До конца месяца один из крупнейших операторов железнодорожного подвижного состава ХК «Новоторанс» планирует разместить дебютный выпуск облигаций на 5 миллиардов рублей.
Московская биржа в конце октября присвоила идентификационный номер программе биржевых облигаций АО ХК «Новотранс» серии 001Р. Максимальный объем программы размещения 50 миллиардов рублей. Книга заявок по первому выпуску облигаций на сумму от 5 миллиардов рублей должна открыться в последней декаде ноября. Облигации в рамках программы размещаются по открытой подписке сроком до 10 лет. Дебютный выпуск облигаций на 5 миллиардов рублей. Индикативная ставка первого купона составляет 8,5-9 процентов годовых, что соответствует эффективной доходности 8,77-9,31 процента годовых.
Открыть книгу заявок перевозчик планировал 20 или 26 ноября, однако буквально несколько дней назад в телеграм-каналах массово начала появляться информация о якобы огромных долгах «Новотранса», отмывании денег и доследственной проверке компании сотрудниками правоохранительных органов.
«Вся эта информация не соответствует действительности, — заявил «Ленте.ру» официальный представитель компании, пожелавший остаться неназванным. — Никаких доследственных или следственных действий в нашей компании не ведется». По его словам, аудиторская компания PricewaterhouseCoopers подтвердила достоверность отчетности ХК «Новотранс» за последние 2,5 года. Консолидированная выручка группы компаний за 2018 год составила 36,9 миллиарда рублей, чистая прибыль — 8,2 миллиарда рублей, соотношение чистый долг/EBITDA — 1,26 по результатам первого полугодия 2019 года. А в минувшем августе рейтинговым агентством «Эксперт РА» ХК «Новотранс» был присвоен рейтинг на уровне ruA с прогнозом «стабильный».
Юристы компании уже подали заявление в полицию и иск в суд «в связи с публикацией недостоверной информации, порочащей честь и достоинство руководства и собственника компании, а также наносящей репутационный ущерб ГК «Новотранс». По мнению официального представителя перевозчика, данные публикации связаны с подготовкой «Новотранса» к размещению облигаций. Вброс фейковых новостей, скорее всего, может быть связан с отдельными коммерческими спорами в российских судах. Речь, вероятно, идет о судах с группой «Сибантрацит», принадлежащей бизнесмену Дмитрию Босову. Его компания задолжала «Новотрансу» более 1,5 миллиарда рублей и начала проигрывать в судебных инстанциях. «Таким образом они пытаются испортить нам репутацию перед инвесторами, вынуждая снять свои требования», — полагает представитель «Новотранса».
Договор между «Новотрансом» и «Сибантрацитом» на перевозку грузов последнего действовал с 2016 года. В нем предусмотрена финансовая ответственность заказчика за своевременную погрузку и отгрузку, простой вагонов и их повреждения. «Сибантрацит» перестал исполнять свои обязательства еще в первой половине этого года, «Новотранс» пытался договориться, но не получилось. В июле перевозчик приостановил действие договора и обратился в суд с требованиями о погашении долгов и оплате неустойки за простой вагонов, их повреждения и суммы за неисполнение контракта.
На сегодняшний день выиграно два дела. Арбитражный суд города Москвы 15 октября 2019 года решил взыскать с ООО «Сибантрацит Логистик» («дочка» ГК «Сибантрацит») договорную неустойку в размере 130 миллионов рублей. Тот же суд 14 ноября удовлетворил еще один иск «Новотранса» на сумму 125 миллионов рублей. Это штраф за нарушение срока нахождения вагонов компании на территории соседних государств. «Общая сумма исков, которая еще находится на рассмотрении в судах, составляет 270 миллионов рублей, — говорит представитель компании. — В ближайшее время нами будут выставлены дополнительные требования на сумму, превышающую 1 миллиард рублей. Суть исков — простой вагонов».
У «Сибантрацита», по всей видимости, большие проблемы. По данным Картотеки арбитражных дел, компания Босова переживает не лучшие времена. Претензии к «Сибантрацит логистик» имеют многие участники рынка, в том числе такие крупные, как РЖД, «Федеральная пассажирская компания», «Федеральная грузовая компания» и «Новотранс». Причем в массовом порядке иски начали подавать с февраля этого года. На сегодняшний день общая сумма претензий, по данным сервиса «Картотека.ру», оценивается в 587 миллионов рублей. И судя по всему, это только начало.
Совпадение это или нет, но в начале июля этого года появилась информация о продаже 20-процентной доли «Сибантрацита Кузбасс» (входит в группу «Сибантрацит» Дмитрия Босова) совладельцу «Трансмашхолдинга» Сергею Глинке. Он владеет 8-процентной долей в «Трансмашхолдинге», 12,5 процента акций «Аэроэкспресса» и 25 процентами «Трансгрупп». Еще раньше на рынке обсуждалось поглощение «Сибантрацита» владельцем ОАО «Независимая нефтегазовая компания» Эдуардом Худайнатовым, который строит угольный холдинг «Коулстар».
Владелец «Сибантрацита» регулярно опровергал факт каких-либо переговоров о продаже компании, уверяя всех, что его задача только увеличивать добычу угля. Для отправки дополнительных объемов угля «Сибантрацит» даже взялся за проектирование второго Северомуйского тоннеля на БАМе и попросил РЖД и правительство предоставить компании приоритетный доступ к железной дороге в обмен на инвестиции в расширение инфраструктуры. Но правительство выступило против подобных преференций.
Как тогда можно интерпретировать заявления и действия Дмитрия Босова? Может быть, отказ от оплаты по долгам это попытка сэкономить в пользу приоритетных для него проектов? Выглядит это как-то странно. Судебные тяжбы могут привлечь интерес и надзорных органов, которые так любят проверять компании не только на предмет налоговых нарушений, но и на соответствие бизнеса, например, природоохранному законодательству. А в угольной отрасли нарушения встречаются на каждом шагу.
В свою очередь в «Новотрансе» говорят, что готовы договариваться, и удивляются, почему в отношении их компании ведется такая нечестная игра. В компании уверены, что размещение облигаций состоится до конца ноября, несмотря на нелепый негатив против перевозчика. Конкретная дата открытия книги заявок будет определена в ближайшие дни.