Число зараженных китайским коронавирусом 2019-nCoV превысило 20 тысяч человек, умерли уже 493 зараженных, и эта цифра растет. Полностью излечились 910 пациентов. В то же время в Россию вскоре прибудут россияне, которых эвакуируют из Уханя — города, где инфекция появилась впервые. В Тюменской области для них будет организована карантинная зона. Что российские врачи думают о ситуации с коронавирусом, о методах лечения, о которых сообщал Минздрав, а также о состоянии инфекционных больниц в России — в материале «Ленты.ру».
«Минздрав назвал три препарата для лечения коронавируса» — такая бегущая строка по всем новостям. Поймите ее правильно: между понятиями «можно применять» и «имеют эффективность» есть разница, не так ли? На деле пока ни лекарств, ни вакцины нет. Лечение только симптоматическое.
Вот посмотрите анализ течения болезни 40 больных атипичной пневмонией, госпитализированных в Ухане, опубликованный Lancet. Основные симптомы: лихорадка (98 процентов), кашель (76 процентов), одышка (55 процентов), ломота в теле (44 процента), мокрота (28 процентов), головная боль (8 процентов), кровохарканье (5 процентов), понос (3 процента). У всех на КТ признаки пневмонии. 31 процент людей находились в реанимации с осложнениями: острая дыхательная недостаточность (развилась в среднем на 8-й день от начала болезни), острая сердечная недостаточность (12 процентов), вторичная инфекция (10 процентов). Умерло на тот момент 6 человек (15 процентов). Наиболее тяжело болели пациенты, исходно имеющие хронические болезни — диабет, гипертонию, атеросклероз.
Эмпирическое лечение — осельтамивир (тот самый постулат — можно дать, а уж поможет ли...), антибиотики для профилактики бактериальной инфекции, гормоны, кислород. Ну как-то так... Это я все к тому, что куда эффективней предотвращать, чем лечить. Кстати, для справки: обычная внебольничная пневмония, которая требует лечения в стационаре, имеет среднюю по разным странам смертность 9-15 процентов. Пневмония (типичная, давно вдоль и поперек изученная) является в мире ведущей причиной смертности от инфекционных болезней.
Оригинал здесь
Я вижу, что во многих СМИ в разговоре о коронавирусе обсуждается такой показатель, как соотношение умерших и выздоровевших. Это неинформативно, лишено смысла. Человек с вирусным заболеванием болеет от одной до трех недель. За это время он выздоравливает (будем оптимистами) и вирус «скидывает». В случае особо опасной инфекции (а именно такой сейчас статус у нового коронавируса 2019) требуется лабораторное подтверждение, что человек «чист», за ним наблюдают. Так что подавляющее число больных сейчас в периоде выздоровления и ожидании лабораторного подтверждения, что вирус «скинут».
Умирают в основном заболевшие люди в возрасте, а также с хроническими болезнями: гипертония, диабет, пневмосклероз и так далее — точь-в-точь как и при гриппозной инфекции. Согласитесь, совсем разные ситуации, когда 10 тысяч человек между жизнью и смертью, при этом 300 умерло, а 300 выжило, а за остальных бьются врачи, и когда 300 умерло, еще 300 тяжелых, а остальные 9,5 тысячи успешно выздоравливают. (Цифры условны.)
Оригинал здесь
Закидали сообщениями о том, что Росздравнадзор окончательно охамел и всем рекомендует от коронавируса лечиться рибавирином. Гуглим. Смотрим.
В рекомендациях сказано: этиотропного лечения НЕТ. Рибавирин МОЖЕТ БЫТЬ рекомендован. Логика такая: у нас нет времени проводить клинические исследования. ЕСЛИ эта гадость к нам все же просочится — в ход пойдет все, что есть. Даже сомнительное.
⠀
Да, шанс, что поможет, невелик. Да, скорее всего, не поможет. Но если мы обсуждаем сам факт появления данного препарата в рекомендациях, да еще и с такой формулировкой, — то здесь даже я проявил бы снисхождение к Минздраву.
⠀
P.S.: ВОЗ все же объявил ЧС международного масштаба. Плохо это? Конечно же, хорошо. Вводятся дополнительные протоколы безопасности, чтобы эта хрень не распространялась. Так что мойте руки чаще и не паникуйте.
