В 1964 году из нью-йоркского музея пропали несколько огромных драгоценных камней. Эта дерзкая кража и по сей день считается одним из самых громких преступлений в истории США. Тем удивительнее, что за ним стояли не акулы преступного мира, а обычные пляжные бездельники, которые просто мечтали о красивой жизни и даже не смогли продать добычу. «Лента.ру» вспомнила, как это было.
Утром 30 октября 1964 года Американский музей естественной истории в Нью-Йорке был закрыт для посетителей и окружен полицейскими. Ночью кто-то забрался в зал с драгоценными камнями и стащил легендарную «Звезду Индии» — исполинский сапфир весом 563 карата. Кроме него, исчезли еще 24 самоцвета, в том числе «Орлиный алмаз», «Рубиновая звезда», «Полуночная звезда» и «Рубин Делонга». Стоимость похищенного оценивалась в 410 тысяч долларов (с учетом инфляции сегодня эта сумма эквивалентна трем миллионам долларов).
Дерзкую кражу заметили лишь утром, когда охранник пришел на работу. Как выяснилось, сигнализация не сработала, потому что несколько лет назад ее отключили для экономии электроэнергии. «Кому придет в голову грабить музей?» — оправдывался красный от стыда администратор. Найти отпечатки пальцев злоумышленников среди следов, оставленных тысячами посетителей, оказалось невозможно. Приходилось надеяться лишь на то, что камни всплывут на черном рынке.
За ограблением стояли не профессиональные воры, а бездомные серфингисты из Майами, которых звали Джек Роланд Мерфи, Алан Кун и Роджер Кларк. Всем троим не было и 30. Кларк писал картины, а Мерфи и Кун подрабатывали тренерами по плаванию в местной гостинице. Их объединяли любовь к марихуане и мечты о красивой жизни. Скудного заработка не хватало даже на жилье, поэтому троица ночевала на пляже под открытым небом.
В 1962 году Мерфи впервые распробовал вкус криминала. Его взяли на дело воры, которые проникли в богатый особняк, когда никого не было дома, и вскрыли сейф. Его доли — 15 тысяч долларов — серфингистам хватило только на месяц. Растранжирив деньги, Мерфи организовал новую кражу, и на этот раз пошел на нее с друзьями.
У парней был принцип: никакого оружия и насилия. Они обчищали богачей, пользуясь только отмычками, ломиками и гостиничными мастер-ключами. Их жертвами становились люди, для которых несколько тысяч долларов — это не деньги. Обнаружив пропажу, многие даже не обращались в полицию.
Первые два года серфингистам везло, поэтому они осмелели. В начале 1964 года им удалось «увести» бриллиантовое кольцо у телезвезды Евы Габор. Это было ошибкой. Вещица оказалась подарком четвертого мужа актрисы — видного биржевого дельца Ричарда Брауна. Такое не могло пройти незамеченным, поэтому Мерфи и его компанией впервые заинтересовалась полиция.
Троице пришлось перебраться в Нью-Йорк. Город давно их манил, поэтому переезд отмечали с размахом. Они заселились в пентхаус роскошного отеля Ritz Carlton, употребляли героин в номере, оставляли по несколько сотен долларов в клубах и ресторанах. Когда карманы стали пустеть, парни принялись обдумывать новое дело. На этот раз они решили сорвать по-настоящему большой куш.
В 1964 году на экраны вышла криминальная комедия «Топкапи», герои которой крадут сокровища султанов из дворца в Стамбуле. После кино серфингисты поняли, что хотят поучаствовать в чем-то подобном. «Надо попробовать!» — выразил общую мысль один из них. «Трудные цели влекут похитителей драгоценностей не меньше, чем скалолазов или лыжников, — позже объяснял Мерфи. — Это опасно, это красиво, это чистый адреналин!»
Очевидной целью был американский музей естественной истории, где хранился драгоценный камень с поэтичным названием «Звезда Индии». Уникальный самоцвет величиной с мячик для гольфа привлекал толпы посетителей по двум причинам: исполинские размеры и уникальная обработка камня, в центре которого красовалась шестиконечная звезда.
Друзья тщательно готовились к новому делу. Они целую неделю изучали планировку музея, прочитали все брошюры с информацией о выставке драгоценностей и продумали план отхода. За пару недель до дня икс Кун закрутил роман с 19-летней девушкой по имени Дженнет и то и дело водил ее в музей. Она считала эти встречи свиданиями, а он — разведывательными вылазками.
Ночью 29 октября, незадолго до Хэллоуина, к музею подъехал Cadillac. Из него вышли двое серфингистов, третий остался в автомобиле с незаглушенным мотором. Злоумышленники направились к ограде, без труда перепрыгнули ее, поднялись по пожарной лестнице до широкого уступа, а оттуда один за другим забрались по веревке в открытое окно на четвертом этаже.
Оказавшись внутри, мужчины сразу направились к залу с драгоценностями. Чтобы убрать витринное стекло, хватило одного движения стеклорезом. Набив сумки самоцветами, они незаметно покинули здание. Все прошло идеально.
После возвращения в гостиницу друзья решили отметить удачную кражу. Алкоголь лился рекой, а сотрудники отеля прятали в карманах гигантские чаевые. Пьяные серфингисты без всякого стеснения хвастались горничным о том, как ловко они обчистили музей, а наутро даже не помнили, что все разболтали.
