Валерий Попенченко побеждал на чемпионатах Европы, стал олимпийским чемпионом и вошел в десятку величайших боксеров по версиям Всемирного боксерского совета (WBC) и Международной ассоциации бокса (AIBA). Мухаммед Али уважал его талант, а соперники сдавались во время поединков. Завершив карьеру в 27 лет, Попенченко защитил кандидатскую степень по физике и преподавал в МВТУ имени Баумана. Но всего через 10 лет после ухода из бокса его жизнь трагически оборвалась. О судьбе знаменитого советского боксера и его загадочной гибели — в материале «Ленты.ру».
15 февраля 1975 года заведующий кафедрой физвоспитания Бауманки Валерий Попенченко вышел из кабинета ректора. Он свернул на лестничную площадку и поспешил вниз. Внезапно мужчина потерял равновесие и сорвался в пролет. Смерть 37-летнего олимпийского чемпиона стала для всех настоящим шоком.
В 12 лет курсант Суворовского училища Валера Попенченко впервые увидел фильм «Первая перчатка» о спортсмене-сибиряке, ставшем чемпионом, и захотел заняться боксом. И пошло-поехало. Он без разбора лупил мальчишек, не заботясь о технике. Брал напором и силой. Такую манеру ведения боя поощрял преподаватель училища и первый тренер мальчика Юрий Матулевич-Ильичев. Позднее вместе с ним Попенченко стал чемпионом страны среди юниоров.
Окончив Суворовское училище на отлично, Валера поступил в Ленинградское высшее пограничное военно-морское училище. Там его боксерский талант оказался невостребован. Так бы Попенченко и бросил спорт, если бы не встретил тренера Григория Кусикьянца.
Наставник пытался разработать идеальную модель подготовки спортсмена. Он заставлял ученика колоть дрова, следить за балетом, плавать, учиться жонглировать и играть в шахматы. Его методы тренировок через 20 лет позаимствуют для главного героя создатели фильма «Рокки».
Перед выходом на ринг Кусикьянц несколькими фразами доводил Попенченко до состояния бешенства. Тот готов был напасть на тренера, но направлял эмоции на соперников. Один из товарищей по команде рассказывал: «Помню, на соревнованиях Григорий Филиппович ругается на Попенченко. Валера на ринге, и тут Филиппыч как ущипнет его за задницу! Валера просто озверел — и нокаутировал соперника в первом раунде. А после они с Кусикьянцем обнимаются, будто ничего и не было».
Дуэт «драчуна и психопата», как прозвали Попенченко с Кусикьянцем, сразу начал приносить результаты. В 1960-м Валерий выиграл турнир II Спартакиады народов СССР и чемпионат страны во втором среднем весе (до 75 килограммов). Он рассчитывал поехать на Олимпиаду в Рим, но место в сборной получил Евгений Феофанов, оставшийся на Играх без медали.
В 1961 году Попенченко защитил титул чемпиона СССР, но приглашения в национальную команду вновь не получил. Тренеров сборной смущала своеобразная техника боксера — расхристанная стойка, отклоненный корпус и размашистый уличный удар.
«У Валеры была какая-то "искривленная", только ему присущая координация движений на ринге, которая постоянно вводила в заблуждение соперников. Говоришь ему: "Бей прямой". И вдруг видишь, летит боковой удар. Руки не успеваешь переместить, чтоб закрыться… А это он, оказывается, выполнял прямой удар, а ты реагировал как на боковой», — вспоминал тренер Борис Греков.
В 1963 году Попенченко все-таки попал на чемпионат Европы. Турнир проходил в Москве, и спортсмену не нужно было оформлять документы — так случайным образом Валерий оказался в сборной. Он завоевал золото на первенстве континента, в финале нокаутировав двукратного призера Олимпиады румына Иона Моню. И получил путевку на Игры в Токио.
В Японию боксеру пришлось ехать без тренера Кусикьянца. Чиновники не выделили деньги на билет и командировочные для наставника. В итоге тот полетел в Токио за свой счет, туристом. Он пробрался в олимпийскую деревню, представившись сантехником, жил в одном номере с учеником, спал на полу и в конце концов помог Валерию завоевать золото Олимпиады.
В первом бою Попенченко нокаутировал пакистанца Султана Махмуда, в полуфинале победил поляка Тадеуша Валасека, которому до этого дважды уступал на международных турнирах. В финале советский боксер встречался с немцем Эмилем Шульцем. В первой же атаке Попенченко отправил соперника в нокдаун, тот поднялся, но был тут же добит.
Иностранные журналисты восхищались открытой стойкой боксера, его мощным ударом и умением рисковать в поединке. Мухаммед Али также оценил Попенченко. Американец признался, что такой техникой обладает только он сам и его советский коллега.
По итогам турнира Валерию вручили Кубок Вэла Баркера — награду самому техничному боксеру Олимпиады. Он стал единственным советским спортсменом, получавшим этот трофей.
