В минувшие выходные в Сочи уже в шестой раз прошел Гран-при России «Формулы-1». И стал одним из самых успешных в истории, несмотря на слухи о скором переезде гонки из курортной столицы страны в столицу северную. Корреспонденты «Ленты.ру» побывали на гонках и поделились своими впечатлениями от увиденного.
Еще в начале 2000-х на территории России не было ни одной стационарной гоночной трассы. В чемпионате страны гонялись по улицам Москвы, аэродромам Подмосковья и Тульской области и парку в Тольятти. Сейчас в стране более десятка автодромов от Смоленской области до Красноярска и от Москвы до Грозного. Вот только для топовых международных чемпионатов подходили лишь подмосковный Moscow Raceway да «Сочи Автодром», причем лицензия самого высокого уровня, которая позволяет принимать этапы «Формулы-1», есть только у трассы на берегу Черного моря.
Однако в следующем году в 50 километрах от Санкт-Петербурга откроется автодром «Игора Драйв», расположенный на горнолыжном курорте Игора в Ленинградской области. Летом следующего года на ней пройдет этап Российской серии кольцевых гонок (РСКГ), а впоследствии руководство трассы хотело бы провести на ней и международные соревнования. Летом ходили слухи о чемпионате мира по ралли-кроссу и немецкой серии DTM, но на неделе перед Гран-при России британское издание Daily Mail опубликовало информацию о переезде в Санкт-Петербург и «Формулы-1».
Причем гонка на «Игора Драйв» должна не дополнить сочинский этап в статусе, например, Гран-при Европы, а заменить его в качестве Гран-при России. По информации британцев, переговоры о переносе с компанией Liberty Media — промоутером «королевы автоспорта» — находятся на «продвинутой стадии». Более того, перенос якобы одобрил сам Владимир Путин. Если информация британских журналистов правдива, то Гран-при России переедет в Санкт-Петербург уже в 2021 году.
Представители «Сочи Автодрома» оперативно опровергли эти слухи, подтвердив, что у них есть контракт на проведение Гран-при России до 2025 года. Но слухи о «Формуле-1» никогда не возникают на ровном месте. Так что на «Формуле-1» ВТБ Гран-при России, как в 2019 году официально называлась гонка, чувствовалась легкая грусть. Гонки на стационарном автодроме, может, будут и интереснее, чем на трассе, проложенной по Олимпийскому парку, но такого моря и солнца, как в Сочи, Санкт-Петербург точно предложить на сможет.
В календаре «Формулы-1» Сочи находится в своеобразной полупозиции. С одной стороны, это Европа. Разница во времени — всего час или два, климат плюс-минус такой же, минимум и культурных различий. Это не Бахрейн, Китай или Бразилия. С другой стороны, для «Формулы-1» Сочи — это все же заморская экзотика. Оборудование сюда доставляют кораблями и самолетами, а не грузовиками, прямых рейсов из большинства европейских столиц нет, поэтому пилоты используют частные самолеты, которые порой арендуют в складчину. И наконец, на улицах Сочи их банально не узнают. Добавьте к этому море, солнце и горы — и получите идеальную возможность передохнуть, не отвлекаясь от работы.
Гонщики живут в отелях, расположенных прямо в Олимпийском парке, и позволяют себе немного расслабиться. Пилот Mercedes-AMG Валттери Боттас и восходящая звезда Ferrari Шарль Леклер спокойно бегали вдоль моря по набережной, а монегаск еще и в парке развлечений «Сочи парк» побывал. Пилоты Williams Джордж Расселл и Роберт Кубица, а также россиянин Даниил Квят отправились на матч КХЛ между «Сочи» и московским «Динамо».
Когда Владимир Путин подписал в 2010 году договор о проведении Гран-при России, «Формула-1» в нашей стране все еще была диковинкой. Первый россиянин в истории чемпионата Виталий Петров только дебютировал в Renault, в молодежных «формулах» было не так много гонщиков из России, а национальный чемпионат лежал в руинах. К 2019 году ситуация стала, мягко говоря, оптимистичнее. У россиян уже в сумме четыре призовых подиума в «Формуле-1», практически в любой серии в Европе есть сильные пилоты из нашей страны, а РСКГ сильна, как никогда.
Поэтому в Сочи высадился целый десант россиян, чем и воспользовались организаторы гонки — многочисленные рекламные плакаты призывали поболеть за своих: Даниила Квята в «Формуле-1», Никиту Мазепина в «Формуле-2» и Роберта Шварцмана в «Формуле-3». Однако на деле наших на старте сочинских гонок стало еще больше: к пелотону «Формулы-2» присоединились Артем Маркелов и Матевос Исакян. Армянин, пусть и родившийся в Москве, за рулем гоночной машины в Сочи!
Радовать родные трибуны наши парни начали уже в пятницу — Шварцман выиграл в квалификации и стал еще ближе к титулу. Удивительно, но на трибунах не было совсем уж пусто — в субботу несколько тысяч хард-корных болельщиков пришли на трассу уже в десять утра, чтобы увидеть, как Роберт станет чемпионом, и Шварцман не подвел: до последнего боролся за победу в гонке, но и итогового второго места хватило для титула.
Петербуржец давал интервью после финиша на русском, трибуны скандировали «Россия! Россия!», а на все это с трогательной улыбкой смотрел руководитель Ferrari в «Формуле-1» Маттиа Бинотто.
Роберт является слушателем гоночной академии итальянской команды, живет в Маранелло и считается многими потенциальным кандидатом на место в красной машине через три-четыре года. В воскресенье Шварцман вновь приехал на подиум, а поболеть за него, кажется, пришло еще больше народу.
