Преображение сборной Великобритании по велоспорту шокировало мир. Страна, которая никогда не блистала талантами в этой области, внезапно перебралась из аутсайдеров в лидеры мирового рейтинга. Все началось с одного назначения. Один человек и его нехитрая идея изменили британский велоспорт. Подробности — в материале «Ленты.ру».
В 1992 году британец Крис Бордман поднялся на вершину олимпийского пьедестала на Играх в Барселоне. Он стал лучшим в индивидуальной гонке преследования, опередив немца Йенса Лемана.
Впервые с 1920 года триумфально зазвучало «Боже, храни Королеву»: победа Бордмана стала чудом. И могла остаться чудом случайным, если бы за нее не удалось зацепиться.
Британский велоспорт и у себя на родине, и во всем мире казался делом безнадежным. Почти век беспросветной посредственности. Велосипедист с Туманного Альбиона был персонажем-неудачником. Наиболее ярко об этом пишет шотландский журналист, в прошлом велогонщик Ричард Мур.
В своей книге о преображении сборной (Mastermind: How Dave Brailsford Reinvented the Wheel — Гений Дэйва Брэйлсфорда: человек, который заново изобрел колесо, — пер. «Ленты.ру») он отметил, что в бесславную эпоху выступления британских велосипедистов были настолько удручающими, что один из производителей попросту отказался продавать велосипеды для ее спортсменов. Боссы компании побоялись, что ассоциация с британским велоспортом ударит по продажам.
Именно поэтому победа 1992 года не должна была остаться счастливой оказией и исключением из правила. Этот успех должен был стать отправной точкой. Так считал тренер Бордмана Питер Кин.
Кин разработал долгосрочный план по преобразованию велоспорта в стране: победа его подопечного (сверху добавилась и бронзовая медаль на Играх в Атланте) должна была помочь привлечь в бедовую дисциплину необходимое финансирование.
В 1997 году «Британская национальная лотерея» становится спонсором British Cycling. До этого организация пребывала в жутком кризисе. За всю страну отдувался несчастный Бордман. Он, к слову, умудрился записать на свой счет ряд побед даже на фоне разрухи в родном велоспорте. В 1994 году он одержал победу в одной из гонок «Тур де Франс». В том же году Бордман завоевал золотую медаль на чемпионате мира, став первым в индивидуальной гонке с раздельным стартом.
В 1997 году в команду приходит тот самый Дэвид Брэйлсфорд, чье имя и озаглавит книгу об успехе британского велоспорта. Пока он приходит в штаб Кина в качестве консультанта.
Как велогонщик Дэвид звезд с неба не хватал. Тем не менее во Франции ему удалось выступать на протяжении четырех лет на любительской сцене, будучи спонсируемым атлетом. В 23 года Брэйлсфорд вернулся на родину и принялся грызть гранит спортивной науки. Он обучался спортивной медицине и психологии в колледже Честера. Позднее — уже на управленца в университете Шеффилда. Брэйлсфорд даже успел поработать в компании, занимавшейся продажей велосипедов.
В 2003 году Кин ушел из национальной команды, а Брэйлсфорд был назначен на должность исполнительного директора. Получив вожжи British Cycling в свои руки, Дэвид преобразил национальную команду.
За считанные годы гадкий утенок мирового велоспорта расправил крылья и вылетел в авангард. Уже в Афинах Великобритания вернулась на олимпийский пьедестал (спустя 22 года): золото в индивидуальной гонке преследования завоевал Брэдли Уиггинс, еще одно золото на счету Криса Хоя в классическом гите (1000 метров). Также британцы показали второй результат в командной гонке. В дисциплине Мэдисон, где соревнуются парами, представители британской сборной (Уиггинс и Роб Хэйлс) забрали бронзу.
Небывалый успех, оглядываясь на бесславное прошлое. Однако уже через четыре года британские велогонщики снова шокируют мир. На этот раз их обязывало положение: Игры в 2012 году прошли в Лондоне.
Тогда в копилке национальной команды оказалось семь золотых наград из десяти возможных в трековом велоспорте. Британцы утвердились в статусе элиты. В перерыве между Играми они исправно завоевывали медали на различных чемпионатах мира.
Меньше чем за десятилетие Кин, а позже уже продолжатель его дела Брэйлсфорд переформатировали велосипедный спорт. И ключом к этому преображению стала простая идея. Идея, которую, по заверениям ее адептов, можно применить к любой сфере человеческой деятельности. И добиться успеха.
