Черные, красные, пухлые, тонкие или восьмиконечные — в каждую эпоху представление о привлекательности женских губ кардинально менялось. Однако именно губы оставались самой волнующей и соблазнительной деталью лица. В погоне за модными цветом и формой женщины натирали их кислотой, царапали, кусали и накачивали вредными веществами. «Лента.ру» разобралась, что творилось с женскими губами на протяжении тысячелетий и почему мир потянуло на аномалии.
В древних цивилизациях яркий макияж считался символом высокого статуса, поэтому с цветом и формой губ экспериментировали как женщины, так и мужчины. Изобретателями прототипа сегодняшней помады стали шумеры — именно они догадались применять природные материалы для подкрашивания губ. В ход шел любой ингредиент, способный усилить интенсивность цвета: фрукты, хна, глина, ржавчина и даже насекомые. Между тем месопотамские женщины предпочитали «матовой помаде» блеск, перемалывали драгоценные камни и посыпали губы получившимся сверкающим порошком.
Вероятно, первыми истинными ценителями губной помады были египтяне. У них и зародился тренд на темные, пурпурные, а нередко и вовсе черные губы. Привлекательность при этом была важнее здоровья: желаемые оттенки получали с помощью вредоносного брома или оксида железа. А блеск такой помаде придавала рыбья чешуя.
Проблему решила правительница Хатшепсут в 1450-х годах до нашей эры. Во время экспедиции на территорию земли Пунт в Восточной Африке Хатшепсут раздобыла безопасную краску для губ — кармин, который получали из кислоты, выделяемой самками насекомого кошенили. Кармин оставался полезным на протяжении многих столетий: женщины наносили его на губы вплоть до начала прошлого века.
Древние греки, напротив, были противниками ярких губ и гораздо выше ценили их размер и форму. На их вкус, идеальный женский рот должен был иметь мягкий полукруглый изгиб, приподнятые уголки и пухлую квадратную нижнюю губу. А вот краска на губах была уделом проституток — их законодательно обязывали наносить темную помаду. С точностью до наоборот развивался губной тренд в Азии. Японки-аристократки, не щадя рта, закрашивали лицо толстым слоем грима, а на месте губ рисовали две крошечные бусины.
В эпоху пуританства губы приходилось скрывать, поскольку церковь была беспощадна и к помаде, и к какому бы то ни было мейкапу. Алые губы ассоциировались с поклонением дьяволу, а женщин с накрашенными губами принимали за ведьм, отлавливали и казнили. Так в Средневековье зародилась мода на тонкие, плотно сжатые, практически невидимые контуры губ. Но к макияжу девушек тянуло несмотря ни на что: популярностью стали пользоваться бальзамы, куда тайно добавлялись красители. Сделать губы ярче можно было и более простым способом — их кусали, покалывали и растирали шершавыми материалами.
Считается, что термин «помада» придумал кардинал римско-католической церкви, аристократ и государственный деятель Франции Арман Жан дю Плесси де Ришелье в XVII веке. Герцог де Ришелье обожал яблочный аромат. Чтобы беспрерывно наслаждаться любимым запахом, он приказал изготовить душистую мазь, которую затем наносил на верхнюю губу. Это средство он и назвал помадой — от французского pomme — яблоко. Изобретение де Ришелье не имело цвета, но разузнавшие о нем модницы вскоре подмешали туда краску.
Через сто лет люди красились уже практически так же, как в наши дни, а помада для губ стала столь же востребована мужчинами, как и женщинами. Придворные, носившие густую бороду и усы, выделяли контуры рта цветом. Их жены тоже не смели пренебрегать мейкапом: во Франции вышел закон, согласно которому мужчина получал право развестись, если после свадьбы жена стала менее красива, чем будучи не замужем.