Вопреки прогнозам синоптиков, вместо проливного дождя в день гонки гостей Сочи ждало ясное небо. С раннего утра рев моторов пронизывал Олимпийский парк: начиналась подготовка к главному событию. В боксе лидировавшей в чемпионате команды Mercedes-AMG, смахивая со лба капли пота, механики распластались под карбоновыми болидами. Безмолвная согласованность и четкость движений их рук можно сравнить разве что с безупречным вращением шестеренок в механизме швейцарских часов.
Блогеры и журналисты сновали по пит-лейну в борьбе за лучший репортаж, а одержимые «Формулой» болельщики (и по совместительству владельцы состояний — билет с максимальным «допуском к телу» стоит немало) толпились у гаражей с фотокарточками и маркерами в руках. Последние надеялись разглядеть свою звезду за спинами британских инженеров и держали наготове объективы камер. Тут больше всего повезло гостям ложи Mercedes-AMG. Перед гонкой будущие победители забегали на автограф-сессии, чтобы подарить подписи и рукопожатия своим обожателям.
Во время одной из них Валттери Боттас признался, что ему идеально подходит сочинская трасса, а в его ближайшие планы входит посещение Москвы и Санкт-Петербурга, где ему до сих пор так и не удалось побывать. Болельщиков команды Mercedes накануне «Формулы-1» ждало еще одно особое событие. На вечеринке, посвященной гонке, у них появилась возможность прикоснуться к легенде. На расстоянии вытянутой руки перед зрителями предстали будущие победители гонки — Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас — и вместе с ними новый Mercedes GLS.
Российское представительство бренда воспользовалось гонкой для локальной премьеры флагманского внедорожника, который, наверняка, вскоре окажется в гараже тех самых обладателей состояний и VIP-билетов: как неоднократно повторил ведущий шоу, на вечеринку пригласили самых уважаемых и успешных. Казалось, презентацию предвкушали не менее трепетно, чем поклонники компании Apple ожидают каждую следующую новинку марки. Все-таки в России к Mercedes особенное отношение. И, как выяснилось в гонке, немцев в нашей стране боготворят не только клиенты, но и сама судьба.
Наш гоночный день начался с заезда гонщиков «Формулы-2», который выдался куда более нервным и непредсказуемым, нежели предполагалось. Здесь ставки многих были сделаны на сына Михаэля Шумахера Мика. Но ко всеобщему разочарованию Мик сошел с дистанции из-за технических проблем. Не повезло и россиянину Никите Мазепину, который на первом же круге попал в аварию вместе с Нобухару Мацуситой и Джеком Эйткеном. Россиянина и японца пришлось транспортировать в больницу на вертолете. Гонку прервали красным флагом на 45 минут: барьеры безопасности были сильно повреждены.
В такие моменты невольно вспоминаешь, что автоспорт опасен. Смертельно опасен — за месяц до гонок в Сочи во время Гран-при Бельгии в гонке «Формулы-2» погиб молодой француз Антуан Юбер. К счастью, Никиту отпустили из госпиталя практически сразу, а вот японцу предстояло провести в госпитале ночь под присмотром российских врачей.
Выдохнув после эмоционального заезда юниоров, поклонники приготовились увидеть то, ради чего многие из них преодолели тысячи километров. Фавориты Гран-при России Льюис Хэмилтон стартовал вторым, Валттери Боттас — четвертым. С первого же места в бой должен был уйти Шарль Леклер. Поначалу ситуация складывадась не в пользу ребят в серебристых комбинезонах — на старте британец пропустил вперед еще и вторую Ferrari Себастьяна Феттеля. Однако к середине гонки команда Mercedes-AMG все равно вышла на первые позиции. Сначала в Ferrari разгорелся внутренний конфликт, а затем машина Феттеля испустила дух в самый выгодный для «серебряных стрел» момент.
Недаром же одна из многочисленных татуировок на теле британца гласит: Powerful beyond measure. Или «мощный сверх меры» — по-русски. И пока ретивый Хэмилтон с огромным отрывом держался впереди всего пелотона, его финский напарник уверенно защищал тылы от молодого Леклера. Монегаску в итоге не только не удалось вернуть себе первую позицию, которую он занимал на старте, но и хотя бы второе место. В Сочи Mercedes и стены помогают.
Порадовал фанатов и Даниил Квят. Российский гонщик даже не участвовал в квалификации из-за поломки мотора и в гонке стартовал последним. Однако в первые же секунды ему удалось обойти четырех соперников, а к середине заезда — вообще оказаться в середине турнирной таблицы. Все-таки не переживать за своего невозможно.
Несмотря на то что результаты гонки не стали шоком для большинства фанатов, кое-что их все же смогло удивить. Впервые за всю историю «Формулы-1» в России свои награды победители получали не из рук президента. Вместо Владимира Путина чемпиона Хэмилтона поздравлял заместитель председателя правительства Дмитрий Козак, занявшего второе место Боттаса наградил министр энергетики Александр Новак, а замыкающего первую тройку Шарля Леклера — президент Российской Автомобильной Федерации (РАФ) Виктор Кирьянов. Победившей команде Mercedes-AMG трофей вручил Андрей Костин — председатель правления генерального спонсора гонки банка ВТБ.
Возможно, это даже к лучшему: раскрасневшиеся после состязания спортсмены смогли наконец расслабиться. Льюис Хэмилтон, который обычно скромничает в присутствии российского лидера, даже ринулся обнимать гигантскую матрешку в комнате за пьедесталом. А вот пить чай из стоящего там же самовара и закусывать его бубликами не стал — пока британский чемпион не настолько знаком с традициями. Есть шанс исправиться через год, ведь ничто не предвещает ослабления Хэмилтона и Mercedes-AMG. А даже если вдруг чемпионский дуэт и ослабнет, то британец явно знает прикуп, позволяющий ему раз за разом побеждать в Сочи.