Instagram давно перестал быть просто соцсетью про картинки. Сотни американских пар, которые решили взять в семью ребенка, но не готовы связываться с официальной системой усыновления, используют Instagram для поиска детей. Этого только и ждут мошенники, придумавшие легкие способы нажиться на эмоционально уязвимых приемных семьях. Из них выкачивают деньги, над ними просто откровенно издеваются. Кто это делает? И почему, несмотря на душевное насилие, пары продолжают сами искать детей через соцсети? Об этом в материале «Ленты.ру».
«Иногда, когда я рассказываю нашу историю, я сама не верю, что это было взаправду и что у нас теперь действительно есть сын», — признается Джейми Дорн. В семье 39-летней учительницы Джейми и Брайана Дорн из Вест-Айлип, штат Нью-Йорк, уже были дети: двое мальчиков от первого брака Брайана. Пара мечтала об общем ребенке, но когда долгое время зачать малыша не удавалось, они всерьез задумались об усыновлении. Супруги знали о трудностях, с которыми им пришлось бы столкнуться в работе с агентством по усыновлению, и выбрали другой путь.
Дорны создали открытый аккаунт в Instagram, куда Джейми загружала фотографии своей семьи, рассказывала о себе и выражала надежду стать приемной матерью. Такие хештеги, как #hopetoadopt, #waitingtoadopt и #adoptionrocks, сделали их аккаунт доступным для будущих матерей, планирующих отдать своего ребенка на усыновление сразу после рождения. Всего через шесть недель с ними связалась беременная девушка из Канзаса, которая хотела отдать своего будущего ребенка в хорошую, любящую семью. Ее срок был совсем маленький, и оставшиеся месяцы перед родами она провела в постоянном общении с будущими приемными родителями — с Джейми и Брайаном. Через пять дней после родов, в декабре 2017 года, адвокаты оформили процедуру усыновления, и младенец Кристиан обрел своих родителей.
Адвокат по усыновлению Фэйт Руссо утверждает, что социальные сети — это уникальная возможность облегчить процесс усыновления, а также изучить приемную семью. «Благодаря интернету будущие родители могут незаметно наблюдать за будущей приемной семьей своего ребенка, — объясняет Руссо. — Они могут видеть, как будет жить их ребенок».
Руссо и другие специалисты по усыновлению уверены, что с ростом популярности социальных сетей и затрат на привычный путь усыновления через агентство самостоятельный поиск приемного ребенка через соцсети будет только популярнее. Уже сейчас под хештегами #waitingtoadopt, #hopingtoadopt, #hopetoadopt, #openadoption можно найти тысячи публикаций в Instagram, за каждой из которых — уникальная история о надежде на скорое семейное счастье.
Но не всегда самостоятельный поиск приемного ребенка обходится дешевле, чем работа агентства. По данным журнала Adoptive Families, в 2015 и 2016 годах средняя стоимость усыновления, будь то самостоятельный поиск или через агентство, составляла 37 тысяч долларов (по текущему курсу — больше 2,3 миллиона рублей). При самостоятельном поиске затраты могут существенно снизиться, если соблюдать все процедуры: вести активный аккаунт в социальных сетях, покупать рекламу и тратить время на общение с возможными родителями будущего приемного ребенка. Поэтому считать самостоятельное усыновление более привлекательным из-за минимизации расходов точно не следует, отмечают эксперты.
Воодушевленные грядущим усыновлением будущие приемные родители часто преуменьшают возможные риски и теряют бдительность, превращаясь в легкую мишень для мошенников. Злоумышленники ведут себя по-разному, тем не менее существует ряд признаков, по которым их можно распознать на первоначальном этапе. Например, «беременная» девушка может отказываться предоставлять документы, подтверждающие беременность, или справки об отсутствии тех или иных заболеваний. Она также может отказываться общаться с адвокатом или с агентством по усыновлению, избегать встреч, при этом отправляя будущим приемным родителям все новые требования по оплате ее расходов.
