсе факультета журналистики в Ставрополе, мне предложили промоработу. Я охотно согласилась. Моей задачей было презентовать на публике строительную компанию. Окружающие подметили, что на такую работу берут только девушек модельной внешности.
С тех пор я и начала участвовать в различных массовках и промоработах. Через два года, когда мне исполнилось 19 лет, я улетела в США, чтобы стать моделью.
Основная трудность для моделей-иммигрантов в США — это виза. Визу О1, которая дает право на трудоустройство, получить непросто. Существует ряд критериев — обложки журналов, например, а у многих девочек этого нет. А без рабочей визы как работать? По туристической нельзя — это нарушение закона. Другая проблема — языковой барьер. Даже если девушка очень красивая, нужны харизма и отменное знание английского языка.
Когда я прилетела, то начинала, как фрилансер. Одновременно работала и ходила на съемки. Оплачивать расходы приходилось самой. Одно жилье в Нью-Йорке чего стоит! Хорошо, если живешь в модельной квартире — они бесплатные. Но если снимаешь, то даже за простую комнату приходится платить от 800 до 1000 долларов в месяц. К этому добавляются расходы на питание и проезд. Юбочку хочется купить… в общем, в Нью-Йорке соблазнов много.
Я всегда советую начинающим моделям: экономьте. Но они не слушают и потом улетают. А ведь при желании все трудности можно преодолеть. Для тех, кто решит остаться, есть множество способов легализации. Они и язык учат, и деньги зарабатывают. Справляются, как и во всех мегаполисах.
Я работала няней, в офисе на ресепшне, хостес в ресторане. Когда сделала первое портфолио, то пошла в агентства предлагать свою кандидатуру. К сожалению, брать меня никто не хотел. Я обошла много агентств и уже было отчаялась, но потом решилась спросить у одного из агентов: «Что не так?» И он мне ответил: «У тебя фото плохие. Стиля нет, одеваешься не так, как модели». Короче, все было не так.
Чтобы добиться успеха, нужно никогда не сдаваться. Только вперед! Даже если отказывают или говорят, что неспособная. Не слушать их и пробиваться. Нужно следить за собой. Заводить знакомства. Ходить по кастингам постоянно. Пытаться попасть в крупное агентство, у них и клиенты соответственно — «крупные».
Узнав причину своих неудач, я стала исправлять стиль. Изучала журналы, ходила по магазинам, смотрела шоу про моделей. И вот наконец меня приняли в маленькое агентство. Его, кстати, уже не существует.
Агент необходим даже начинающим моделям. Он ищет работу за тебя и для тебя и берет за это 20 процентов дохода. На обложки американских журналов мод и красоты, как правило, тоже попадают через агентство. Они отправляют на кастинг, и там уже клиент решает. Но иногда можно и через фотографа или редактора, поэтому нужно быть в хороших отношениях со всеми.
Правда, если у тебя эксклюзивный контракт, то работать с другими клиентами в обход агента просто нельзя. Если не эксклюзивный, то можешь сотрудничать с другими агентствами или подрабатывать фрилансом. Кроме того, фрилансер сам выбирает себе работу и решает — соглашаться или нет. А если через агента, то уж будь добр — иди на работу. Если не придешь или сильно опоздаешь, значит, ты не профессионал.
Работая моделью в Америке, можно стать богатой и знаменитой, но для этого нужно упорство. Как, впрочем, и в других странах мира. В Америке просто больше возможностей. Супермодели входят в списки Forbes — а это, знаете ли, неплохая мотивация.
У меня было много показов, но больше всего запомнился показ, который устроили для сбора денег на покупку и обучение лабрадоров для слепых. Такая собака может стоить четыре-пять тысяч долларов, столько может себе позволить не каждый слепой человек с инвалидностью. Моделям не платили, но я с удовольствием поучаствовала в этом показе бесплатно.
Когда я начинала, то не мечтала о славе. И это было ошибкой. Амбиции в этой карьере необходимы. Но я очень старалась. Всегда хотела, чтобы родители мной гордились, и хотела им помогать. Я такой человек, что если берусь за что-то, — довожу до конца. Считаю, что достигнув одной вершины, нужно покорять следующую. Это залог успеха.
Красивых моделей много, но характер важнее. К примеру, Наталья Водянова — целеустремленная бизнес-вумен. Но мне особенно нравилась Тайра Бэнкс — одна из первых чернокожих моделей. Я всегда читаю, смотрю ее интервью и восхищаюсь тем, какая она сильная и харизматичная, как умеет держать удар. К тому же она основательница шоу «Топ-модель по-американски», в которое мне очень хотелось попасть.
Есть дизайнеры или модные дома, с которыми хотелось бы сотрудничать. Допустим, с Донателлой Версаче было бы интересно пообщаться и поработать в команде. Она же живая легенда, первоисток, основательница модного мира. Многие дома моды созданы очень давно и уже имеют наемных дизайнеров.
Когда стало модно быть моделью, в этот бизнес ринулись дети богатых родителей. Посмотрите на Беллу и Джиджи Хадид. Они пробились не из-за внешности, которая у них не модельная, а благодаря связям родителей. Некоторые модели Victoria’s Secret изменяли внешность путем пластических операций — это, я считаю, тоже не очень честно. В общем, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Клаудии Шиффер уже нет… Времена изменились.
С будущим мужем меня познакомил общий знакомый. Это забавная история: оказалось, что мы жили в одном доме, но никогда не встречались. Наш дом состоял из южной и северной башен. Так вот, мы еще и в одной башне жили: я на 34-м этаже, а он на 37-м.
Сначала просто дружили, потом создали общий проект, работали вместе. Так и влюбились. Мы похожи: оба деловые люди, любим путешествовать — так звезды сошлись. Ему очень хотелось детей, и я ему благодарна за то, что он проявил инициативу. В Манхэттене сложно решиться завести ребенка.
В Америке семью заводят поздно (и правильно делают). Здесь совершенно нормально стать мамой в 38-40 лет. У моделей к этому возрасту, как правило, карьера либо закончилась, либо появляются постоянные клиенты, которые тебя любят и приглашают из года в год (без кастингов, естественно).
Совмещать работу и семью сложно, но можно. Все так же, как у других работающих мам, только еще выглядеть нужно круто. Приходится все успевать, детей воспитывать и ухаживать за собой, заниматься спортом, ходить на кастинги.
Теперь я стараюсь помогать начинающим, которые хотят пробиться в модельный бизнес. Я же на своей шкуре знаю, как это сложно. В этом бизнесе много обмана. В Лос-Анджелесе каждый второй — продюсер, в Нью-Йорке каждый второй — самый знаменитый фотограф. Нужно быть очень осторожными, особенно юным девочкам.
Я написала книгу, которая так и называется — «Как стать моделью в США». Она адресована и девушкам, и парням, всем, кто хочет стать моделью или актером в Штатах, независимо от возраста и внешности. Существует же больше 30 различных типов моделинга: мода, реклама, плюс-сайз, модели для волос, возрастные модели, дети… Что-то найдется для каждого.
В книге много полезной информации. Про рабочие визы, ваучеры, контракты, портфолио, есть список агентств и многое другое. Честно говоря, если бы мне дали такую книгу по приезде в США, я бы сэкономила себе несколько лет жизни.
Для меня в приоритете быть полезной людям. Быть достойной мамой своим дочерям. Достойной дочерью родителям. Я искренне считаю, что главное — это не деньги или слава, а найти свое предназначение. Я очень надеюсь, что моя книга понравится людям, и информация в ней поможет и пригодится многим.