Шипы противоскольжения и ошипованные шины нужны для улучшения сцепных свойств и повышения безопасности на дорогах. На льду и укатанном снегу ошипованные шины действительно имеют лучшие показатели сцепления, торможения и устойчивости, однако в реальных дорожных условиях выбор именно ошипованных шин имеет множество подводных камней – большую ложку дегтя в маленькой бочке меда. «Лента.ру» совместно с экспертами компании Hankook Tire разбиралась, как не ошибиться при выборе.
На асфальте шипы не просто не работают, но и ухудшают свойства шин – сцепление металлических шипов с асфальтом практически равно нулю, плотность контакта опорных поверхностей протектора с твердым покрытием — асфальт или асфальтобетон – в полном объеме не обеспечивается.
При динамичной агрессивной эксплуатации на асфальте состояние шипов и ошиповки в целом будет интенсивно ухудшаться. Поэтому, при движении по асфальту на ошипованных шинах следует обязательно соблюдать некоторые правила:
1. Размеренный стиль вождения и избежание резких стартов и торможений.
2. Аккуратное преодоление препятствий, в том числе трамвайные и железнодорожные переезды, и аккуратное прохождение поворотов.
3. Обязательная обкатка новых ошипованных шин.
Несоблюдение этих правил неизбежно приведёт к тому, что шипы и ошиповка достаточно быстро окажутся в плачевном состоянии, и может привести к необратимым повреждениям шин.
Шипы противоскольжения устанавливаются в отформованные или предварительно высверленные отверстия в протекторе шин, диаметр отверстий под шипы в протекторах новых шин всегда меньше диаметра корпусов шипов противоскольжения. Установка шипов в шины, не предназначенные для ошиповки, не допускается.
При правильном режиме эксплуатации, при входе в пятно контакта и при выходе из него шипы противоскольжения немного отклоняются. Резина протектора в различных сечениях вокруг шипов будет сжиматься, тянуться и «течь» за отклоняющимся шипом, стремясь удержать шип в «штатном» положении.
Если в эксплуатации будет применяться агрессивный стиль вождения, то шипы будут испытывать чрезмерные нагрузки, отклонение шипов выйдет за пределы «штатного» диапазона отклонений. При этом в первую очередь возникает риск потери шипов противоскольжения – при пробуксовке или резком торможении их просто вырвет из протектора. Второе – наиболее опасное следствие – чрезмерное отклонение шипов настолько, что между шипами и резиной будут образовываться зазоры, в которые неизбежно попадет грязь. После этого сразу же начнет формироваться абразивный износ, как корпусов шипов, так и резины протектора, повреждение будет развиваться внутрь конструкции шины, через испорченную ошиповку внутрь конструкции будет попадать все больше воздуха и воды, в итоге в шине начнет развиваться расслоение. Таким образом, плотная посадка шипов в протекторе уже не будет обеспечиваться, и шипы обретут чрезмерную подвижность. При этом эффективность работы шипов будет снижаться, стремясь к нулю, а шина может выйти из строя.
Ошипованные шины очень сильно подвержены повреждениям при эксплуатации с внутренним давлением, несоответствующем норме. При избыточном внутреннем давлении нагрузка в пятне контакта шины с дорогой перераспределяется, сосредотачиваясь в центре. При недостаточном внутреннем давлении – в плечевых зонах. Повышенные нагрузки, действующие на шипы противоскольжения при неправильном внутреннем давлении, могут привести к износу протектора и шипов.
Таким образом, ошипованные шины, эксплуатация которых производилась не аккуратно, уже не будут обеспечивать эффективного сцепления и торможения, несмотря на то, что шипы из протектора еще не вылетели.
Справедливости ради: эволюция ошиповки не стоит на месте, лидеры разработки и производства ошипованных шин с переменным успехом пытаются решить задачу надежности удержания шипов в протекторе, но так или иначе, эта задача, как и исключение возможности повреждения шин, до конца не решена.
При выборе между ошипованными и фрикционными шинами следует руководствоваться в первую очередь преобладающими условиями эксплуатации.
Если климатические условия подразумевают снег и лёд на протяжении всей зимы, то, конечно же, следует выбирать ошипованные шины.
Если зима мягкая и тёплая, если основной пробег предполагается по очищаемым от снега дорогам – есть смысл остановить свой выбор именно на фрикционных шинах. В большинстве европейских стран применение ошипованных шин вообще запрещено: фрикционные шины вполне в состоянии обеспечить необходимую безопасность, не портят дороги и не шумят, в то время как ошипованные – менее эффективны на асфальте, портят дорожное покрытие, издают много шума при качении.
Как же выбирать шины в средней полосе с температурным диапазоном зимы от +5 и до -35, и при этом за день температура может измениться на 20°С? В этом случае к выбору следует подходить более тщательно и осознано, а во время движения соблюдать максимальную собранность и осторожность — при любом выборе.
Возьмем для примера Москву или Нижний Новгород – за всю календарную зиму обледенелые дороги бывают дней 10, которые практически сразу же обрабатываются песко-солевой смесью или реагентами. Так что же выбрать? Фрикционные шины, и 10 дней в зиму проявлять повышенную бдительность и осторожность? Или ошипованные шины, и 90% зимы подвергать шипы и ошиповку усиленному износу, а шины риску повреждения и выхода из строя? Этот выбор должен сделать для себя каждый водитель персонально.
Одним из наиболее серьезных недостатков ошипованных шин являются, мягко сказать, сниженные комфортные показатели. Для улучшения сцепления и торможения формула ошиповки современных шин может состоять и из 20 рядов, и 20 рядов - это не предел. Количество шипов, входящих в пятно контакта постоянно будет изменяться, что, в свою очередь, сопровождается разным количеством ударов шипов о дорожное покрытие и, зачастую, не просто шумом, а гулом с циклически повторяющейся интенсивностью, который в отдельных случаях может граничить с ощущением вибрации. На самом деле никаких вибрации этот шум не вызывает, а «благодарить» за такие ощущения следует эффект акустического резонанса, который по-разному будет проявляться на различных автомобилях – ведь у каждой марки/модели автомобиля своя индивидуальная акустическая формула колесных арок и шумоизоляция.
Следующим недостатком ошипованных шин является повышенное сопротивление качению и, как следствие, повышенный расход топлива.
Какой бы продвинутой и современной ни была ошиповка, она так или иначе разрушает дорожное покрытие. На дорогах, в том числе и из-за шипов, формируется колейность.
Как правило, сами по себе ошипованные шины в рамках одного и того же бренда стоят дороже фрикционных – это обусловлено непосредственно стоимостью устанавливаемых шипов и стоимостью процесса ошиповки. В случае если шипы и ошиповка из-за неправильной эксплуатации окажутся в плачевном состоянии, восстановление ошиповки потребует определённых денежных затрат и времени.
Фрикционные шины, в свою очередь, имеют только полтора недостатка: недостаточно агрессивный рисунок протектора у некоторых моделей шин, которые предназначены для движения преимущественно по чистым дорогам, и менее эффективные сцепные свойства на обледенелых дорогах, которое может быть компенсировано внимательностью и аккуратностью водителя.
Спор о том, какие шины лучше – шипованные или фрикционные – никогда не будет закончен. Однако, каким бы ни был выбор водителя, выбор должен быть осознанным и обоснованным.