В ночь на 10 февраля при поддержке Lay's онлайн-кинотеатр Okko покажет в прямом эфире 92-ю церемонию вручения премии «Оскар», несмотря ни на какие потрясения в мировой киноиндустрии остающейся главной кинонаградой планеты. В ожидании торжественного вечера «Лента.ру» называет своих фаворитов и пытается предугадать победителей.
Кто заслужил: «Отверженные» (Les Miserables), режиссер Ладж Ли
Ежегодно игнорирующая огромное количество отличных неанглоязычных фильмов номинация, к большому разочарованию отечественных кинозрителей, оставила за бортом финального шорт-листа фильм Кантемира Балагова «Дылда», — в очередной раз показав, что из всего современного российского кино в оскаровских номинантах могут ходить только Андрей Кончаловский и Андрей Звягинцев. Но были в прошлом году фильмы и посильнее «Дылды» — взять хотя бы «Атлантику» Мати Диоп, «Малышку Зомби» Бертрана Бонелло, «Свистунов» Корнелиу Порумбойю или «Эму» Пабло Ларраина. Эти фильмы, впрочем, как и фильм Балагова, в итоговую подборку номинантов, традиционно довольно слабую, не вошли. Из всех финалистов, скромно жмущихся друг к другу в тени «Паразитов» Пон Джун-хо, хочется выделить французский фильм «Отверженные», рассказ об одном непростом дне из жизни трех полицейских, следящих за порядком одной из парижских окраин. Режиссер Ладж Ли выводит кино за рамки жанрового повествования и в какой-то момент передает слово чернокожим обитателям окраин, тем самым «отверженным», умудряясь говорить о проблемах мультикультурализма спокойно, внятно и без истерики, — что к 2020 году стало особенной редкостью.
Кто получит: «Паразиты», режиссер Пон Джун-хо
В этом году, как и в прошлом, категория «лучший фильм с субтитрами» обходится без интриг: ее стопроцентный фаворит — победитель Каннского фестиваля, комедийный триллер о нищей семье, эксцентрично втирающейся в доверие к богатой. «Паразиты» — кино одновременно авторское и зрительское, манипулятивное и изобретательное, уникальное стилистически и предельно развлекательное: твисты тут похлеще, чем у Тарантино, а эффекты поэффектнее, чем у Мендеса. Более того, с легкой руки режиссера неутешительный диагноз состоянию корейского общества оборачивается универсальной метафорой для всей современной жизни. Редкий для «Оскаров» случай, когда неанглоязычный фильм представлен в других номинациях, в том числе — «Лучший фильм», плюс победа в аналогичной категории на «Золотых Глобусах», плюс мода американских либеральных элит на корейский дискурс. Конкурентов у «Паразитов» тут явно не имеется.
Кто заслужил: «Страна меда», режиссеры Тамара Котевска и Любомир Стефанов
Номинация, славящаяся ежегодным участием повсеместно расхваленных фильмов, а также абсолютно непонятных картин, растворяющихся в вечности на следующий день после раздачи наград. Некоторые из них — откровенно пропагандистские, другие попадают туда явно лишь за счет своей тематики; почти все так или иначе оторваны от актуального положения дел не только в современной документалистике, но и во всем мире. Если взглянуть внимательно на список номинантов последних десяти лет, создается ощущение, что члены Американской киноакадемии эти фильмы просто не смотрят. В этом году на фоне остальных масштабных, социально значимых проектов о большом и быстро меняющемся мире (участвуют: фильм про женщину в Сирии, фильм про женщин-врачей в Сирии, фильм про демократию в Бразилии, фильм про китайских рабочих в Америке) особняком стоит тихий, камерный македонский фильм про пчеловодку по фамилии Муратова, живущую на горе в компании пчел и пожилой матери. «Страна меда» рассказывает о проблеме вымирания пчел через пронзительный портрет женщины, для которой пчеловодство превратилось из хобби в миссию по восстановлению экосистемы, — и неожиданно оборачивается высказыванием про человеческую жадность, когда на гору забирается алчная соседская семья медовых бизнесменов, разрушающая хрупкое уединение героини.