Брэйлсфорд применил концепцию marginal gains, что можно перевести, как концепция минимальных или незначительных улучшений.
«Если разобрать все, что мы знаем о велоспорте, на мельчайшие детали и улучшить их на один процент — суммарный прирост приведет к существенным результатам», — рассказал сам Брэйлсфорд пытливым журналистам уже по горячим следам триумфа сборной на домашней Олимпиаде.
«Да, есть “физика”, выносливость, но есть и множество других вещей, которые не принято замечать. Они на периферии. Например, поза, в которой спортсмен спит, чтобы подушка, на которой он отдыхает, была одной и той же вне зависимости от места. Знаете ли вы, как правильно вымыть руки, чтобы не осталось ни одной песчинки между пальцами?» — в этих речах угадывается чуть ли не патологическая скрупулезность. Но с успехом не поспоришь.
Команда Брэйлсфорда разобрала велогонку и все, что с ней связано, на мельчайшие детали и принялась полировать этот сложный механизм. Сиденья велосипедов сделали удобнее, а резину колес начали натирать спиртом для лучшего сцепления. Гонщиков попросили носить шорты с подогревом — это способствовало поддержке необходимой температуры мышц во время заездов. Тренировались атлеты с ног до головы увешанные датчиками. Данные использовались для тонкой настройки системы подготовки. Дэвид и его подопечные обратили внимание и на ткань гоночных костюмов, протестировав каждый из возможных материалов в аэродинамической трубе.
Брэйслфорд работал над тем, чтобы без его контроля не оказалась ни одна, даже самая незначительная деталь. Протестировал массажные гели для определения того самого, при применении которого мышцы восстанавливаются быстрее. Пригласил профессионального хирурга, который провел для гонщиков инструктаж по мойке рук. Подобрал матрацы и подушки для наиболее комфортного сна атлетов.
В период с 2007-го по 2017 год на счету британских велогонщиков 178 медалей чемпионатов мира. Пять раз они становились победителями «Тур де Франс».
И пускай с самим успехом спорить тяжело, но даже в составе команды нашлись те, кто не верил в концепцию этих минимальных улучшений.
Тот самый Уиггинс — одно из воплощений успеха управления Брэйлсфорда, — назвал эту идею брехней.
«На этой штуке многие сколотили деньжат. Для Брэйлсфорда она стала настоящей визитной карточкой. Ну, по мне это всегда было ерундой. В конце концов, рассуждать об этих минимальных улучшениях можно сколько угодно, когда на деле все решают основы. Садись на велик, начни пахать. Ты либо достигнешь высот, либо нет. Иногда у тебя или получается, или ты просто недостаточно хорош, вот и все», — подытожил Сэр Уиггинс, который после многочисленных побед удостоился рыцарского титула.
Впрочем, Уиггинс мог не верить в идею своего спортивного начальства. Работать она от этого не перестала. Хотя уже позже, когда отгремел взрыв первых громких побед после прихода Брэйлсфорда, на British Cycling посыпались осадки. За успех, увы, приходится платить.
В 2016 году выступавшая в велотреке Джессика Варниш обвинила технического директора British Cycling Шэйна Саттона в сексизме. Функционер озвучил предположение, что Варниш неплохо бы обзавестись семьей. Инцидент послужил толчком к настоящей лавине: Варниш разоткровенничалась относительно обстановки внутри сборной. По ее словам, это оказалась отнюдь не благоприятная среда. В British Cycling признавать проблем в коллективе не желали, но тем не менее со своего поста Саттона попросили.
В отношении федерации было инициировано расследование со стороны UK Sport — аналога министерства спорта. Эксперты общались с членами штаба, спортсменами. В итоговом докладе можно найти упоминание «культуры страха», созданной руководством команды. Якобы члены сборной сталкивались с угрозами при попытке возразить или отказаться следовать «заветам партии». Кроме того, было выявлено неравенство среди атлетов. Как между мужчинами и женщинами, так и между представителями различных дисциплин. В фаворе у руководства оказались велотрекисты (здесь, к слову, успех удалось достичь быстрее), а ребята на BMX чувствовали себя вторым сортом.
В British Cycling, естественно, с выводами доклада не соглашались. Организация окунулась в эту медиавойну, сменив PR-директора. А сам Брэйлсфорд говорил о своем бескомпромиссном подходе. Пытался, что называется, провернуть колесо. Несмотря на существенный удар по репутации, он продолжил работу в British Cycling, хотя фокус функционера сместился в сторону руководства командой Team Ineos (бывшая Team Sky), которая выступает на «Тур де Франс».