На следующий день друзья решили залечь на дно. Кларк отправился к родителям в Коннектикут, а Мерфи полетел во Флориду с Куном и его девушкой Дженнет, по-прежнему не знавшей о краже. Ей в плане отводилась особая роль: именно она должна была везти похищенные драгоценности.
Дженнет заподозрила неладное, когда Кун вручил ей тяжелый чемоданчик, но запретил его открывать и попросил, чтобы в аэропорту она делала вид, будто незнакома с ним, а потом села в другом конце самолета. После прибытия во Флориду Кун отобрал у нее чемодан и исчез. Девушка позвонила подруге, а потом пожаловалась в полицию.
Друзья отлично подготовились к краже, но совершенно не подумали о том, что будут делать дальше. Во Флориде знакомый с криминальными связями объяснил Мерфи, что самые крупные камни не получится сбыть и на черном рынке — уж слишком они узнаваемые. Можно распилить их на части, но в этом случае выручка будет мизерной.
Пока ребята ломали голову и любовались на украденные камни, полиция в Нью-Йорке опросила сотрудников отеля и вышла на их след. Горничные рассказали им о ночном кутеже и показали номер, который снимали серфингисты. По комнате были разбросаны книги о драгоценных камнях, планы музея и пакеты с наркотиками.
Кто ограбил музей, было очевидно. Оставалось выяснить, где искать беспечных воров. Полиции даже не пришлось напрягаться — Кларк зачем-то решил вернуться в Нью-Йорк, пришел в номер и попал прямо в руки детективов. Вскоре в Майами поймали и его друзей. Во время задержания Кун в бешенстве кричал, что «никогда больше не будет связываться с глупыми бабами».
Подозреваемые отказались сознаваться в причастности к краже, похищенных камней у них не нашли, а неоспоримых доказательств у следствия не было. Суду пришлось отпустить Мерфи и его ребят под залог в 32 тысячи долларов. Все трое вернулись в Майами, где их встретили, как героев. В одном из интервью Мерфи посетовал, что полиция портит ему жизнь. «Я собирался кататься на доске по волнам на Гавайях, а мне приходится таскаться по всем этим слушаниям», — возмущался он.
Вера преступников в свою безнаказанность не на шутку разозлила нью-йоркского прокурора Мориса Наджари. Когда серфингистов отпустили под залог, он стал копаться в их прошлом и нашел там темные пятна. Выяснилось, что их задерживали за бродяжничество и подозревали в причастности к похищению кольца у актрисы. Припомнил он и пакеты с героином в номере отеля. Троицу вернули в тюрьму и повысили залог до 150 тысяч долларов на каждого. Таких денег у них не было. По настоянию прокурора, их отправили в знаменитую тюрьму Tombs («Гробница»). Тогда троица заговорила.
Самым болтливым оказался Кун. Он первым стал свидетельствовать против друзей и лично помог полицейским найти драгоценности. Перед этим он, конечно, потрепал им нервы. Полицейские согласились выпустить его из тюрьмы и поселить в гостинице, но он пошел дальше — каждый день просил новую одежду и отказывался общаться с детективами в те часы, когда по телевизору шли его любимые передачи. «Знаете, что? Сейчас два часа дня, а в три начнется Багз Банни, поэтому я иду в номер. Нет Багза Банни — нет камушков», — заявлял он ошарашенным полицейским.
В итоге оказалось, что «Полуночную звезду» и «Рубиновую звезду» воры все же распилили и продали бандитам в Майами всего за 25 тысяч долларов. Позже эти камни удалось найти и восстановить. «Звезду Индии» и пару мелких камней обнаружили в камере хранения на автобусной стоянке. А вот судьба «Орлиного алмаза» неизвестна до сих пор.
Возвращение части драгоценностей в музей стало для Нью-Йорка знаковым событием. Когда они снова появились в экспозиции, посмотреть на камни пришли больше пяти тысяч человек, и музей побил рекорд посещаемости. Администрация заведения поклялась больше не экономить на сигнализации.
За сотрудничество с полицией серфингистам смягчили наказание, и через три года все трое вышли на свободу. Кларк больше никогда не привлекал внимание общественности. Он устроился сторожем, дожил до 71 года и в 2007 году умер от сердечной недостаточности. Кун увлекся духовным просветлением и конспирологическими теориями. До тихой кончины в 2017 году он жил отшельником в Северной Калифорнии, выращивал на продажу медицинскую марихуану и искал доказательства инопланетного заговора на Земле.
Мерфи вернулся к криминалу, но удача ему больше не благоволила. В 1968 году он снова попал в тюрьму за ограбление, вышел на свободу, но вскоре получил пожизненное за убийство двух девушек. В 1985 году его перевели в психиатрическую лечебницу строгого режима. Там он работал в больничной церкви и помогал вести воскресные службы. За прилежное поведение Мерфи освободили досрочно. Он до сих пор живет в городе Тампа с женой, детьми и внуками. «Теперь моя душа отдана семье и Богу. В моем возрасте рассуждать о прошлом глупо. Да и тогда я был совсем другим человеком. Сейчас я могу лишь сказать, что мне очень стыдно», — признался бывший уголовник в одном из последних интервью.