Кто получит: «Американская фабрика», режиссеры Стивен Богнар и Джулия Райхерт
Фаворитом в этой категории выглядит размашистое высказывание про превратности глобализации, снятое на деньги продюсерской компании Барака и Мишель Обамы известными американскими документалистами, которые специализируются на душеспасительных картинах о буднях рабочего класса. Фильм, рассказывающий о закрытом заводе General Motors в Дейтоне (штат Огайо), который спустя шесть лет был куплен китайской компанией и переделан в фабрику по производству стекла для автомобилей, не обходится без юмора. Основной предмет разговора для Богнара и Райхерт — это культурное столкновение американских и китайских рабочих, их отношение к труду, переработкам, безопасности, начальству и так далее. Другим возможным претендентом на победу кажется британский фильм «Для Самы» про жизнь женщины в Алеппо, но два фильма про Сирию в одной номинации говорят о том, что награду не получит ни один. К тому же не им тягаться с продюсерской компанией Барака и Мишель Обамы.
Кто заслужил: Пон Джун-хо и Хан Джин-вон, «Паразиты»
Понятно, что участие Пон Джун-хо в других номинациях, кроме «Лучшего фильма на иностранном языке», — жест скорее политический, нежели практический, но все же приятно, что члены Американской киноакадемии, а вместе с ними и многие американские зрители наконец-то узнали, что в Корее есть кино. Особенно удивляет этот факт в связи с тем, что предыдущий фильм автора, «Окча», очень похожий на «Паразитов», но задействующий CGI-свинью, коллективно был поднят на смех американской аудиторией. Поэтому искренне пожелаем «Паразитам» удачи, — тем более что сценарий у них превосходный, но для американских киноакадемиков, пожалуй, слишком неортодоксальный.
Кто получит: Квентин Тарантино, «Однажды… в Голливуде»
Вероятно, это будет один из утешительных призов для Квентина Тарантино, еще недавно лидировавшего во всех оскаровских прогнозах, но заметно сдавшего позиции с выходом в прокат «1917» Сэма Мендеса. Болтливый, ностальгический, душеспасительный, старомодный и совершенно оторванный от реальности фильм напомнит академикам о молодости, вскружит им голову виртуозно прописанными фирменными тарантиновскими диалогами, очарует простотой высказывания («за все хорошее против всего плохого»), заземлит одним-единственным непредсказуемым (на самом деле нет) финальным твистом и подарит надежду на светлое будущее американского арт-мейнстрима, несмотря на то что приставка «арт» от фильмов Тарантино отвалилась уже очень и очень давно. Настоящий же представитель арт-мейнстрима Ноа Баумбак с картиной «Брачная история» до награды еще не дорос, как и Райан Джонсон с его whodunnit-детективом «Достать ножи», а вот «1917» проигрывает эту номинацию по количественному признаку: уж больно мало там говорят.
Кто заслужил: Стивен Зеллиан, «Ирландец»
Пожалуй, одна из самых непростых для прогнозов номинация, несмотря на то, что внимания в ней, по-хорошему, заслуживает только один фильм. Это «Ирландец» Мартина Скорсезе, гангстерская сага, написанная уже получавшим «Оскар» (и номинирующимся в пятый раз) Стивеном Зеллианом («Список Шиндлера») по мотивам документального романа Чарльза Брандта. Учитывая хронометраж фильма и средний возраст членов киноакадемии, можно смело предположить, что большинство голосовавших не смогли досмотреть его даже до середины, а следовательно, он вряд ли может на что-то претендовать. А зря: 3 часа 30 минут проносятся на одном дыхании не в последнюю очередь за счет блистательной драматургии.
