Третий сезон «Очень странных дел», продолжение «Рассказа служанки», заключительная часть «Игры престолов» — поклонникам уже зарекомендовавших себя телесериалов в 2019 году было чем занять свободное время. Но как быть с новыми шоу, выход которых не сопровождался взрывами информационных бомб, утечками сценариев и фанатскими теориями? «Лента.ру» представляет подборку из десяти лучших сериалов 2019 года — тех, о которых вы, возможно, не слышали, но которые обязательно стоит посмотреть.
Поначалу «Торт» напоминает дешевые шоу с комедийными скетчами, которые можно было встретить ночью на MTV и 2x2, только этот проект сделан на неожиданно высоком для этого формата уровне. Среди его конкурентов, вышедших за последнее время, можно отметить весенний альманах «Любовь, смерть и роботы» и мультсериал «Дрожащая правда» конца 2018 года. В первом упор делался на CGI-графику при весьма незатейливых сюжетах, представлявших собой переработку культовых фильмов, анимационных лент и видеоигр. В «Дрожащей правде» куда больше мрачного абсурда, но при этом весь мультсериал выдержан в одном «кукольном» стиле. «Торт» же не ограничивает себя ни по внешнему виду, ни по продолжительности отрывков. Наташа Лионн откусывает голову голубю, молодая американка впадает в музыкальную истерику на очень плохой пятничной тусовке, дед решается отключить автокоррект на телефоне, две гидры сплетничают о знакомом — и это только половина первого эпизода! Отрывки разбиты вставками из композиций SOPHIE и Джарины де Марко, в проекте приняли участие известные мультипликаторы и целые театральные группы. Постоянные гости «Торта» — клипы Quarter Life Poetry Саманты Джейн и мини-сериал «О, Джером, нет» Тэдди Блэнкса и Алекса Карповского, они встречаются в каждом эпизоде вперемешку с разнообразными скетчами и анимационными работами. Все это представляют зрителям в виде 30-минутных серий с адской, непредсказуемой динамикой.
Сериал Авы ДюВерней («Сельма», «Излом времени») посвящен реальной истории, произошедшей в 1989 году, когда пять темнокожих жителей Нью-Йорка — четверо из них были несовершеннолетними — задержали и осудили за избиение и изнасилование 28-летней женщины в Центральном парке Манхэттена. Их приговорили к разным срокам лишения свободы — от 5 до 13 лет. Два десятилетия спустя выяснилось, что ни один из них не был причастен к нападению. «Когда они нас увидят» — подробный рассказ о том, как малолетние темнокожие американцы попадают в расистские жернова сначала силовых структур, которые отказываются даже предположить, что они невиновны, а затем и жесткой судебной системы, после — тюрьмы, отсидка в которой остается клеймом на всю жизнь. При всем драматизме и нагнетании атмосферы сериал не превращается в пафосного обличителя расизма и привилегий белых — все-таки речь идет о реальной истории.
Один из самых смешных сериалов года — британское «Половое воспитание» — берет за основу избитые образы из культовых подростковых комедий и мелодрам. Сначала вообще кажется, что ключевых героев напрямую взяли из «Клуба "Завтрак"» — тут есть и неудачник-ботаник, и школьный задира, и школьная принцесса, и необщительная одиночка. Но современным детям на поверку оказывается слишком тесно в устаревших рамках. Главный герой Отис (Эйса Баттерфилд) — стеснительный девственник, который, однако, прекрасно осведомлен о сексе и всем, что его окружает, поскольку его не в меру заботливая и крайне раскрепощенная мать-сексолог (Джиллиан Андерсон) не стесняется обсуждать с сыном любые проблемы, связанные с половым воспитанием. Отис объединяется со школьницей-одиночкой Мэйв (Эмма Макки) и устраивает платные сеансы серотерапевтических консультаций для сверстников. По мере развития сюжета наряду с бесконечным потоком шуток зрителей также осыпают кучей весьма полезных (хоть и, казалось бы, лежащих на поверхности) советов в плане секса и отношений — таких, которые и вправду неплохо было бы давать в школах, да кто ж позволит.
Мини-сериал в качестве затравки использует клише о временной петле, наиболее известное зрителям благодаря фильмам «День сурка» и «Счастливого дня смерти». Однако в «Жизнях матрешки», где главная героиня постоянно умирает в результате несчастных случаев, чтобы вновь и вновь оказаться в туалете на богемной вечеринке в честь собственного дня рождения, такой формат удалось использовать для раскрытия абсолютно неожиданной истории — о том, что можно всю жизнь прожить, так и не познакомившись с самим собой как следует. То, что Надя Вулвокова (Наташа Лионн) не успела узнать о себе за 36 лет жизни, ей предстоит познать за один бесконечный день. Создательницы сериала — Лионн, Лесли Хэдланд и Джеми Бэбби — наполнили каждый эпизод таким количеством незаметных на первый взгляд деталей, что «Жизни матрешки» можно посмотреть не один раз.