«Когда вы пытаетесь усыновить ребенка, вы становитесь довольно уязвимы, — говорит Джозеф Дрисколл, основатель First Steps Advertising for Adoption. — Появляются люди, которые пытаются вас обмануть». Многим из них нужны лишь деньги отчаявшихся зачать своего ребенка людей. Они получают выплаты на «покрытие расходов в больницах» и подарки. Так, к примеру, жила Элизабет Джонс из Вирджинии, которая была арестована по обвинению в мошенничестве в марте 2019 года. Она симулировала беременность, обещая паре из Калифорнии отдать свою дочь сразу после рождения. Лора и Мэтт Трейт долгие годы боролись с бесплодием, смогли родить с помощью ЭКО мальчика, но вскоре задумались о втором ребенке. Единственным приемлемым решением для них стало усыновление. С помощью сообщества в Facebook пара нашла 34-летнюю Элизабет Джонс, «замужнюю мать двоих детей», которая утверждала, что забеременела, но не готова к рождению третьего ребенка.
Довольно скоро Лора и Элизабет стали общаться буквально как родные люди. Они каждый день созванивались, и, казалось, знали друг о друге все. Обе стороны подписали все необходимые документы и даже провели совместную фотосессию. Элизабет не признавалась в своей лжи до самого конца — до фиктивных родов. Обеспокоенная Лора по телефону давала советы аферистке, как пережить схватки, но, когда она приехала в больницу, обман раскрылся: никаких следов присутствия Элизабет Джонс она не обнаружила. Как выяснилось позже, американка раньше уже привлекалась к суду по обвинению в мошенничестве, но она убеждена, что сажать в тюрьму ее не за что.
«Я так думаю, потому что не чувствую, что мои действия были преступными, — говорит Джонс. — Безнравственно? Да. Но я никогда не видела, чтобы кого-то судили за безнравственные поступки».
Порой обманщиков интересуют вовсе не деньги, а сочувствие, постоянные внимание и забота, которые способны им дать страстно желающие усыновить ребенка.
В феврале 2019 года 33-летняя Саманта Стюарт получила сообщение в Instagram от пользователя @ashleymamabear2019. «Вы все еще хотите усыновить ребенка?» — спрашивала незнакомка. Так началась долгая история, которая обернулась для семьи Стюарт психологическими пытками.
Саманта не могла иметь детей — единственным выходом для нее и ее мужа Дэйва было усыновление. Они начали долгий процесс поиска приемного ребенка через агентство по усыновлению и параллельно создали в Instagram профиль @findingbabystewart в надежде найти малыша как можно скорее. Поэтому Саманта была невероятно счастлива сообщению от незнакомой девушки Эшли, которая находилась в положении. Ей было всего 16, и рождение ребенка не входило в ее планы. На фотографиях в Instagram Эшли и ее молодой человек Крис выглядели счастливой влюбленной парой. Казалось, что Эшли не скрывала беременности и даже была ей рада. Тем не менее девушка пообещала Саманте Стюарт, что передаст ей своего ребенка сразу после родов. Женщины стали общаться каждый день. Эшли поведала будущей матери своего ребенка страшную историю своей жизни: родители издевались над ней, мать покончила с собой, старший брат изнасиловал, когда ей было 14 лет, после чего девушка родила ребенка, которого отдали на усыновление.
