Экономика
Партнерский материал
12:50, 27 сентября 2019

Своим ходом Почему россияне все чаще отказываются от личных машин

Фото: Александр Чиженок / «Коммерсантъ»

Двести десять часов. Столько, согласно исследованию аналитической компании INRIX, за прошлый год каждый москвич, обладающей личной машиной, провел в пробках: столица заняла первое место среди 200 самых загруженных городов мира, обойдя Стамбул, Лондон и Берлин. «Лента.ру» и Hyundai рассказывают, почему владеть автомобилем уже не так здорово, как раньше.

Почему люди отказываются от машин

С одной стороны личная машина — это свобода передвижения, но с другой она оборачивается таким количеством проблем, трудностей и финансовых вложений, что невольно задумаешься о том, а стоит ли оно того в принципе.

Добавим к огромному количеству автомобилей и вызванным ими заторам, разные виды страховок, аварии, смену летних шин на зимние и обратно, проверку технического состояния и просто обычное прохождение планового техобслуживания (не говоря уже о серьезном ремонте) — получим полный список «прелестей» владения личным автомобилем. Добавим к этому меняющееся отношение к самому факту владения машиной. Для современной молодежи автомобиль постепенно перестает быть символом статуса и успеха: миллениалы (люди, родившиеся после 1981 года) покупать их не спешат, а поколение Z (те, кто родился после середины 1990-х) даже не торопятся получать права.

Для них это уже «не круто», а затратно, сложно, неудобно. Глобальное потепление и разрушение озонового слоя из-за постоянного возрастающего уровня углекислого газа, выбрасываемого миллионами и миллионами машин, а также ограниченное количество ископаемого топлива — как считают экологи, все это в будущем (причем самом ближайшем) приведет к тому, что жить на планете станет не очень комфортно.

Но и «зеленый» транспорт пока не выход: ведь безопасные для экологии автомобили стоят еще дороже обычных машин с традиционными бензиновыми и дизельными двигателями, а их технологии еще далеки от совершенства.

Современным людям хочется пользоваться вещью, а не владеть ею. Поэтому сейчас все большую популярность набирают сервисы «подписки». За «абонентскую плату» вы получаете доступ к огромному количеству музыки и фильмов, вам еженедельно будут привозить еду и даже приезжать делать уборку дома, где при этом не обязательно лично присутствовать. Более того: не нужно и общаться с операторами этих служб — для всего созданы мобильные приложения.

Что же делать?

Сейчас удобство стоит во главе угла. И не в последнюю очередь это приводит к тому, что полностью отказаться от автомобиля все равно не получится, ведь реальной альтернативой остается лишь общественный транспорт. Что означает давки в часы-пик и порой не самые подходящие маршруты — например, на трамвае не подъедешь и удобно не припаркуешься около кафе и не утащишь все покупки из IKEA.

Не удивительно, что к «жизни по подписке» добавили и автомобили. Ты берешь машину напрокат и платишь только за то время, в которое ты им пользуешься. И ты избавлен от головной боли насчет страховки, заправки, мойки и техобслуживании машины — получается выгоднее, проще, экономичнее и, что для многих уже немаловажно, экологичнее.

Однако и тут существуют свои «подводные камни». Например, в России ни один сервис каршеринга не принадлежит автопроизводителю, который бы заботился надлежащим образом о своем автопарке. Многие автомобили «на час», к сожалению, находятся в не очень хорошем состоянии — то что-то оторвано в салоне, то покорежена деталь кузова, то вообще внутри откровенно грязно. Да и пробеги многих экземпляров могут превышать все разумные пределы, учитывая условия их эксплуатации.

Одним из первых автопроизводителем, решившимся предложить свой вариант сервиса автомобилей по подписке, стала компания Hyundai. С октября она запускает сервис под названием Hyundai Mobility. Он позволяет клиентам брать автомобили корейского бренда во временное пользование.

Естественно, для регистрации и бронирования автомобиля (сначала это будут кроссоверы Creta, Tucson, Santa Fe и микро­автобус H-1 в богатых комплектациях) всего в два клика предусмотрено мобильное приложение, в котором можно выбрать одну из трех программ пользования.

А именно:

— City – срок аренды от часа до 24 часов;
— Country – от 1 дня до 1 месяца;
— Freedom – от 1 месяца до года.

Сначала, правда, будет запущен только пакет Freedom, а два остальных тарифа появятся позднее.

Зарегистрироваться в приложении — дело нескольких минут и не доставит сложности никому, кто хоть раз имел дело с каршерингом. Нужно привязать свою банковскую карту, сделать фотографии страниц паспорта и прав, а также прислать селфи с паспортом. Требования к водителям не самые строгие. Они должны быть не моложе 25 лет и иметь водительский стаж не менее трех лет.

Одно из неоспоримых плюсов программы Hyundai Mobility — это то, что автомобиль фактически принадлежит самому производителю, который следит за его состоянием. Клиент всегда сможет ездить на практически новой машине, поскольку расчетный срок эксплуатации не превысит двух лет или 50-55 тысяч километров. К тому же, автомобиль всегда можно будет сменить на другой. Надоела «Крета»? Можно просто закрыть текущую программу и выбрать другую, перейдя, например на Santa Fe.

Другие преимущества — это страховка без франшизы, ТО, ремонт и уплата всех налогов за счет компании. По большому счету, клиенту Hyundai Mobility за своей счет нужно будет лишь заливать бензин.

В отличие от каршеринга, в каждом автомобиле будет традиционный ключ, благодаря которому можно не бояться, что в какой-то момент (скажем, на подземной парковке) у вас пропадет интернет и сотовая связь, и закрыть машину не получится. А это опять возвращает нас к вопросу об удобстве и беспроблемности использования транспортным средством.

Кроме того, клиенту никто не мешает одновременно взять и второй автомобиль: например, в дополнение к Tucson заказать микроавтобус H-1, на котором можно перевезти семью на дачу или встретить родственников и весь их багаж в аэропорту. Также можно будет пользоваться одной и той же машиной двум людям. Скажем, один день на кроссовере ездит на работу «основной» пользователь, а в другой — кто-то из членов семьи. В традиционном каршеринге выбрать подобные схемы попросту не получится.

Hyundai Mobility — отличная альтернатива личному владению автомобилем. Сервис подписки избавляет от основных и самых серьезных трат на содержание машины, позволяет пробовать разные модели, не покупая их, избавляет город от лишнего транспорта, а клиента программы — от всех треволнений, которые неизбежно сопровождают любого автовладельца. Он получает ту самую свободу передвижения и удобство использования — можно просто ездить и заниматься своими делами, не заботясь о том, что это может быть «не круто». По крайней мере до тех пор, пока не появится техника, которая сможет передвигаться без водителя.

< Назад в рубрику