На протяжении всего 2019 года российские и зарубежные СМИ наблюдают за конфликтом вокруг одного из крупных столичных застройщиков — SDI Group. Владелец компании, бизнесмен азербайджанского происхождения Ильгар Гаджиев, проживающий последнее время в Германии, обвиняет бывшего партнера Года Нисанова в рейдерском захвате компании.
Как следствие противостояния, остановилось возведение крупных жилищных комплексов в Москве и Московской области, тысячи семей не могут получить ключи от квартир. В начале июня Гаджиев написал открытое письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться с ситуацией, а теперь пытается убедить российско-германскую внешнеторговую палату (РГВП/АНК) и Бундестаг от их имени обратиться с запросом в Москву.
Родом из Азербайджана и Год Нисанов. Вместе с партнером, Зарахом Илиевым, он владеет и руководит компанией «Киевская площадь». Среди ее торговых объектов — ТЦ «Европейский», ТЦ «Москва», рынки «Садовод» и «Фудсити» и др. Полезная площадь принадлежащих Нисанову и Илиеву торговых комплексов превышает 1,3 миллиона квадратных метров, годовые доходы от аренды Forbes оценивает в 1,5 миллиарда долларов. Нисанов занимает 34-е место в рейтинге миллиардеров российского Forbes с состоянием в 3,5 миллиарда долларов.
Гаджиев утверждает, что его строительный бизнес в России захватили в январе 2019 года «неизвестные третьи лица» под руководством Года Нисанова. Под угрозами физической расправы в отношении его самого и его близких, он был вынужден покинуть пределы Российской Федерации, поскольку воспринял эти угрозы реально.
В России Гаджиев в 2013 году зарегистрировал компанию «Аккорд-строй» и несколько других фирм для операционной деятельности на каждом отдельном проекте. Затем весь бизнес был объединен под брендом SDI Group. Эта группа сейчас представляет собой два десятка юрлиц, которые занимаются строительством, проектированием, производством стройматериалов, продажей и управлением недвижимостью, — в каждом из них Гаджиев является владельцем или соучредителем.
В числе крупнейших строек компании: 25-этажный жилой комплекс «ВернадSKY» у метро «Проспект Вернадского», ЖК «Пироговская ривьера» из 20 девятиэтажек в деревне Пирогово под Москвой, ЖК «Аккорд Smart-квартал» из 12 зданий в деревне Митькино, Кремлевская школа верховой езды на ВДНХ и школа танцев на улице Крылатской в Москве, а также более 50 объектов инфраструктуры в Москве и Московской области. Партнерами выступают близкие к совладельцу «Киевской площади» Году Нисанову бизнесмены Герман и Исай Захарьяевы.
О партнерстве с Нисановым Гаджиев договорился в 2014 году, когда только начинал бизнес в Москве, суммарная выручка связанных с Гаджиевым компаний в 2017 году превысила 2 миллиарда рублей. Еще в 2017-2018 годах компания «Аккорд спецстрой» из SDI Group получила госзаказы на 4,7 миллиарда рублей от ГБУ «Автомобильные дороги» правительства Москвы и на 608 миллионов рублей от Фонда капремонта правительства Москвы, следует из данных на портале госзакупок. В общей сложности за время работы в России компании группы выполнили господряды на 8 миллиардов рублей.
Конфликт между партнерами начался при строительстве ЖК «ВернадSKY». Генподрядчиком выступила фирма Гаджиева, которая оформила все необходимые для строительства документы, запустила рекламу. Но земля под новостройкой была оформлена на ООО «Илион-Трейд», связанный, как писала «Новая газета», с Зарахом Илиевым.
Продажи шли настолько хорошо, что собственники земли, на которой возводился ЖК, по всей видимости, решили, что больше можно заработать на коммерческих площадях. И решили прекратить строить квартиры, сосредоточившись на возведении коммерческой недвижимости. Ильгар Гаджиев настаивал, что необходимо выполнить обязательства, взятые перед дольщиками. Тогда-то у Гаджиева и начались проблемы. А потом произошел захват и строительных площадок, и головного офиса. «Так, 21 января 2019 года в результате нападения на данную стройплощадку были полностью заморожены строительные работы, а строителей в принудительном порядке заставили покинуть рабочие места», — говорится в обращении Гаджиева к президенту. «Все это послужило основанием для образования кредиторской задолженности и невозможностью исполнения взятых на себя обязательств перед поставщиками и субподрядными организациями», — утверждается там же.
Речь в письме идет и о том, что со счетов, входящих в SDI Group, начался вывод денег застройщиков под видом договоров займа. Так, 28 марта со счета ООО «Специализированный застройщик «КомфортИнвест», аккумулировавшего деньги дольщиков ЖК «Пироговская ривьера», было выведено 200 миллионов рублей, хотя директор этой фирмы Никита Данильченко не имел на это право, а со счета ООО «Аккорд спецстрой» (застройщик ЖК «Аккорд. Smart-квартал») было выведено 90 миллионов рублей дольщиков. При этом директор ООО «Аккорд спецстрой» Валерий Ложечкин отказался подписывать платежные документы. Но проводки все равно были совершены.
Дистанционные переговоры с уже бывшими партнерами ни к чему не привели, да и сами они и их представители всячески опровергали все обвинения Гаджиева. Впрочем, в сети появился видеоролик, который подтверждает версию застройщика. В нем представлены видео- и аудиозаписи того, как люди Года Нисанова распоряжаются средствами дольщиков ЖК «Аккорд Smart-квартал» и «Пироговская ривьера». А «Радио Свобода» сообщало, что все силовые акции против Ильгара Гаджиева были инициированы Годом Нисановым и Зарахом Илиевым. Более того, на одном из видео в YouTube «засветился» и директор «СЗ КомфортИнвест» Никита Данильченко, который в нарушение закона обналичил 200 миллионов рублей дольщиков ЖК «Пироговская ривьера», деньги были переданы помощнику Нисанова Эльману Байрамову.
Решить конфликтную ситуацию вокруг SDI Group Ильгар Гаджиев пытается разными способами. После обращения в российские суды и к президенту страны с открытым письмом стало известно, что бизнесмен продал 80 процентов своих структур ООО «СДИ Групп» и ООО «Стиль» зарегистрированной в Германии Alcon Development. Эта компания принадлежит давнему партнеру и соотечественнику Гаджиева — Зие Газиеву.
Теперь, как пишет Juedischewelt.de, имея статус постоянных жителей Германии, они планируют через Российско-германскую внешнеторговую палату выйти в Бундестаг, чтобы просить поддержки у немецких парламентариев. Остается надеяться, что имущественный спор не перерастет в международный конфликт и вновь не испортит только начавшие налаживаться экономические и политические связи между двумя странами.