Саманта постоянно находилась с Эшли на связи, тратила часы на разговоры и переписку, брала трубку даже в самых неудобных ситуациях — она боялась оттолкнуть подростков и упустить шанс усыновить их ребенка. Сама того не замечая, Саманта стала жертвой эмоционального насилия. Эшли умело играла на материнских инстинктах отчаявшейся женщины, подпуская ее близко к себе и отталкивая одновременно. Внезапно Эшли начала писать Саманте оскорбительные сообщения, заявляя, что она «будет плохой матерью для ее ребенка». Саманта чувствовала себя ужасно, понимая, что ее мечтам о материнстве, скорее всего, не суждено сбыться. Она перестала писать Эшли и задумалась о том, чтобы вовсе прекратить самостоятельные поиски приемного ребенка. Однако спустя месяц Эшли объявилась вновь. Она уверяла, что родила недоношенную девочку. Всего за несколько сообщений она смогла убедить семью Стюарт в том, что действительно готова отдать им ребенка. Эшли даже послала фотографию, где она обнимает своего малыша, с подписью: «Она твоя». Но спустя три дня непрерывного общения Эшли заблокировала Саманту в Instagram и перестала отвечать на звонки. Измученная Саманта поняла, что девушка попросту играет на ее эмоциях и испытывает удовольствие от ее мучений. В своем профиле она опубликовала изображение разбитого сердца с подписью: «Они не просят денег, они не просят материальных ценностей, как это делают мошенники. Они хотят вашего времени, ваших эмоций, они хотят просто разговаривать с вами, обещая вам то, что вы хотите получить больше всего — вашего будущего ребенка». Под постом стали появляться комментарии — так Стюарты узнали, что они были не единственными, кого обманула Эшли.
С помощью сообщества в Facebook, где обманутые семьи делятся историями обмана, они выяснили, что «Эшли» использует несколько имен и учетных записей, но каждая семья слышит от нее все ту же историю о трудном детстве девушки из Джорджии и ее матери-самоубийце. Каждый раз сценарий тот же: долгие разговоры, максимальное сближение, провокации и ультиматумы. Однако несмотря на то что такие манипуляторы причиняют людям моральный вред, их почти невозможно преследовать по закону.
Саманта Стюарт нашла настоящий профиль Эшли. Ей оказалась 22-летняя Эшли Кинг из Джорджии. Она воспитывает дочь вместе с мужем Крисом. Узнав, что ее фото «украли» и использовали для обмана, девушка испытала шок. «Столько людей планировали усыновить мою дочь. Это очень страшная мысль. Зачем кому-то делать это?» — поразилась она. Настоящая Эшли обратилась в полицию. По ее признанию, она никак не может отделаться от мысли о том, что самозванка, «присвоившая» себе ее личность, находится где-то поблизости и следит за ее семьей.
Мошенницу разоблачил журналист «Би-би-си», раздобывший реальный номер «Эшли». Ей оказалась женщина по имени Гэбби, которая тоже живет в Джорджии. Записи голоса из разговоров по Skype с жертвами мошенничества и реальный голос Гэбби совпали. У Гэбби есть профиль в Instagram, где она делится личными фотографиями. Среди людей, на которых она подписана, есть и не знакомая с ней Эшли Кинг.
Кинг вспомнила, что в Facebook ей действительно писала девушка по имени Гэбби. Она поздравляла ее с рождением дочери и задавала странные вопросы о состоянии здоровья. Незнакомка просила отправлять фотографии и видеозаписи. Эшли замечает, что в заботах о новорожденной недоношенной дочери у нее просто не было времени анализировать ситуацию и задумываться о том, что автору сообщений не стоит доверять. Поэтому иногда она вежливо отвечала Гэбби, а порой отправляла и фотографии. Теперь Эшли корит себя за то, что сразу не распознала в тех сообщениях опасные мотивы.
Несмотря на все возможные риски, эмоциональные и финансовые затраты, даже обманутые однажды семьи не отступаются от идеи стать приемными родителями. В мае 2019 года обманутые «Эшли» Саманта и Дэйв Стюарт усыновили мальчика по имени Паркер. Его биологическая мать также связалась с ними через Instagram.
«Вся душевная боль исчезает. Я бы не хотела, чтобы мошенники отпугивали людей. Потому что, хотя это и ужасно, вы не пожалеете об этом, — комментирует Саманта свой нелегкий путь усыновления малыша. — Вы приносите ребенка к себе домой, и ничто больше не имеет значения».