По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины россиян за последние пять лет участвовали в благотворительности. Если еще двадцать лет назад слова «благотворительность» и «пожертвования» у нас считались чуть ли не ругательными, сейчас помогать другим становится модным. «Лента.ру» и Mastercard® рассказывают о последних тенденциях и национальных особенностях филантропии
Житель московского района Коптево Олег Миронов в социальных сетях подписан на чаты волонтеров-автомобилистов. Там часто ищут добровольцев, кто мог бы помочь встретить пациентов, приехавших на лечение в Москву из регионов. Многие с инвалидностью, есть семьи с детьми, в большом городе ни разу не бывали, и им трудно самостоятельно ориентироваться. Благотворительные фонды также просят доставить какие-то посылки для своих подопечных.
— Перед Новым годом заказов обычно много, — рассказывает Олег. — Возим подарки и детей на новогодние представления. У меня в среднем одна-две поездки в неделю. Стараюсь заранее выбирать маршрут, чтобы совпадал с моим графиком. Меня это особенно не напрягает, так как все точки — по пути. Недавно шапку дедморозовскую купил. Когда надеваю, дети-пассажиры очень радуются. А с ними радуюсь и я.
На вид Олегу около 30 лет, у него жена и двое детей-дошкольников. По словам Олега, кроме «натуральной» благотворительности, он еще подписан на ежемесячные платежи в пользу одного из благотворительных фондов.
— Там небольшая сумма — 300 рублей, а помощи много не бывает, — говорит Миронов. — Благотворительность и волонтерство немного различаются. Помогать деньгами значительно проще. Дал денег — молодец. Волонтерство — серьезнее. Ты тратишь и время, и финансы, и эмоции, и физические силы. Мне нравится это ощущение причастности. Помогать — легко. Пусть немного, но ты меняешь мир. Жена поддерживает.
Фонд поддержки и развития филантропии CAF недавно представил десятый выпуск мирового рейтинга частной благотворительности. Россия в 2018 году занимает в нем 110-ю строчку. В 2009 году мы стартовали со 138-й позиции. Опросы проводились в 128 странах мира с участием 1,3 миллиона респондентов. Позиция страны в рейтинге зависит от трех показателей: денежные пожертвования в благотворительные организации, работа в качестве волонтера и оказание помощи нуждающемуся незнакомому человеку.
В тройке мировых лидеров — Америка, Мьянма и Новая Зеландия. Исследователи отмечают, что в некоторых государствах, лидирующих по уровню жизни населения, наметилась тенденция к снижению частных пожертвований. На фоне других стран Россия показала положительную динамику. Согласно исследованию CAF доля россиян, помогающих незнакомцам, выросла с 29 до 44 процентов за последние 10 лет, а тех, кто совершает пожертвования, — с 6 до 21 процента.
— В России медленно, но верно формируется культура частной благотворительности: мы не достигли идеала, но уверенно движемся в правильном направлении. Мы чувствуем это в ежедневной работе, и рады видеть, что данные анализа трендов мирового индекса благотворительности подтверждают наши ощущения, — прокомментировала полученные данные директор «КАФ» в России Мария Черток.
Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за последние пять лет 69 процентов россиян хотя бы раз принимали участие в благотворительности. Причем 19 процентов (каждый пятый) делают это постоянно. Чаще всего к регулярной филантропии склонны россияне 35-44 лет. Эпизодическую помощь чаще оказывают 25-34-летние и те, кто старше 45 лет.
Среди самых популярных видов благотворительности пожертвование вещей, игрушек, одежды, а также финансовая помощь нуждающимся в лечении или операционном вмешательстве.
— В России, в отличие от Запада, нет знания о том, кому можно помочь — спектр популярных тем узок, — уверена научный сотрудник Института прикладных политических исследований ВШЭ Ирина Корнеева. — Руководители НКО сходятся на том, что легче всего собрать средства для больных детей. Второе и третье место разделили помощь детям-сиротам и людям с инвалидностью.
Помогайте без усилий с Mastercard
Платежная система Mastercard запустила общероссийскую новогоднюю благотворительную кампанию «Создадим новогоднее волшебство — вместе поможем детям». В декабре каждый, кто оплачивает покупки картой Mastercard, автоматически становится ее участником.
По результатам акции Mastercard направит 75 миллионов рублей в 12 благотворительных российских фондов, оказывающих помощь детям. Среди них: «Солнечный город»,«Антон тут рядом», «Вера», «Выход», Фонд Хабенского, «Обнаженные сердца», «Дети-бабочки», «Детские сердца», «Доктор-клоун», «Дети наши», «МойМио» и «Линия жизни».
— В последнее время становятся востребованными ранее табуированные темы, — делает вывод Корнеева. — Начинают больше жертвовать неизлечимым больным, хосписам, тяжело заболевшим взрослым. Появляется больше возможностей для помощи, больше конкретной информации, где эта помощь могла бы пригодиться. Фондами ведется просветительская работа, мировоззрение людей меняется.
В фонде «Нужна помощь» отмечают, что на благотворительность влияют внешние факторы и политическая повестка. Например, летом, во время пожаров, активнее жертвовали на экологию, во время выборов увеличилось количество доноров у правозащитных организаций. Под Новый год почти в два раза ожидается рост взносов в фонды, помогающие больным детям и занимающихся паллиативом.