На следующем чемпионате Европы в Берлине Валерий одержал пять побед подряд. Всех соперников он нокаутировал в первом раунде. Причем финальный поединок завершился комедией. Британец Уильям Робинсон после левого бокового удара Попенченко оказался в нокауте. Однако на повторе было видно, что советский боксер не попал по британцу. Робинсон попросту имитировал отключку, испугавшись соперника.
Боксер Борис Курочкин рассказывал, что из-за Попенченко многие уходили из среднего веса в другие категории. «Он уничтожал соперника жестким нокаутом. На его бои ходили как на хороший спектакль», — утверждал он.
В 27 лет Попенченко, будучи звездой мирового бокса, решил уйти из спорта. На его счету было 213 боев, 200 из которых он выиграл. Партнеры по команде долго удивлялись, а Кусикьянц уговаривал ученика передумать. Но Валерий был непреклонен.
Попенченко хотел реализовать себя не только в спорте. Николай Озеров предлагал стать ему комментатором, а Михаил Таль предрекал ему гроссмейстерское будущее. Валерий увлекался классической и джазовой музыкой, живописью, скульптурой и литературой. На вечеринках у друзей экс-боксер цитировал Пушкина и Маяковского и выпустил собственный поэтический сборник «И вечный бой...», который высоко оценил фанат спортсмена — писатель Сергей Довлатов.
После окончания карьеры Попенченко представлял СССР на международных конференциях, легко общался с иностранными коллегами на английском. Президент Международной ассоциации любительского бокса британец лорд Рассел, поговорив однажды с Валерием, сказал, что был бы счастлив иметь такого сына.
Попенченко увлекался многим, но больше всего его интересовала наука. Он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Жизнеобеспечение закрытых объектов космических кораблей и подводных лодок» в ленинградском Высшем инженерно-техническом училище и собирался приступить к докторской. Но его резко перевели в Москву.
Он окончил военно-морское училище и считался военным, из-за чего получил запрет на занятие научной деятельностью параллельно со службой. Пять лет Валерий был вынужден работать в Олимпийском комитете СССР — ездил с лекциями по стране и пропагандировал ЗОЖ. Не об этом он мечтал, уходя из спорта.
Через пять лет Попенченко все же удалось вернуться в науку и возглавить кафедру физвоспитания МВТУ. Он руководил научно-технической лабораторией, которая занималась вопросами тренировки и восстановления атлетов, и курировал строительство студенческого спорткомплекса. Параллельно бывший боксер приступил к докторской диссертации. 15 января 1975-го олимпийский чемпион пришел к ректору, чтобы обсудить сроки сдачи научной работы. Но несчастный случай разрушил планы Попенченко.
Расследовать случившееся на лестничной площадке Бауманки поручили помощнику генерального прокурора страны Виктору Илюхину. В результате было установлено, что у экс-боксера случился микроинсульт, вследствие чего он потерял сознание и упал с лестницы. Однако не все согласились с этой версией случившегося.
Некоторые считают, что спортсмен был пьян и катался на перилах, но правительство скрыло эту информацию. Другие убеждены, что Попенченко покончил с собой. Перед смертью он якобы изучал нумерологию, и на число 37 в его биографии выпадало несчастье, как у Пушкина — любимого поэта боксера.
Друзья и близкие настаивают, что Попенченко убили. На эту мысль их наводят показания уборщицы: она заявила, что при падении Валерий не издал ни звука. А значит, находился без сознания и был сброшен с лестницы.
Мотивов убийства также предложено несколько. Одни говорят, что у олимпийского чемпиона был конфликт с прорабом на стройке в Бауманке. Попенченко якобы заподозрил его в финансовых махинациях, и прораб решил избавиться от навязчивого руководителя.
Другие уверены, что Валерия убрали по политическим мотивам. Жена погибшего Татьяна рассказывала, что в последние дни перед смертью ее мужу звонили с угрозами. Попенченко нервничал и много курил. С супругой боксера соглашается и Кусикьянц. По его словам, Валерий тесно общался с членом Политбюро Алексеем Косыгиным. Когда Москву выбрали хозяйкой Олимпийских игр, Попенченко стал лицом предстоящих соревнований. Обращение спортсмена сняли для программы «Новости дня». Кусикьянц считает, что популярность Косыгина не устраивала других членов Политбюро, поэтому смерть Попенченко могла стать следствием борьбы внутри Кремля.
«Его просто убили! Придет час, и раскроется правда. Попенченко был так же популярен во всем мире, как космонавт Юрий Гагарин. Все хотели пожать ему руку. Шла ожесточенная борьба за власть, и такие яркие люди не вписывались в тоталитарную систему», — уверен тренер.
Существует и версия о том, что Попенченко собирался стать космонавтом, но это вызвало скандал между ВМФ, в рядах которых он числился, и ВВС. И решено было избавиться от проблемы радикальным образом.
Так или иначе, однозначного ответа на вопрос, что случилось тем утром, нет. Гибель Попенченко до сих пор покрыта тайной. Многогранная личность спортсмена осталась загадкой и после смерти.