В Чили продолжаются массовые беспорядки, в результате которых погибли 18 человек, сотни пострадавших и более 2,5 тысячи арестованных. Причина народных волнений — подорожание проезда в метро столичного Сантьяго. На первый взгляд, незначительное 4-процентное повышение вызвало недовольство студентов, которое очень скоро переросло во всеобщие акции протеста. На самом деле протесты имеют более глубокие экономические причины. В рамках Парижского соглашения Чили взяла на себя повышенные обязательства по сокращению выбросов углекислого газа, правительство ввело углеродный налог. И бюджет страны тут же дал сбой. Россия присоединилась к Парижскому соглашению в сентябре, а Минэкономразвития уже подготовило законопроект, открывающий возможность введения углеродного сбора. Вселяет надежды только одно — документ возвращен на доработку. Но это только пока.
Протесты в Чили начались несколько недель назад, а позже мирные акции переросли в столкновения с полицией. По последним данным, в результате беспорядков погибли не менее 18 человек, свыше 2,5 тысячи были задержаны. Чтобы разогнать протестующих, полиция применяла слезоточивый газ, власти ввели в регионе комендантский час, а в нескольких городах страны объявлен режим чрезвычайного положения. Тем временем в стране началась двухдневная общенациональная забастовка с участием сотрудников крупнейшей в мире медной компании Codelco и профсоюза работников медной промышленности.
Казалось бы, странно, что подобные события происходят в одной из самых богатых и экономически развитых стран Латинской Америки. Ведь по номинальному ВВП на душу населения Чили примерно в 1,5 раза превосходит Россию, по паритету покупательной способности немного ей уступает.
Основа экономики страны — горнодобывающая промышленность (медь и полиметаллы), работа предприятий которой сопряжена с выбросами углекислого газа. Минувшим летом стало известно, что Чили примет со 2 по 13 декабря 2019 года делегатов международной Конференции сторон ООН по изменению климата. Будучи хозяйкой конференции, Чили взяла на себя повышенные обязательства по сокращению выбросов парникового газа. Ранее Чили объявила о плане по отказу от использования угля к 2040 году и цели стать страной с нулевыми показателями углеродных выбросов к 2050 году.
Это решение руководства страны, где электроэнергетика на 40 процентов основана на использовании сниженного газа и угля, больно ударило по ее экономике. Для выполнения обещаний в Чили ввели самый высокий в Латинской Америке углеродный налог — порядка 5 долларов за каждую тонну выбросов. В результате пришлось на 10 процентов поднять цены на электричество, что спровоцировало повышение цен по всей производственной цепочке. И увеличение стоимости проезда в метро оказалось не самым большим, но именно оно привело к взрыву народного недовольства.
К Парижскому соглашению по климату с декабря 2015 года присоединились уже 195 стран. Государства обязуются принять меры для недопущения повышения средней температуры на Земле более чем на 2 градуса по Цельсию к концу XXI века. Предполагается, что подобного эффекта можно достичь, сократив выбросы парниковых газов и выделив средства развивающимся государствам на адаптацию к изменению климата. Россия подписала документ в 2016 году. Тогда представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий на саммите ООН говорил, что Москва не рассматривает отказ от углеводородов в качестве способа снизить выбросы парниковых газов.
«Необходимо искать новые рецепты», — заявлял Бедрицкий. В сентябре 2019 года премьер Дмитрий Медведев подписал документ о ратификации Парижского соглашения. Россия приняла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 25-30 процентов к 2030 году от уровня 1990 года.
Тем временем Минэкономразвития разработало проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов». Документ был направлен в правительство в начале сентября. Министерство хочет обязать крупные промышленные и энергетические компании вести мониторинг выбросов, определить целевые показатели их сокращения и внедрить сборы за их превышение.
В середине октября два профильных вице-премьера правительства Алексей Гордеев и Дмитрий Козак провели совещание о реализации Парижского соглашения. Как стало известно «Ленте.ру», дискуссия была жаркой. Против введения сборов выступили отраслевые министерства и ведущие российские компании. По мнению экспертов, углеродный сбор — это риски для инвестиционной активности промышленных предприятий. Их введение может повысить финансовую нагрузку на реальный сектор, увеличить стоимость экспортируемых энергоресурсов. Кроме того, могут вырасти энергетические и транспортные тарифы, цены на услуги ЖКХ, тарифы транспортных перевозок.
«Это дополнительная нагрузка на бизнес, абсолютно неоправданная в условиях низкого экономического роста, а повышение цен и рост уровня инфляции в очередной раз будет переложено на население», — считают в РСПП. Как пояснили «Известиям» в комитете РСПП по экологии и природопользованию, введение платы за углерод прямо приведет к росту тарифов для населения, а в конечном итоге и повышению цен на продукцию металлургического комплекса, транспорт, росту инфляции. При этом, по оценке Минэнерго России, каждый рубль такого сбора увеличит тариф на 1,2 рубля.
О больших затратах на исполнение соглашения говорят и международные эксперты. «Миру необходимо потратить 50 триллионов долларов на пять областей технологий к 2050 году, чтобы сократить выбросы и достичь цели Парижского соглашения (…). Чтобы свести выбросы углекислого газа к нулю, миру придется сократить эквивалент 53,5 миллиарда тонн углекислого газа в год», — говорится в отчете Morgan Stanley.
Аналитики указывают, что средства должны быть направлены на стимулирование развития возобновляемых источников энергии, развитие электромобилей, улучшение систем фильтрации углекислого газа, развитие применения водорода и исследований биотоплива. Международное агентство по возобновляемым источникам энергии заявляет, что на развитие использования возобновляемых источников энергии необходимо тратить 750 миллиардов долларов в год в течение ближайших 10 лет.
Очевидно, что столь масштабные затраты сложно выдержать даже вполне крепким и благополучным экономикам — они становятся непосильным бременем для простых налогоплательщиков, и люди, как показал пример Чили, в отчаянии выходят на улицы.