Инвестировать в Москве легче и удобнее, чем в других регионах России: об этом свидетельствует рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов России от Агентства стратегических инициатив, который в этом году возглавила столица. За пять лет она поднялась на 16 строчек, обогнав традиционных лидеров — Татарстан, Тюменскую и Калужскую области.
Создать благоприятный климат для частных капиталовложений столица смогла в том числе благодаря программе развития промышленности, уверены московские власти. Они подчеркивают: поддержка бизнеса — один из главных стимулов роста инвестактивности в столице. Инвесторам новых промышленных производств и инфраструктурных проектов Москва предоставляет налоговые льготы и предлагает различные формы государственно-частного партнерства. Для удобства бизнеса столица автоматизирует госуслуги и сервисы.
Важный драйвер инвестиционной активности — это собственная инвестпрограмма города. В ближайшие три года Москва планирует вложить более 2 триллионов рублей в благоустройство, транспорт, социальную сферу. Вложения столицы в развитие инфраструктуры стимулируют приток инвестиций: на каждый городской рубль удается привлечь более трех частных рублей. В Москве для работы с инвесторами функционирует Городское агентство управления инвестициями. Оно сопровождает инвестпроекты по принципу «одного окна», разрабатывает их экономические и юридические условия, при этом учитывает интересы и города, и бизнеса.
Одним из действенных способов поддержки бизнеса через гарантию сбыта столичные власти называют офсетный контракт. Он предусматривает закупку продукции для госнужд со встречным обязательством со стороны поставщика по открытию производства в Москве.
«От заключения офсетного контракта выигрывают и город, и бизнес. Москва получает импортозамещение в социально значимых сферах, увеличение налогооблагаемой базы, создание новых рабочих мест и экономию бюджетных средств на закупку, так как в результате конкурсных процедур цена закупаемой продукции, как правило, снижается» ,— пояснил Александр Прохоров, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики столицы. Бизнесу офсетный контракт гарантирует долгосрочный сбыт продукции и высокую надежность заказчика. Кроме того, после выполненных инвестиционных обязательств компания включается в региональный реестр единственных поставщиков.
В октябре Москва объявила конкурс на офсетный контракт по созданию первого в России производства медизделий для стомированных больных. «По условиям контракта, инвестору, который определится в конце года по итогам конкурсных процедур, предстоит вложить не менее 1 миллиарда рублей в локализацию производства в течение трёх лет», — уточнил директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома. По его словам, начальная максимальная цена контракта составляет 8,6 миллиарда рублей.
У столицы уже есть два офсетных контракта с фармпроизводителями. Первый Москва заключила в конце 2017 года с компанией «Биокад». Инвестор вложит около 3 миллиардов рублей в создание производства 22 лекарств для лечения онкологии и иммунодефицита. Город планирует в течение 7 лет закупить препараты на 14 миллиардов рублей. Второй офсетный контракт Москвы — с дочерней компанией «Р-Фарм». Она инвестирует 5,8 миллиарда рублей в строительство современного фармзавода на территории особой экономической зоны в Зеленограде. На 12 производственных линиях будут выпускать 31 препарат для лечения и профилактики эндокринных, онкологических и кардиологических заболеваний. Столица намерена закупить у компании препараты на 18,4 миллиарда рублей. В рамках обоих офсетных контрактов предусмотрено импортозамещение: более половины лекарств на сегодняшний день не производится в России.
Московские власти настаивают: потенциал офсета не ограничивается фармацевтикой и медизделиями. В будущем город планирует заключать контракты с производителями питания, транспорта, техники и материалов для жилищно-коммунального хозяйства и IT-оборудования.
Столица готова обеспечить бизнесу длительную загрузку мощностей с гарантированным доходом посредством заключения контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Общий объем заключенных Москвой КЖЦ составляет 467,9 миллиарда рублей. Они предполагают приобретение продукции с дальнейшим обслуживанием и ремонтом со стороны поставщика в течение всего жизненного цикла. Непосредственно городу такая форма сотрудничества с бизнесом позволяет планировать расходы бюджета и получать наилучшее соотношение цены и качества товара.
