Россия до 2025 года собирается потратить 26 триллионов рублей на реализацию нацпроектов — главных целей внутренней политики страны, которые должны значительно улучшить качество жизни россиян. Несмотря на то что их исполнение идет полным ходом, посмотреть, на что и в каком объеме тратятся триллионы бюджетных средств, пока невозможно: прежде не существовало системы отслеживания движения средств. Однако теперь в кабмине намерены ситуацию улучшить, запустив системы оперативного отслеживания расходов. Цифровое будущее российской экономики — в материале «Ленты.ру».
По международным меркам Россия является одним из наиболее финансово открытых государств мира. Согласно рейтингу Open Budget Index, она занимает 15 место из 102 по прозрачности бюджета, будучи в этом более продвинутой, чем, например, Канада, Германия и Япония. Благодаря усилиям Минфина, Федерального казначейства и Минэкономразвития на протяжении последних 20 лет государственные расходы становились все более открытыми.
В России многие годы бюджет переводили на программно-целевые принципы. С 2014 года именно госпрограммы стали главным способом распределения государственных средств. На специальном сайте публикуются их паспорта, показатели, отчеты об исполнении проектов. Программы подробно детализировались в сводной бюджетной росписи, которую Минфин публиковал до 2019 года, из которой можно было понять, на что и как тратятся бюджетные средства.
Однако с началом реализации нацпроектов Минфин изменил формат публикации сводной бюджетной росписи. «В документах исчезли два уровня иерархии детализации расходов, вместо них появились коды национальных проектов и входящих в них федеральных проектов. Мероприятия госпрограмм и мероприятия нацпроектов в сводной бюджетной росписи не представлены совершенно. Как следствие — во всем, что касается национальных проектов, прозрачность бюджетной росписи существенно снизилась», — пояснил директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин.
До 2025 года, согласно указу президента, в России планируется реализовать в общей сложности 13 нацпроектов: «Демография», «Культура», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
На реализацию всех нацпроектов за шесть лет планируется потратить сумму в 25,7 триллиона рублей: 13 триллионов выделят из федерального бюджета; 4,9 триллиона возьмут из бюджетов регионов; 7,5 триллиона — из внебюджетных источников и 147,8 миллиарда — из государственных внебюджетных фондов. Представление об уровне и темпах расходования средств на нацпроекты пока можно получить только из отдельных документов и публичных выступлений политиков. Например, в начале октября спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что бюджет нацпроектов на 2019 год в размере 1,8 триллиона рублей освоен только на 52 процента.
По состоянию на 25 сентября самые плохие показатели были у нацпроекта «Экология» — 20 процентов, нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» — 35 процентов, «Цифровая экономика» — 15 процентов, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (самый дорогой нацпроект стоимостью 6,3 триллиона рублей) — 34 процента.
«После запуска нацпроектов так и не появился портал с отражением их планов и хода реализации. До сих пор о них ничего нет на портале госпрограмм, куда нацпроекты, казалось бы, должны быть встроены. Нет раздела на едином портале электронного бюджета, нет отдельного портала, как когда-то было у приоритетных национальных проектов 2006 года. Скупые публикации сведений на сайте правительства и на портале futurerussia.gov.ru никак не компенсируют снижения финансовой прозрачности бюджета в целом», — отмечал Иван Бегтин.
Непрозрачность нацпроектов привела к тому, что россияне слабо понимают, что из себя представляют главные национальные задачи и как они будут реализовываться. В июне Валентина Матвиенко приводила данные исследования информированности россиян о нацпроектах, которые показали, что более половины жителей страны даже не слышали о них. Смысл же национальных проектов России до конца 2024 года понимает только семь процентов россиян.
Вопрос об обеспечении максимальной прозрачности нацпроектов стоял давно: в апреле премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркивал, что правительство планирует работать над реализацией национальных проектов максимально прозрачно. Он сообщил, что появится система контроля оценки исполнения проектов, и работа над их реализацией будет протекать максимально публично. В мае и Владимир Путин обращал внимание на то, что гражданам нужно предоставлять реальные результаты работы по реализации нацпроектов: «Люди должны видеть, что идет процесс [по исполнению национальных целей], что он позитивный и приводит к этим результатам. Обращаюсь ко всем должностным лицам, которые отвечают за реализацию нацпроектов: нужно предъявлять людям плоды своей работы, те самые понятные, осязаемые изменения, которые улучшают жизнь российских семей, каждого человека».
В октябре выяснилось, что Минфин намерен вернуть понятность системе отслеживания трат. Ведомство собирается расширить взаимодействие Федерального казначейства с финансовыми органами регионов. Теперь отчетность о ходе реализации федеральных проектов (из них состоят нацпроекты) станут формировать организации, являющиеся держателями конечных контрактов, следует из документа «Основные направления бюджетной политики» на 2020-2022 годы.
В каком виде будет реализованы система отслеживания (идет ли речь об отдельном сайте, сервисе или о том, что оперативная информация будет размещаться на одном из уже существующих государственных порталов) — неизвестно. Также в Минфине не уточнили сроки внедрения инициативы. Однако ранее в ведомстве сообщали, что публикация информации об исполнении федерального бюджета по нацпроектам планируется уже осенью текущего года.