По данным аналитиков «Яндекс.Деньги» и фонда «Нужна помощь», в октябре 2019 года средний чек от частных лиц в пользу организаций, оказывающих поддержку социально уязвимым группам (дети-сироты, люди с инвалидностью), а также в пользу организаций, реализующих культурные, научные и образовательные проекты, составил чуть больше 700 рублей. В Сколково говорят о том, что самое частое пожертвование от владельцев малого и среднего бизнеса — пять тысяч рублей.
Как показывают исследования, главная тенденция последнего времени — развитие системной благотворительности. То есть все больше россиян подписываются на регулярные платежи. В фонде «Арифметика добра», поддерживающем детей-сирот, отмечают, что этому поспособствовал технический прогресс — активнее используются цифровые технологии, они становятся качественнее и безопаснее для пользователей. Пожертвование можно сделать легко, в один клик.
В фонде развития и поддержки филантропии «КАФ» отмечают, что за четыре последних года в 15 раз вырос объем пожертвований через цифровые платформы — с 23,4 миллионов рублей в 2013 году до 348,5 миллионов в 2017-м. По данным платежного сервиса CloudPayments, в 2019 году средний чек регулярных ежемесячных платежей составляет 400-500 рублей.
— С конца 2018 года количество системных доноров, оформивших ежемесячное пожертвование, выросло на 177 процентов, — пояснила «Ленте.ру» руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки» Алена Куратова. — Помимо этого рост объема частных пожертвований за этот год составил 39 процентов, а количества частных доноров выросло на 81 процент. Это неплохие показатели для фонда, который занимается такой узкой проблематикой, знакомой и понятной немногим. Однако это все еще не отлично.
В фонде поддержки хосписов «Вера» также заметили в этом году рост количества регулярных жертвователей. Самое частое пожертвование — 500 рублей, средний чек — 1166 рублей.
Предварительно каждый из фондов-участников отправлял заявки в платежную систему с описанием своих проектов и планами по развитию. В ноябре 2020 года фонды представят отчеты о том, как были потрачены полученные средства.
— Это формальные цифры, но за ними стоят живые люди, — замечает пресс-секретарь фонда «Вера» Евгения Резван. — Для кого-то пожертвование в 50-100 рублей в месяц – ощутимая сумма, но, чувствуя в себе потребность помогать, люди находят для этого возможность. Какое-то время назад нам написал заключенный одной из колоний – он делает небольшие отчисления из своей зарплаты и хотел уточнить, получаем ли мы их. Но бывает, что сбор на медицинское оборудование в соцсетях фонда закрывает один человек большим единовременным пожертвованием, причем в течение часа после публикации.
Кроме взлета системного донорства, фонды отмечают и другую тенденцию — развитие корпоративной помощи. Несмотря на то что компании сокращают в целом бюджеты на благотворительность, они осваивают новые форматы. Например, во многих магазинах в декабре покупатели могут оплатить подарки для тяжелобольных, пожилых.
Флешмоб в поддержку акции Mastercard
В поддержку своей благотворительной кампании Mastercard запустил в социальных сетях флешмоб под хештегом #ДетскиеМечты. Чтобы стать участником, нужно опубликовать фотографию, символизирующую вашу детскую мечту, и поделиться историей про нее, а также рассказать про благотворительную акцию и передать эстафету, отметив друзей.
Москвичка Анна несколько лет была донором детского хосписа «Дом с маяком» и фонда «Старость в радость». Год назад она переехала к мужу в Америку. Сейчас пара живет в небольшом городке, в шести часах езды от Бостона.
Ее поразил уклад жизни маленького городка — огромную роль играет некоммерческий сектор, то есть частная инициатива. Собираются люди: а почему бы нам не поставить «Щелкунчика». И ставят. Пусть главная героиня Мари немного полновата и балет стала изучать совсем недавно, но в зрительном зале аншлаг, все искренне радуются и вызывают доморощенных актеров на бис. А в конце скидываются деньгами на следующую постановку: нужны костюмы для артистов и инвентарь.
— Мое первое впечатление, что благотворительность тут — это не какой-то подвиг, а рутина, состояние души и здоровья, привычка, — пытается описать американские особенности филантропии Анна. — Кажется, что потребность эту развивают еще с пеленок. У мужа внук в детсаду, там они устраивали благотворительный пробег в пользу какого-то приюта для животных. Собрали около 100 долларов, и все счастливы. Кроме того, это выгодно — на сумму благотворительных взносов человеку делается налоговый вычет. И для этого не надо собирать массу доказательств. Принес чек из фонда — тут же оформили льготу.
Эксперты отмечают, что и в России в последнее время рынок благотворительности перестраивается, теория малых дел и помощи ближнему — становятся все востребованнее.
— За последний год совершенно явно мы заметили, что изменился подход организаторов благотворительного движения к тому, как они говорят о благотворительности и что делают, — рассказывает директор по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «БлагоСфера» Елена Темичева. — Появляются и транслируются разные форматы благотворительности для разных возрастов.
Причем часто речь идет не о денежном пожертвовании. Можно оказать любую посильную помощь. Школьники, например, собирают для переработки пластмассовые крышечки от бутылок. Деньги, полученные за них, идут в благотворительные фонды. Кто-то подписывает новогодние открытки для одиноких, кто-то — мастерит украшения.
— Такие форматы используются все активнее, — продолжает Темичева. — Этим занимаются не только благотворительные организации, но и активно развиваются частные инициативы, появляющиеся на платформе музеев, библиотек, молодежных центров, вузов, школ. Стало больше разнообразия и участия самых разных людей и разного статуса. Я пока не могу сказать, что институт благотворительности врос в повседневность. Но информированность общества об этой сфере, понимание чем занимается сектор — тут есть успехи.