По таким контрактам мегаполис обновляет подвижной состав для метрополитена и парк городских автобусов и трамваев. Объем заключенных Москвой КЖЦ в сфере транспорта — 435 миллиардов рублей. Контракты предполагают поставку и сервис 1432 вагонов метро, 436 низкопольных автобусов нового поколения, 300 низкопольных трехсекционных трамваев.
С 2021 года Москва планирует отказаться от закупок дизельных автобусов. Перейти на экологичный транспорт городу помогут производители электробусов: столица уже подписала с компаниями «КАМАЗ» и «Русские автобусы — Группа ГАЗ» три госконтракта на поставку и обслуживание 300 машин и ультрабыстрых зарядных станций к ним.
На сегодняшний день Москва объявила конкурсы на поставку еще 300 электробусов, все — на условиях сервиса со стороны поставщика в течение 15 лет.
По такому же принципу действуют КЖЦ в сфере ЖКХ. В сентябре 2019 года столица заключила четыре контракта на 31,6 миллиарда рублей на установку и обслуживание общедомовых приборов учета тепла в жилых домах и учреждениях соцсферы. Победители открытых конкурсов установят счетчики и будут обслуживать их на протяжении всего технологического цикла. Поскольку исполнители по контрактам примут на себя все риски эксплуатации счетчиков, они будут заинтересованы в надлежащем техническом обслуживании, надеется город.
Расширить сферу применения подобных контрактов столичные власти намерены и в здравоохранении. «Недавно завершились первые открытые конкурсы на поставку и обслуживание сложного медицинского оборудования. С победителем — компанией "Филипс" — будут заключены контракты жизненного цикла, которые предусматривают не только поставку городу медоборудования, но и обеспечение в течение 10 лет его работоспособности. Цена контрактов по итогам конкурсных процедур снижена с 2,35 до 1,45 миллиарда рублей. Кроме того, городом объявлены конкурсы на поставку и сервис компьютерных и магнитно-резонансных томографов. В 2020 году столица продолжит приобретение посредством КЖЦ современного сложного медицинского оборудования», — рассказал Леонид Кострома.
В текущем году Москва активно поддерживала инвесторов в сфере промышленности с помощью специальных инвестиционных контрактов (СПИК): в 2019-м столица подписала 6 соглашений, которые предусматривают 8,3 миллиарда рублей инвестиций и создание 2500 новых рабочих мест.
Один из крупнейших контрактов — на создание индустриального парка «Нижние котлы» на Варшавском шоссе. Инвестор проекта, структура «Росатома», планирует до 2023 года вложить около 2,1 миллиарда рублей в модернизацию лабораторных и производственных корпусов. Здесь будут оборудованы помещения для исследований в области ядерной медицины и радиационных технологий, а также производство измерительных и навигационных приборов.
В рамках другого контракта — по строительству мясоперерабатывающего комплекса — город предоставил компании «ЭлитГрупп Инвест» земельный участок. На нем к 2022 году появится новое предприятие площадью 28 тысяч квадратных метров. В реализацию проекта будет вложено 1,2 миллиарда рублей.
В Южном административном округе по еще одному СПИК будет построено производство комплектующих для автомобилей. С 2019-го по 2022 год инвестор — «Альфа Автоматив Техноложиз» («ААТ») — вложит в строительство завода минимум 1,2 миллиарда рублей. На предприятии появится 385 новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Специальный инвестиционный контракт — это гарантия того, что возврат инвестиций обязательно будет, причем в те сроки, которые заложены на проект, уверен генеральный директор компании «ААТ» Максим Кондратьев.
Помимо обязательств инвесторов, все СПИК задают параметры налоговых и других мер поддержки со стороны города и обеспечивают тем самым стабильные условия для бизнеса: обнуление налога на имущество, снижение региональной ставки налога на прибыль с 17 до 12,5 процента и уменьшение арендной платы за землю почти на 100 процентов.
По словам Александра Прохорова, в будущем столица всегда готова поддержать инвесторов в их участии в федеральных СПИК. Так, в начале года правительство Москвы уже выступило стороной специального инвестиционного контракта, заключенного Министерством промышленности и торговли России с АвтоВАЗом и альянсом Renault — Nissan — Mitsubishi. Соглашение дает возможность столичному заводу Renault поддерживать высокий уровень инвестиций в собственное развитие.