В конце прошлого года в правительстве утвердили специальную программу профессионального обучения и дополнительного профессионального образования населения предпенсионного возраста. Цель программы — содействие занятости граждан, обеспечения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда. О том, как реализуется этот проект, «Ленте.ру» рассказала директор Академии Worldskills Russia Светлана Крайчинская.
«Лента.ру» : — Программы повышения квалификации и переподготовки кадров существовали и в СССР, и в современной России. В чем особенность нового проекта?
Светлана Крайчинская: — Сама программа, рассчитанная до 2024 года, реализуется с помощью трех основных механизмов. Первый рассчитан на неработающих граждан, которые ищут работу в зрелом возрасте — через службы занятости. Второй механизм — через работодателя, заинтересованного в переобучении своих сотрудников. И третий механизм появился в этом году впервые — это обучение людей предпенсионного возраста на базе организаций, отобранных Союзом «Ворлдскиллс Россия» по международным мировым стандартам «Ворлдскиллс». В рамках программы, предусматривающей обучение и переобучение 75 тысяч человек в год, нам выделили квоту в 25 тысяч человек.
Насколько востребован данный тип обучения? Можно ли говорить о какой-либо статистике?
Нынешний год — первый пилотный, и сейчас основная задача — популяризировать программу, информировать людей старшего возраста, что есть возможность за счет средств федерального бюджета поучиться на таких программах. На обучение к нам уже записались более 21 тысячи человек в 68 регионах страны. То есть за год наша квота будет полностью выбрана. Хотя еще в мае желающих получить новую профессию было всего около трех тысяч. Основной рост произошел как раз за счет нашей информационной работы в летний период.
В целом обучение людей старшего возраста — новое направление для нашей страны. И зрелые люди, несмотря на то что везде говорят об идее обучения на протяжении всей жизни, с трудом решаются стать студентами. Пока еще в массовом сознании образование связано с молодым возрастом. Чем старше человек, тем меньше он задумывается о том, что он может где-то получить дополнительные знания и умения. Это новое направление, которое только прокладывает себе дорогу в сознании людей.
Каким профессиям вы обучаете?
У нас 122 профессиональных компетенции в 7 профессиональных областях. Это информационные технологии, строительство, промышленность, транспорт, а также сфера услуг, образование и творческие профессии. Области очень разные, и в каждой из них мы обучаем на выбор 15-30 специальностям.
Что пользуется большей популярностью?
Все, что связано с созданием сайтов, интернет-страниц, с продвижением в сети какой-то информации. Это web-дизайн, графический дизайн и другие IT-специальности. Из массовых профессий высокий спрос на компетенции по медицинскому уходу и дошкольному воспитанию, причем не только у профессионалов, кто уже работает в этом направлении, но и у тех, кто решил с нуля освоить профессию. Для бизнеса интересны решения на платформе 1С. Большинство предприятий пользуются этим программным обеспечением, но мало используют возможности самой платформы. Поэтому самые разные специалисты обучаются тому, как с помощью 1С решать различные производственные задачи.
У нас есть и эксклюзивные компетенции, которые пока только начинают развиваться. Например, несколько дней назад в Санкт-Петербурге первая группа стала обучаться по специальности ремесленная керамика. Это люди, которые выходят на потенциальную самозанятость или индивидуальное предпринимательство.
Как построен учебный процесс? Кто преподает?
В нашем движении «Ворлдскиллс» есть специальная система сертификации экспертов. Мы отбираем преподавателей в центры обучения с обязательным требованием, чтобы каждый из них являлся экспертом «Ворлдскиллс». Это человек, который сам владеет требуемыми профессиональными навыками на высоком уровне. Поэтому он и может учить других.
Процесс обучения построен на практике. Есть небольшое введение в специальность, а дальше человек начинает за счет практической работы осваивать саму компетенцию. Наша задача за период обучения дать ему максимальную практическую подготовку. Чтобы он не просто видел, как это делается, а создавал сам.
В итоге всем нашим слушателям мы предлагаем сдать так называемый демонстрационный экзамен, это практическая работа. Помимо документа государственного образца о квалификации мы выдаем выпускникам «Скиллс паспорт». Это показатель того, что человек освоил в своей профессии с конкретной расшифровкой, что он умеет делать.
Но государство будет оценивать результативность проекта переобучения по результатам дальнейшего трудоустройства людей…
В этой программе показатель оценки прямолинеен для всех механизмов ее реализации: не менее 80 процентов граждан должны сохранить занятость или быть трудоустроены заново. Мы обучаем преимущественно уже работающих, и наша задача обучить их так, чтобы они были востребованы на рынке труда. И мы понимаем, что те знания и умения, которые им даем, это то, что в настоящее время пользуется спросом на передовом фронте профессиональных знаний и навыков. Если человек овладел этим, он точно найдет себе работу, несмотря на возраст.
К нам пришли женщины старше 50 лет учиться маникюру. Казалось бы, массовая профессия? Но вопрос в качестве, уровне и сертификации. Когда человек прошел обучение, сдал экзамен, получил «Скиллс паспорт» и официальный документ, что он прошел профессиональную переподготовку, он может смело устраиваться на работу легально, и он будет конкурентоспособен.
Легко ли обучаемым дается новое образование? Кто лучше обучается, предпенсионеры или молодые?
Существует определенный психологический барьер по поводу самого обучения, но это поначалу. В некоторых группах мы оценивали тревожность обучающихся на входе и на выходе. И заметили, что в процессе обучения тревожность снижается. Когда человек включается в процесс, он успокаивается. При этом люди зрелого возраста более ответственно относятся к образованию, нежели молодые. Не прогуливают, не игнорируют задачи, которые перед ними ставят. У молодых ребят отношение более вольное к обучению.
Не каждый работодатель заинтересован в пожилых сотрудниках. Помогаете ли вы им найти работу? Даете ли рекомендации?
Здесь картина различается в зависимости от индустрии. Например, у нас в стране нигде не увидишь официантов в возрасте. Это всегда молодежь. Но есть много производств, где основной костяк — это люди старше 50 лет. Академия «Ворлдскиллс» интегрирована с порталом Роструда «Работа в России», на котором все наши слушатели после прохождения экзамена могут разместить резюме и «Скиллс паспорт». Также на портале можно посмотреть вакансии в масштабах всей страны. Кроме того, мы ищем проекты, связанные с конкретным возрастом. Например, проект «Компания для всех возрастов». Они собирают компании, заинтересованные в людях старшего возраста. И мы планируем стать их партнерами, чтобы слушатели «Ворлдскиллс Россия» могли бы устроиться в такие фирмы.
Как вы дальше планируете развивать образовательные программы для предпенсионеров?
Сейчас обсуждается дальнейшее развитие спектра образовательных услуг для людей старше 50 лет. Люди взрослеют, увеличивается доля трудоспособного населения старшего возраста, а технологии меняются очень быстро. Поэтому на одной подготовке, которую человек получил в молодые годы, всю жизнь не проработаешь. Надо развивать возможности для людей старшего поколения по актуализации своих знаний. Исходя из этого в Академии «Ворлдскиллс» будет расти количество таких программ. Но я полагаю, что и рынок в целом изменится, появятся новые предложения, новый рынок профессионального обучения для людей старше 50 лет.