Стартапом называется не любой новый бизнес, а дело, которым раньше никто не занимался. Запуская стартап, бизнесмены занимаются созданием чего-то нового — и никак иначе. Конечно, чтобы новое предприятие «выстрелило», требуются немалые средства. Где их добыть, а заодно получить знания, полезные для развития своего дела? «Лента.ру» разбиралась в этом вопросе вместе со Сбербанком.
Стартап — предприятие авантюрное: никто не знает, насколько новый продукт будет востребован и какую прибыль принесет. Поэтому обосновать перспективность идеи (и получить кредит на ее воплощение) владельцу продуктового магазина проще, чем производителю 3D-биопринтеров. Однако если идея «выстрелит», то в выигрыше окажется второй: у него практически не будет конкурентов на рынке. Поэтому стартаперам разумнее обращаться за деньгами к тем, кто готов рисковать. В венчурные фонды.
Не зря у слов «венчур» и «авантюра» общий предок — французское слово aventure (случай, приключение). Ведь примерно 80 процентов стартапов не приносят прибыли, зато оставшиеся 20 процентов генерируют ее в масштабах настолько огромных, что позволяют фондам покрыть убытки от неудачных вложений и выйти в плюс. Многие современные гиганты смогли добиться мирового успеха благодаря венчурным инвестициям. Ярчайшие примеры — Facebook и Uber.
В стартапе, как и в любом другом деле, можно задействовать личные связи, то есть найти бизнес-ангела — щедрого миллионера, склонного к риску и знакомого с темой.
Алексей Дурнев, основатель проекта ARNI, занимающегося разработками искусственного интеллекта, выпускник акселератора Сбербанка и 500 Startups: «Бизнес-ангел должен быть знаком с той индустрией, в которую он вкладывает. Он всегда может сделать пару звонков и открыть двери, ключей от которых у вас раньше не было. Если у бизнес-ангела есть связи на Западе — это еще лучше».
Пожалуй, главный вопрос: где искать инвестора и как его уговорить? Относительно новая для России форма продвижения стартапов — бизнес-акселераторы. Это организации, которые «выращивают» проект до состояния, привлекательного для венчурных инвесторов. За это они потом получают долю в раскрутившемся бизнесе.
Если стартапу удалось попасть в число отобранных в акселератор заявок, то, например, одна из крупнейших российских платформ от Сбербанка и 500 Startups предоставляет целый спектр возможностей. Помимо прямых инвестиций он открывает возможность поработать с профессиональными менторами из США, наладить связи и даже запустить пилотные проекты. К настоящему времени интенсивную поддержку в оригинальной программе акселератора 500 Startups прошли более 2200 венчурных бизнесов.
Андрей Тесленко, основатель проекта мягких игрушек с искусственным интеллектом Mishka Al, выпускник акселератора Сбербанка и 500 Startups: «Важным преимуществом акселератора является сама инфраструктура Сбера, его собственная экосистема. Тот кредит доверия, который дали нам Сбербанк и 500 Startups, уже вызывает серьезное отношение в инвестиционных кругах».
Кирилл Буряков, сооснователь конструктора документов Doczilla, выпускник акселератора Сбербанка и 500 Startups: «Акселератор — это квантовый скачок для вашего продукта и идеи. Вы получаете возможность общаться с крутыми менторами, тестировать гипотезы, увидеть свою идею, команду и будущее с разных точек зрения. Но самое классное — контакты: вы знакомитесь с огромным количеством потенциальных партнеров, инвесторов, клиентов, к которым просто с улицы не попасть».
Умение презентовать идею порой важнее самой идеи. Стив Возняк был гениальным программистом и изобретателем, но мог бы так и остаться «сумасшедшим ученым», а весь мир, возможно, до сих пор пользовался бы факсами, если бы не Стив Джобс — гений презентаций.
Вот почему одним из важнейших акцентов в программе акселерации от Сбербанка и 500 Startups можно считать подготовку питча — представления идеи инвестору. Это, собственно, и есть ответ на сакраментальный вопрос «Как его уговорить?».
Кирилл Буряков, сооснователь конструктора документов Doczilla: «Питч — это тизер к серьезному разговору. У инвесторов мало времени, поэтому качественный питч должен содержать ключевую информацию: о чем твой продукт, какую боль решает, что необходимо (финансирование, партнерство и т.д.), объем рынка, финансовые прогнозы. Нужно научиться говорить на понятном инвестору языке, чтобы за короткое время человек понимал: “О, это классный продукт, хочу узнать больше”».
Важно понимать, что участие в акселераторе — это занятость full-time, и никакой удаленки. Причем платформы, которые могут дать вам старт на мировой рынок, проводят обучение на английском.
Вот что советуют участники первой волны всем, кто задумывается о подаче заявки в акселератор от Сбербанка и 500 Startups:
Андрей Тесленко, основатель проекта Mishka Al: «Не теряйте времени и сразу же подавайте заявку. Сомневаясь, вы лишаете себя одного из самых крутых шансов. В данном направлении в России ничего подобного в стартап-индустрии не было и, по моему мнению, в ближайшие несколько лет не будет».
Вадим Стрижаков, сооснователь проекта PassTeam, который помогает увеличить эффективность программы лояльности, выпускник акселератора Сбербанка и 500 Startups: «Думайте о перспективах. Сбербанк — это не только мощный акселератор, но и сильный партнер. Даже после программы мы получаем поддержку во всем — от маркетинговых активностей до юридических консультаций».
Алексей Дурнев, основатель проекта ARNI: «Я бы рекомендовал полностью сконцентрироваться на акселераторе и посвятить ему максимум времени, как сделали мы, приехав из Петербурга на четыре месяца в Москву для участия в проекте».
Подать заявку на участие можно здесь.