Первой парфюмерной компанией, которая догадалась зарабатывать на женских губах, стал французский Guerlain. В Guerlain изготавливали помаду из оленьего жира, пчелиного воска и касторового масла. Затем получившуюся субстанцию помещали в шелковистую бумагу и продавали. Однако по-настоящему бьюти-мир перевернулся в 1915 году с появлением металлического контейнера для губной помады, который спроектировал американский бизнесмен Морис Леви. Сбоку каждый тюбик Леви был оснащен маленьким рычажком, который позволял выдвигать и задвигать помаду наподобие современного механизма.
По-новому упакованная помада Леви была доступна в виде привычного стика или жидкого блеска, а самой популярной в линейке стала стойкая помада. Помимо этого, Леви придумал «естественный» блеск для губ, созданный на основе бромной кислоты. Смесь вступала в реакцию с кожей, в результате чего приобретала красноватый оттенок. Еще одна новинка, покорившая сердца американок в начале ХХ века — помада с различными вкусами, наиболее популярным из которых была вишня.
Во времена Девушек Гибсона (идеальная женская внешность, придуманная американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном. Девушка Гибсона была высокой и стройной, с узкой талией, большой грудью и широкими бедрами) мода на губы была близка к современной, а помада уже лежала в косметичке каждой американки. Настоящими иконами стиля тогда были звезды немого кино, и популярные женские журналы призывали копировать их облик. Читательницы же старательно соблюдали рекомендации, щеголяя вишневыми, сливовыми, баклажановыми и коричневыми губами.
В 1920-х годах модницы помешались на «дуге Купидона», которая подразумевала нереалистично очерченную линию верхней губы с четко выведенным углублением посередине и острыми уголками. При этом нижняя губа практически отсутствовала. Чтобы добиться желаемой формы, они нередко использовали трафареты, а польская предпринимательница Елена Рубинштейн даже создала специальную помаду, которая якобы сама придавала губам заветную дугу. В то же время поднялась первая волна феминизма: женщины требовали права голосовать на выборах, а своим символом избрали губную помаду.
Еще одной нашумевшей новинкой той эпохи стала «стойкая к поцелуям» формула Rouge Baiser, созданная французским химиком Полем Бодекру (Paul Baudecroux). Однако помада не прижилась: ее быстро изъяли из магазинов из-за многочисленных жалоб клиенток. Возмущенные девушки заявляли, что это средство не только не стирается при поцелуях — его в принципе никоим образом невозможно удалить с губ. Концепция химика потерпела фиаско, зато крупнейшие мировые бренды, такие как Chanel, Guerlain, Elizabeth Arden и Estée Lauder, успешно запустили свои первые помады в массовое производство.
Во времена Второй мировой женщины трудились на передовой вместе с мужчинами. Поскольку металл был и так в недостатке, уже привычные девушкам металлические тюбики помады заменили пластиком и картоном. Впрочем, и сама косметика была в дефиците — фронтовичкам пришлось пользоваться подручными средствами, чтобы подчеркнуть свою красоту. И средств они не жалели: чтобы поднять боевой дух в армии, женщин призывали использовать самые яркие тона красного. Наиболее популярный алый оттенок 40-х, выпущенный в линейке бренда Besame, так и назвали — American Beauty («Американская красавица»).
Середина прошлого века ознаменовалась возвращением к практически древнегреческим эталонам красоты: отныне главенство на женском лице захватили губы — и чем крупнее, тем лучше. Трендом стал абсолютно симметричный, большой рот: нижней губе, наконец, уделили столько же внимания, сколько и верхней. К тому же весь мир стремился подражать голливудским актрисам. Женщины без оглядки копировали яркие, смелые, сексуальные образы Грейс Келли и Мэрилин Монро, а одним из самых популярных цветов помады стал насыщенно-алый оттенок Envious марки Estee Lauder. Проведенный в США опрос показал, что в 1950-х годах 60 процентов девочек-подростков уже красили губы.
