Сбербанк и международный бизнес-акселератор 500 Startups провели демодень, на котором были определены восемь самых перспективных IT-стартапов России. Каждый из них имеет большой шанс превратиться в компанию-единорога (достигнуть капитализации в миллиард долларов), уверен глава Сбербанка Герман Греф. Участниками мероприятия стали 25 предварительно отобранных на конкурсной основе стартапов и более 500 гостей. Кому предстоит в ближайшее время строить цифровую экономику будущего — в материале «Ленты.ру».
Прошедший 12 декабря в московской «Школе 21» демодень стал кульминацией восьминедельной программы акселератора, созданного Сбербанком и международным венчурным фондом 500 Startups. Эта программа повторяет аналогичную 500 Startups, которая проводится в Сан-Франциско и уже заслужила репутацию одного из самых эффективных бизнес-акселераторов. Российский проект начался в 2018 году и проводится во второй раз. В этом году программа стартовала 21 октября и завершилась 11 декабря. За это время Москву посетили 23 ментора из Кремниевой долины, каждый из которых преподавал свое направление. Обучение шло на английском языке и состояло из лекций, командных воркшопов и индивидуальных встреч с командами стартапов.
Ценность акселератора для участников — это не только новые знания, но возможность найти клиентов среди крупных российских компаний. По словам зампреда Сбербанка Льва Хасиса, за время работы бизнес-акселератора были проведены 792 встречи с российскими и международными компаниями и инвестиционными фондами, протестировано 218 гипотез. Кроме того, в ходе программы было подписано 154 контракта, а выручка стартапов выросла в среднем в два раза. Заинтересованность в запуске совместных со стартапами пилотных проектов выразили около 40 компаний, 67 проектов уже находятся в работе и еще столько же — в процессе обсуждения.
Для участия в программе акселератора было подано около тысячи заявок. Как рассказал председатель правления Сбербанка Герман Греф, была проведена огромная работа: все эти заявки прошли через руки экспертов, в результате чего были отобраны 25 сильнейших стартапов, которые и приняли участие в демодне. А лучших из лучших уже в ходе мероприятия выбирал экспертный совет, в который помимо Грефа вошли гендиректор 500 Startups Кристина Цай, президент «Группы компаний Медси» Елена Брусилова, гендиректор ПАО «ВымпелКом» Василь Лацанич, президент объединенной компании Rambler&Co Александр Мамут, гендиректор Tele2 Сергей Эмдин и акционер ЕСН Григорий Березкин.
Каждый член совета выбрал лучший, по его мнению, стартап, которому должен был достаться специальный приз. Кроме того, эксперты выделили по три команды, продукты которых могут быть полезны для их текущего бизнеса. В итоге из 25 компаний было отобрано 14, которые получат по 6 миллионов рублей инвестиций от Сбербанка. При этом восемь победителей получили дополнительно еще по 4 миллиона рублей. Также Сбербанк предложит командам победивших компаний стажировку в российских корпорациях профильной для стартапов отрасли или программу изучения европейского опыта в Люксембурге, который считается главным стартап-хабом Европы.
Убедить экспертов, что именно их проект достоин победы и дополнительного финансирования, представители стартапов должны были всего за две минуты устного выступления и слайд-шоу. К моменту выхода на сцену почти каждый предприниматель уже успел переписать текст по десять раз. Каждое предложение должно быть максимально емким, конкретным, без воды, но доступным для понимания, рассказывают участники программы. «Они оттачивают презентации и питчи до идеала. Разбудите любого члена нашей команды ночью — питч будет так же идеален, как на мероприятии», — говорит директор по маркетингу сервиса Robovoice Ольга Пермякова.
Праздновали победу в этот демодень восемь стартапов: платформа для создания и продажи онлайн-курсов в мобильном приложении Gurucan, видеостриминговый сервис c встроенным торговым модулем Boontar Live, программа для управления репутацией бренда в процессе рекламы WatchOut AI, технология идентификации посетителей интернет-сайтов Andata, позволяющий удаленно подписывать электронные документы сервис Legium, программа создания и продюсирования виртуальных персонажей Malivar, автоматизированная платформа массового обучения Robot Albert и технология компьютерного зрения для складов и распределительных центров Insize.
Однако даже тем, кому не повезло вырваться в лидеры, участие в проекте Сбербанка и 500 Startups давало массу возможностей для развития бизнеса. Так, в ходе программы неоднократно проводились закрытые мероприятия для партнеров акселератора, а также подразделений и компаний из экосистемы Сбербанка. Участники акселератора взаимодействовали на предмет технических интеграций и прямых инвестиций с такими компаниями, как Mail.ru Group, Х5 Retail Group, METRO Cash&Carry, «ВкусВилл», «Макдоналдс», «ПепсиКо», «ВымпелКом», Samsung, NVidia и другими.
По словам основателя сервиса Boontar Live Сергея Протопопова, после таких мероприятий у предпринимателей исчезает стереотип о том, что стартапам невозможно достучаться до топ-менеджеров и руководителей отделов крупных компаний. До акселератора у предпринимателя было 30 b2b-клиентов. Сейчас с сервисом начали работать компания «Сбер Логистика» и SberCloud. «Мы находимся на этапе общения и запуска "пилота" еще с 41 компанией. Названия раскрыть не могу, но в самой маленькой из списка работает 1,3 тысячи человек», — поделился Протопопов.
Одним из главных трендов программы акселератора 2019 года стал повышенный интерес участников к искусственному интеллекту. Отметил это и Герман Греф: «Вы видели, что практически все стартапы сделали фокус на применении искусственного интеллекта. В прошлый раз их было, может быть, 30 процентов, а в этот раз — практически все. Это бросается в глаза». Например, платформа RobotAlbert способна самостоятельно обучать менеджеров работе с клиентами и позволяет улучшить их навыки всего за два месяца. Нечто похожее представил стартап hrvr.Academy — компания разрабатывает платформу виртуальной реальности для обучения сотрудников и автоматизации HR-процессов.
Проект WatchOut AI позволяет защитить репутацию бренда в процессе размещения рекламы в интернете. Искусственный интеллект программы следит за тем, чтобы реклама бренда не была размещена рядом с контентом, не отражающим ценности бренда: текстами про алкоголь, насилие, военные конфликты и различные катастрофы. А стартап Malivar разработал программу, которая позволяет создавать в интернете будущих интернет-звезд, лидеров мнений и Instagram-моделей. Основатель компании Валерий Шарипов проанализировал свой опыт работы с блогерами, брендами и агентствами и понял: живые люди затратнее виртуальных, и на этом можно заработать. Не исключено, что стартап может быть задействован в продвижении онлайн-кинотеатров Okko.
По мнению Германа Грефа, каждый из представленных на демодне стартапов имеет реальные шансы превратиться в «единорога» — компанию, чья оценочная стоимость достигает миллиарда долларов. Лев Хасис, в свою очередь, отметил, что все прошлогодние стартапы успешно развиваются на рынке: «Из нашего прошлогоднего выпуска ни один стартап не закрылся, все они продолжают развиваться, это большая удача». Стартапы-участники первой волны заключили в общей сложности 160 контрактов с крупными клиентами, а также провели (или проводят) огромное количество «пилотов».
Глобальной целью акселератора является продвижение России на рынке высоких технологий и предпринимательства. «Мы стремимся сделать нашу страну значительно более привлекательной на рынке инноваций и надеемся, что это движение будет подхвачено большим количеством компаний», — подчеркнул Греф. По словам главы Сбербанка, только через развитие предпринимательства мы сможем создать в России комфортный инвестиционный климат и цифровую экономику.