Кто получит: Тайка Вайтити, «Кролик Джоджо»
Американская киноакадемия любит фильмы политически заряженные, но как можно более доступные — а что может быть доступнее дегенеративной сатиры про Гитлера в изящной карнавальной манере, с привлечением умилительных детишек и полинезийского еврея из Новой Зеландии в роли Гитлера, сообщающей зрителю ровно три вещи: Трамп — смешной, нацисты — смешные и плохие, предрассудки — плохо. Обидно и за исходный комикс, и за новозеландца Тайку Вайтити, автора блестящих фильмов «Орел против акулы» и «Реальные упыри», чья карьера после контракта с Marvel и ссоры с вечным соавтором Джермейном Клементом явно свернула куда-то не туда. Что касается остальных, то есть шансы и у Греты Гервиг, если киноакадемия решит проявить жест доброй воли и наградить ее за то, что она женщина. «Джокер» же слишком запутан в своем политическом месседже, а «Два папы» в принципе мало кого интересуют.
Кто заслужил: Джо Пеши, «Ирландец»
«Ирландец» заслуживает «Оскара» не только за сценарий, а еще и за выдающийся перформанс Джо Пеши, к слову, уже получавшего статуэтку в 1991 году за роль в «Славных парнях» того же Скорсезе. Пеши вернулся на экран после почти десятилетнего перерыва, и его роль мафиозного босса в «Ирландце» — мрачнейшая и мощнейшая, по-хорошему крикливая, на раз убирает и Аль Пачино (также номинированного в этой категории) и даже Роберта Де Ниро.
Кто получит: Брэд Питт, «Однажды… в Голливуде»
Фаворит букмекеров и экспертов Питт уже получил «Золотой Глобус» и премию Гильдии актеров. К тому же он получал «Оскар» как продюсер за «12 лет рабства», но ни разу — за актерские достижения. Ясное дело, что хватит это терпеть, — Академии пора признать его заслуги. Роль каскадера, решающего вопросики в фильме Тарантино, идеальна для Питта: он виртуозно транслирует с экрана чистую, выкристаллизованную маскулинность времен Тайлера Дердена, но разбавляет ее шутками, прибаутками и загадочным флером героя, одновременно необычайно обаятельного и неумолимо зловещего. В конце концов, не давать же очередной «Оскар» Тому Хэнксу, правда?
Кто заслужил: Скарлетт Йоханссон, «Кролик Джоджо»
По-хорошему, в этой номинации хотелось бы поболеть за Чжоу Шучжэнь из «Прощания» Лулу Ванг, но так как этот фильм, увы, был полностью проигнорирован киноакадемией, остается поддерживать Скарлетт Йоханссон, номинированную в этом году впервые, но зато сразу дважды. И если в «Брачной истории» ее скромную положительность полностью затмевает истеричная отрицательность Адама Драйвера, то в «Кролике Джоджо» она служит чуть ли не единственным светлым пятном, ради которого и стоит смотреть этот фильм. Мать-одиночка, антинаци-активистка, в одиночку противостоящая гитлеровскому режиму, попутно пытаясь примириться с сыном, в своих мечтах подружившимся с Гитлером, и спасая на чердаке еврейскую девочку. Йоханссон играет живой комок нервов, разрывающийся между заботой о сыне и животным страхом того, во что он превращается. Она транслирует подлинное человеческое отчаяние и наполняет эту крайне идиотическую картину чистой, прозрачной грустью.
Кто получит: Лора Дерн, «Брачная история»
Будем честными: у Лоры Дерн в этом году нет конкурентов. Одна из величайших актрис современности номинировалась на «Оскар» дважды, но ни разу не уходила с наградой — и вот настал ее час. В «Брачной истории» все сцены с ее участием принадлежат только ей, целиком и полностью. Дерн играет брачного адвоката-феминистку, выдающую монологи со скоростью пулеметной очереди: ее гардероб безупречен, ее добродетель безукоризненна, ее враг — сама американская юридическая система. Ее порядочность пытается ставить под сомнение сам режиссер, но раз за разом проигрывает, потому что с мощью актерского таланта Дерн бороться просто бесполезно.