Однако с появлением Твигги — иконы стиля 60-х — «губные» нормы вновь перевернулись. Теперь замысловатые изгибы и форма стали важнее, чем их полнота. Что же касается самой модели — ее огромные глаза приковывали гораздо больше внимания, чем, казалось бы, идеальные губы. И тем не менее именно в это десятилетие женщины задумались об искусственном увеличении губ, и врачи принялись экспериментировать с «филлерами», закачивая в губы клиенток различные субстанции. На арену вышел силикон, который снабдил всех желающих теми самыми «утиными» губами.
Спустя десятилетие косметологи даже попытались применить говяжий коллаген. Естественно, результат этих процедур был весьма сомнительным, и от метода вскоре отказались. Настоящая революция в мире фейковых губ случилась только в 90-х, когда секс-символом эпохи стала Джулия Робертс. Женщины захотели иметь такие же большие, экспрессивные губы. И спрос был удовлетворен: ученые, наконец, разработали вещество, близкое по структуре к натуральному человеческому коллагену.
В то же время в моду неожиданно вошла естественность. Люди обеспокоились проблемами окружающей среды и потребовали косметику с натуральным составом. Многие женщины даже отказывались от декоративного макияжа в пользу перманентного: все большую популярность набирал татуаж. Что касается тренда в мейкапе — ничто так не отражает бурные 90-е, как темная обводка на губах, резко контрастирующая со светлой помадой.
Однако естественной красоте все же не удалось одержать верх над фальшивкой. С каждым годом филлеры становились все совершеннее, а пухлые губы — все привлекательнее. Немалую роль в этом сыграло пресловутое семейство Кардашьян. В 2015 году самая младшая сестра Кайли Дженнер объявила на весь мир о том, что сделала новые губы, и в течение следующих суток клиники зафиксировали 70-процентный рост интереса к процедуре. По данным Американского сообщества пластических хирургов (American Society of Plastic Surgeons), в 2015 году более 27 тысяч американцев вышли из косметологических кабинетов с увеличенными губами. То есть такая процедура проводилась примерно каждые 20 минут.
Итак, Ким Кардашьян обрела мировую славу благодаря своим пышным ягодицам, а Кайли — благодаря пышным губам. В том же году девушка запустила свою первую линейку помад Kylie Lip Kits, которая через пару лет превратилась в косметическую империю. Так, на губах миллионов женщин со всего света 21-летняя девчонка Кайли Дженнер сколотила миллионы долларов, а затем завоевала статус самой молодой миллиардерши в мире.
Но даже полюбившиеся перекачанные губы инстаграмщицам вскоре наскучили. Да и цены на филлеры с течением нескольких последних лет значительно упали: сегодня стоимость инъекций с гиалуронкой начинается от 20 тысяч рублей. Поскольку тренды сменяются стремительно — нужно срочно придумывать что-то кардинально новое. И придумали — как ни странно, не в Штатах, а в России. Буквально несколько недель назад соцсети наводнили волнистые, шипастые, ни на что не похожие «губы-осьминоги», или «губы Дьявола».
Так, неожиданно, к концу 2019 года рот стал не просто пухлым, а восьмиконечным. Новинку широкой публике предложил Емельян Брауде — косметолог, не имеющий ни единого медицинского сертификата. По неизвестным причинам россиянки ринулись на процедуру, а затем массово поделились результатами в соцсетях. Иностранцев фотографии девушек повергли в шок: на британских и американских сайтах нездоровые «губы Дьявола» едко прозвали «экзотической формой герпеса». Но нашлись и те, кто увидел в них что-то «странным образом эстетически привлекательное». Специалисты же сходятся во мнении, что это скорее умышленное уродование лица, нежели эстетический апгрейд.
Как видно, тренды на красоту женских губ вспыхивали в разных уголках планеты: от Древнего Египта до современной России. Однако ясно одно: в каждое следующее столетие эта красота требовала все больших жертв. Придется ли женщинам терпеть более суровые метаморфозы, сошьют ли однажды губы вместе или удалят насовсем — остается только гадать.