Кирстен Данст играет малообеспеченную, но амбициозную Кристал Гилл, муж которой погиб, оставив ее с ребенком на руках и невысокой позицией в МЛМ-компании. Фирма по продаже бесполезных косметических веществ и продуктов обещает сказочные богатства всем участникам, а на деле вытягивает из них деньги. У Кристал хоть и нет заблуждений по поводу бесперспективности этой работы, но и выбор у нее тоже небольшой — налоги все-таки платить надо, и потому она берется за работу скончавшегося супруга. «Как стать Богом в Центральной Флориде» по винтикам разбирает американскую мечту, предлагая посмотреть на нее с другой стороны — той, где дух свободного рынка разлагается на американских задворках, жителям которых не так-то просто выкарабкаться из дыры бедности, «просто поверив в себя и приложив усилия». При этом сериал не заставляет скатиться в уныние, и не столько из-за комедийной составляющей, сколько из-за энергичности главной героини в исполнении Данст.
Серия комиксов «Хранители» Алана Мура, вышедшая в 1980-х, стала революционной в плане отказа от глорификации супергероев. Да и супергероев в общепринятом тогда смысле в них почти не было — Хранители не обладали сверхспособностями, были подвержены порокам, впутывались в дрязги между государствами. Полноценную экранизацию комиксов в 2009 году выпустил Зак Снайдер, однако фильм, недооцененный критиками, провалился в прокате. К выходу сериала от телеканала HBO публика уже наблюдала целый поток сериалов, где супергерои представали сломанными, совсем не положительными персонажами: «Академия “Амбрелла”», «Роковой патруль», «Пацаны», «Каратель» — однако новые «Хранители» пошли другим путем. Вместо того чтобы вновь обыгрывать события холодной войны и фильма Снайдера, шоураннер Дэймон Линделоф решил перенести время действия на 20 лет вперед, в США, раздираемые расово-политическими конфликтами (если не полноценной подпольной войной) — и в результате сериал неплохо срезонировал с новостными заголовками реальных американских СМИ.
Адаптация одноименного израильского сериала 2012-го и один из самых провокационных молодежных сериалов года, «Эйфория» рассказывает историю дружбы 17-летней Ру (Зендая) с трансдевушкой-одноклассницей Джулс (Хантер Шафер). Хоть после премьеры критики и принялись спорить, предназначены ли шокирующие элементы шоу (изнасилование и жесткий секс, вебкам-моделинг и дикпики, дизайнерские наркотики и ревендж-порн) для того, чтобы напугать родительскую аудиторию страшилками о том, «что вытворяют эти подростки», или чтобы завладеть вниманием молодых зрителей, главная ценность «Эйфории» все же заключается в истории странных, полуромантических отношений главных героинь. Дружба-любовь Ру и Джулс здесь передана настолько реалистично и жизненно, что можно подумать, будто шоураннер Сэм Левинсон просто поставил камеру в спальню двух несовершеннолетних школьниц, хотя, если подумать еще раз, аналогия получается куда более жуткой, нежели все вышеперечисленные шокирующие элементы «Эйфории».
Из всей подборки «Чернобыль», скорее всего, наиболее известен российской публике. Сериал сразу подкупил отечественных зрителей внимательностью к мелочам: от пледа с оленями до песни «Черный ворон, что ж ты вьешься…» и объявлений об эвакуации на русском языке. Роли советских ученых и чиновников тут исполняют голливудские звезды Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард и Пол Риттер. Сериал раскрывает всю историю катастрофы на Чернобыльской АЭС, завершая повествование судебным процессом над людьми, признанными виновными в аварии. При этом «Чернобыль» незаметно подталкивает читателя к мысли о настоящем виновнике трагедии — тоталитарном государстве, чьи установки о перевыполнении плана, строжайшей секретности и международном имидже оказываются важнее спасения маленьких людей, которые готовы жертвовать собой ради общего блага.
«Это шоу — о сексе. Секс — это власть», — заявляют с экрана в первом сезоне «Дряни». Во второй части этот постулат несколько деформируется: да, секс — это власть, которая позволяет ненадолго спрятаться от реальности, но ни счастья в долгой перспективе, ни решения проблем она не приносит. Сериал вращается вокруг собственно Дряни — таково прозвище главной героини в исполнении Фиби Уоллер-Бридж, которая мечется между устроением личной жизни, поддержанием отношений с токсичными родственниками и ведением бизнеса (на нее после смерти подруги свалилось управление кафе, которое они открыли вместе). Дрянь не раскрывает свой внутренний мир окружающим, делая это, ломая «четвертую стену» — прием, который во втором сезоне тоже будет сломан.
Грегг Араки, режиссер культовых фильмов 1990-х и 2000-х «Загадочная кожа», «Поколение игры Doom» и «Полный П», перенес образы своих маргинализированных и странноватых персонажей в 2019 год — и те вписались в современные реалии на удивление органично. Прокуривший мозги гей Улисс, его лучший друг плейбой Форд, желающий стать голливудским сценаристом, и вебкам-модель Карли, жаждущая актерской славы, живут в Лос-Анджелесе, жалуются друг другу на проблемы в отношениях, исследуют свою сексуальность и заходят за рамки дозволенного, пока на улицах города медленно, но неотвратимо наступает апокалипсис в виде инопланетных рептилоидов с повышенным либидо. Если вашу боль от разбитого сердца хоть раз пытались успокоить фразой «это же не конец света», то Араки своим сериалом заявляет: «Нет, это конец. Огромный и чешуйчатый».