Кто заслужил: Адам Драйвер, «Брачная история»
«Оскар» за лучшую мужскую роль должен был получить Адам Сэндлер за роль в «Неограненных драгоценностях» братьев Сэфди. Остальное — дешевые компромиссы. «Брачная история» — далеко не лучший фильм Ноа Баумбака, но одна из лучших ролей Адама Драйвера даже с учетом того, что он теперь снимается вообще во всех фильмах. Актерский арсенал Драйвера, прямо скажем, не то чтобы широк, но в «Брачной истории» ему весьма виртуозно удается сыграть человека, чья жизнь внезапно начинает разваливаться на части, и ему постепенно приходится смириться с собственными многочисленными недостатками, признать свою вину и поражение — как в жизни, так и в любви. Это дается ему крайне непросто — будут крики и ярость, раздражение и удары кулаком в стену, разбитые стекла и неаккуратные замечания. Отдельного внимания заслуживает эпизод, когда он, бывший морской пехотинец, признается в своей неспособности открыть консервную банку. В конце концов, Адам Драйвер, «обычный парень», признанный главным героем поколения миллениалов, должен когда-нибудь заслужить свою награду. Если не сейчас, то через пару лет уж точно.
Кто получит: Хоакин Феникс, «Джокер»
Хоакину Фениксу можно вручить статуэтку уже за то, что в фильме «Джокер» ему удается покрасить волосы в ярко-зеленый цвет без предварительного осветления. А если серьезно, то его восхождение к «Оскару» было слишком долгим и упорным, чтобы Академия отвернулась от него сейчас, когда он с таким достоинством и самоотдачей носит на лице килограммы грима, отважно теряет вес и транслирует с экрана мастер-класс по актерскому мастерству: как сыграть комиксного психа, чтобы он был и правдоподобным, и страшным, и человечным, и сложным, и не гротескным, и не стопроцентно омерзительным. При всей убогой однобокости «Джокера» в триумфе Феникса не будет трагедии: он действительно один из лучших актеров нашего времени, он действительно выдал тут оскаровский перформанс, и он, в отличие от фильма и режиссера, справляется со своим неуправляемым главным героем, что уже само по себе достижение.
Кто заслужил: Шарлиз Терон, «Скандал»
Преступление, что киноакадемия продолжает усердно игнорировать жанровое кино, и никакая новая волна пост-хорроров этому не помеха: разумеется, победить в этой номинации должна была Лупита Нионго за свою двойную роль в «Мы» Джордана Пила. Исключительно за ее отсутствием приз зрительских симпатий отправляется Шарлиз Терон, по той же причине не получившей в свое время даже номинации за «Безумного Макса». Теперь она самоотверженно играет Мегин Келли, противоречивую женщину, противостоявшую Дональду Трампу, интервьюировавшую Владимира Путина и победившую токсичную маскулинность Fox News в лице ее генерального директора, — но в то же время считающую, что носить блэкфейс на Хэллоуин вполне прилично. Поаплодировать такой героине мы не можем, а вот изображающей ее с завидной долей иронии Шарлиз Терон — вполне.
Кто получит: Рене Зеллвегер за «Джуди»
То, что Зеллвегер получит «Оскар» за роль Джуди Гарленд в очередном «качественном байопике», было понятно еще осенью, и нельзя сказать, что это незаслуженно. Комические роли всегда удавались Зеллвегер лучше, чем драматические, — начиная от всеми любимой «Бриджит Джонс» и заканчивая комедией в духе классического слэпстика «К черту любовь». И тем не менее один «Оскар» она успела получить за роль в чудовищном фильме «Холодная гора», а второй почти наверняка получит за свой камбек в амплуа драматической актрисы. Ее актерский подвиг в «Джуди», вопреки традициям «качественных байопиков», совсем не духоподъемен и не позитивен — больше это напоминает выступления Хоакина Феникса в «Преступить черту» и Сергея Безрукова в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Зеллвегер почти два часа играет человека, которому все время плохо. Она крепко сидит на амфетаминах (чтобы работать) и барбитуратах (чтобы немножечко поспать), заливает их конским количеством алкоголя, не может ни есть, ни спать, ни как следует сосредоточиться. Скорченная, сморщенная, ссутулившаяся — «Джуди» это своего рода путешествие с трупом, который оживает, только когда оказывается на сцене. Так что перформанс этот выходит довольно макабрическим. Как выясняется, Рене Зеллвегер всегда обладала даром великой певицы кабаре: ее голос завораживает так, что заставляет забыть как о голосе самой Джуди Гарленд, так и о банальности фильма, в котором она оказалась.
