Экономика
23:09, 11 декабря 2019

Пульс технологий О новых подходах «Роснефти» к модернизации

Татьяна Романова
Фото: «Роснефть»

Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК), которая входит в «Роснефть», ввела в эксплуатацию единый лабораторный корпус (ЕЛК) испытательной лаборатории. Новый комплекс объединил прежде разрозненные лабораторные площадки. При строительстве объекта были использованы принципиально новые подходы в организации контроля качества сырья, компонентов и товарной продукции. Они обеспечивают более точный анализ поступаемой нефти и компонентов, необходимых для производства бензина АИ-100, который служит базой для PULSAR-100, и Евро 6. О том, как в компании «Роснефть» реализуются новые подходы к модернизации — в материале «Ленты.ру».

Новый принцип

В РНПК впервые в России в полной мере реализован принцип организации рабочих мест не по видам анализируемой продукции, а по типу физико-химических испытаний. Это позволяет оптимизировать использование лабораторного оборудования, повысить производительность труда и сэкономить время, в том числе, на отработку рецептур при организации производства новой продукции.

Создание ЕЛК стало частью масштабной инвестиционной программы «Роснефти» по модернизации производства РНПК. Благодаря масштабной реконструкции НПЗ и изменению технологии изготовления топлива, в том числе компонентного состава, был разработан алгоритм производства, позволивший не только улучшить эксплуатационные характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости его производства.

Масштабная модернизация позволила Рязанскому НПЗ, являющемуся крупнейшим перерабатывающим предприятием Центрального федерального округа, приступить к выпуску бензина «Евро 6», топлива с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами. Годом ранее завод приступил к производству высокооктанового бензина АИ-100 (базовое топливо для производства фирменного PULSAR 100).

Подтвержденное качество

Для топливного рынка России переход РНПК на производство топлива, отвечающего самым современным требованиям, имеет большое значение, ведь по объемам переработки и ассортименту выпускаемой продукции РНПК входит в четверку крупнейших НПЗ России. Мощность по переработке составляет 18,8 миллиона тонн в год. Кроме того, примерно четверть всех автомобилей в Москве и Московской области заправляется топливом РНПК. А произведенным РНПК авиакеросином заправляется около 50 процентов самолетов в Шереметьево и около 60 процентов в Домодедово.

Завод занимает ключевые позиции в снабжении нефтепродуктами центральной части России, поскольку интегрирован в кольцевую систему нефтепродуктообеспечения Московского и Центрального регионов.

Первую партию высокооктанового автомобильного бензина АИ-100 (база для PULSAR 100), чей компонентный состав был значительно улучшен по сравнению с бензином АИ-98-К5, предприятие выпустило в 2018 году. В ходе специальных моторных испытаний, проведенных немецкой компанией BASF с использованием двигателя BMW, были подтверждены высокие эксплуатационные свойства PULSAR 100. После 100 часов работы двигателя, что эквивалентно 6 тысячам километрам пробега, специалисты сделали вывод, что применение этого топлива позволяет избежать закоксованности форсунок и сокращает время впрыска бензина.

В результате обеспечивается более полное и эффективное сгорание бензина, срок службы двигателя и его экономичность сохраняются на первоначальном уровне, как у нового автомобиля. Кроме того, высокооктановый бензин PULSAR 100 производства НК «Роснефть» является официальным топливом Российской серии кольцевых гонок, в которых принимает участие гоночная команда LADA Sport ROSNEFT. Автомобили всех пяти классов серии используют исключительно бензин «Роснефти» с октановым числом 100. Высокие детонационные свойства позволяют использовать бензин PULSAR 100 как в 1,6-литровых моторах класса «Национальный», так и в 2-литровых турбированных двигателях на машинах класса «Туринг».

Другая технологическая новинка «Роснефти» — автомобильный бензин «Евро 6». Он содержит меньше серы, из-за чего снижается коррозионная активность. Сокращение количества бензола и ароматических углеводородов способствует снижению токсичности выхлопных газов. Кроме того, применение бензина Евро 6 снижает количество отложений на впускных клапанах на 12,5 процента и количество отложений в камере сгорания двигателя — на 12,7 процента.

Рецептура и технология производства с использованием высококачественных компонентов разработаны специалистами Корпоративного научного комплекса и ряда НПЗ «Роснефти». Высокие эксплуатационные характеристики бензина Евро 6 были подтверждены заключением Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИ НП).

Масштабная модернизация

На сегодняшний день «Роснефть» является единственной российской компанией, поставляющей на внутренний рынок бензин Евро 6. Выпуск топлива с улучшенными характеристиками потребовал от входящей в структуру НК нефтепереработки принципиального нового подхода к производству. РНПК, в частности, в рамках программы модернизации, помимо создания объединенного лабораторного комплекса, сделала еще ряд важных шагов.

Так, в 2019 году завод завершил модернизацию установки каталитического риформинга, на которую был загружен катализатор производства «Ангарского завода катализаторов и органического синтеза». Это уже третья установка РНПК, на которой в рамках реализации плана по импортозамещению российский катализатор заменил импортный аналог. Катализатор играет ключевую роль при производстве бензинов экологического класса К5 (Евро-5), а также инновационных бензинов Евро-6 и АИ-100.

Для снижения содержания сернистых и олефиновых (непредельных) соединений в автобензинах была улучшена схема очистки бензина установки каталитического крекинга — он дополнительно очищается от сернистых и азотистых соединений.

Также РНПК модернизировала установки точечного налива, где происходят взвешивание и автоматический налив светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны. Сам процесс погрузки полностью автоматизирован и происходит через наливные телескопические трубы одновременно с двух сторон на четырех железнодорожных путях. Скорость заполнения вагона-цистерны, вмещающей 60 тонн продукта, составляет около 10 минут. Производительность модернизированных установок позволяет отгружать более 200 цистерн моторного топлива и авиационного керосина в сутки.

Помимо этого, РНПК внедряет систему «цифрового завода», предусматривающую автоматизацию управления технологическими процессами с единым центром управления. Цифровизация и ускоренное технологическое развитие во всех областях деятельности является важным элементом стратегии «Роснефть-2022».

< Назад в рубрику