Кто заслужил: Пон Джун-хо, «Паразиты»
Режиссерская номинация по традиции не делает чести академии, игнорирующей подлинные режиссерские достижения в пользу дешевого шоуменства (см. Тодд Филлипс, «Джокер»), эффектных фейерверков (см. Сэм Мендес, «1917») или номинаций за выслугу лет (см. Мартин Скорсезе, «Ирландец»). Но тем не менее, поскольку, как мы уже выяснили, в Корее есть кино, то и режиссеры там, оказывается, есть — и действительно хорошие. Кореец Пон Джун-хо после своего триумфа на «Золотом глобусе» стал чуть ли не самым популярным человеком в Голливуде — с ним мечтают познакомиться все знаменитости, его обожают критики, но мало кто знает, что он уже давно зарекомендовал себя как один из лучших в мире постановщиков жанрового кино благодаря картинам вроде «Вторжения динозавра», «Воспоминаний об убийстве» и «Сквозь снег».
Кто получит: Квентин Тарантино за «Однажды… в Голливуде»
Представьте себе: у Квентина Тарантино нет режиссерского «Оскара». Ни одного. Стоит ли дальше что-то объяснять?
Кто заслужил: «Ирландец», режиссер Мартин Скорсезе
Было бы так красиво, если бы киноакадемия, отбросив предрассудки и презрев 90-летнюю традицию не награждать в главной номинации фильмы на иностранном языке, наградила бы «Паразитов» — и дело даже не в широте жеста (признать на «Оскаре» лучшим неамериканский фильм — это что-то из раздела научной фантастики), а в том, что это действительно лучшая картина из всех представленных. Было бы так прекрасно, если бы киноакадемия, привязав своих академиков к креслам, как в «Заводном апельсине», заставила бы их целиком посмотреть тур-де-форс Мартина Скорсезе «Ирландец», и он бы впервые за 40 лет карьеры получил награду за лучший фильм — это действительно мощная картина. Было бы так смешно, если бы киноакадемия выкинула финт ушами и наградила неизвестно откуда взявшийся в этой номинации «Форд против Феррари» Джеймса Мэнголда, — потому что это без дураков качественное развлекательное кино, каких сейчас почти не делают. Ну и конечно, было бы просто великолепно, если бы киноакадемия хотя бы номинировала «Неограненные драгоценности».
Кто получит: «1917», режиссер Сэм Мендес
Было бы очень весело, если бы киноакадемия не была такой скучной и не состояла на 70 процентов из людей старше семидесяти. Не стоит недооценивать их любовь к большим аттракционам с фейерверками и выкрутасами вроде эффектной съемки «одним планом» (нет на них Александра Николаевича Сокурова). Не стоит также недооценивать их слабость к простым и понятным фильмам, широкомасштабным и старомодным кинополотнам, из которых «великое кино о великой войне» — самый доступный и близкий сердцу жанр. Простите, другие фильмы, «1917» вступил в гонку поздно, но когда это произошло, стало очевидно: у вас нет шансов.
Церемония вручения премии «Оскар» начнется 10 февраля в 2:30. прямую трансляцию в России будет эксклюзивно вести при поддержке Lay's онлайн-кинотеатр Okko. До 3 марта 2020 года в Okko также можно будет посмотреть церемонию в записи.