⠀
И не нужно скупать все маски в городе, их уже нет. Угомонитесь. МАСКИ ДЛЯ БОЛЬНЫХ, а не для здоровых.
Оригинал здесь
В Москве есть одно неплохое взрослое и парочка условно неплохих детских инфекционных стационарных отделений. Наши олигархи как-то не спешили жертвовать деньги на отечественную медицину — во многом потому, что не собирались лечиться в России сами.
Вполне возможно, в скором времени их ожидает неприятный сюрприз: двери европейских клиник будут закрыты даже для очень богатых людей с тяжелой вирусной инфекцией.
Думаю, все понимают, что простым смертным взрослым и детям в тяжелом состоянии предстоит лечиться, мягко говоря, в очень непростых условиях.
Если сейчас начать дооснащать многопрофильные клиники полноценными инфекционными отделениями и качественной реанимацией, еще можно успеть к прибытию инфекции в Россию (пост был опубликован незадолго до сообщений о первых двух случаях появления у нас коронавируса — прим. «Ленты.ру»).
В случае позитивного сценария они точно пригодятся для других целей.
Оригинал здесь
Многие говорят, что «летальность от вируса очень низкая, (...) это полная фигня, которой нечего бояться, это информация, на распространении которой кто-то просто хочет заработать, фарммафия, китайское биологическое оружие» — и так далее.
Похоже, что эта информация о летальности действительно недалека от истины (не очень высокая — это от 2 процентов, если брать всех заболевших, до 11 процентов, если говорить о госпитализированных пациентах на основании последней опубликованной в Lancet статьи). Это не мало, но и не запредельно много, если сравнивать с другими коронавирусами — SARS: 10 процентов, MERS: 30 процентов.
Но верить этим числам пока, наверное, преждевременно, потому что объем выборки достаточно небольшой, еще не все пациенты выжили, выписаны или умерли — часть находится в больницах или изоляторах.
Тут все просто: вирусу нужен живой хозяин, чтобы выжить и реплицироваться. Если хозяин быстро умирает, то вирус перестает распространяться.
Если хозяин болеет без отчетливо выраженной симптоматики, без тяжелых симптомов, то он продолжает летать на самолетах, посещать шопинг-центры, ходить на работу, в школу и так далее — то есть выступать общественным транспортом для вируса.
Поэтому если инфекция действительно протекает мягко, то распространение будет колоссальным, а значит, и летальность в абсолютных цифрах будет очень высокой, даже при относительно низких цифрах (проценте умерших от количества заболевших).
Российские власти пишут, что исключили диагноз в паре случаев у пациентов, у которых предположительно мог быть коронавирус (по всей видимости, на основании наличия температуры и визита в Китай).
Не знаю, поэтому комментировать не буду, есть ли в России ПЦР на данный коронавирус, или у них есть образец вируса, на основании которого они смогли идентифицировать соответствующие антитела, или, может быть, им отдали образцы плазмы больных с коронавирусом, подтвержденным в Китае, или, может быть, они придумали какой-то еще способ. Но верится в это пока с трудом, если честно.
На самом деле китайцы лишь опубликовали генетическую последовательность расшифрованного генома вируса для публичного использования. Только сегодня австралийцам первым удалось вырастить культуру вируса, которую они начали раздавать. (...)
Из того, что мне показалось интересным и важным с диагностической точки зрения: при поступлении симптоматика не отличалась от гриппа и ОРВИ, при этом при КТ/рентгене у 75 процентов была найдена двусторонняя пневмония. Лечили в основном при помощи кислорода, антибиотиков и противовирусными. 89 процентов из тех, кого лечили, как видим из имеющихся данных, пока не умерли.
Так что будем жить.
Оригинал здесь
Прошла неделя безумного хайпа по поводу некой страшной эпидемии. (…) Вот мои некоторые предварительные выводы.
1. Заболевание в целом не опасное, смертей от него не больше, чем от обычных вирусных респираторных инфекций, включая грипп. Постепенно растет число диагностированных случаев заболевания и, соответственно, резко снижается процент умерших (напомню, в первый период говорили о половине погибших, что добавляло страшилке страху).
2. Число заболевших невелико: наверное, сейчас [по состоянию на 2 февраля] около 10 тысяч, в основном в одном городе с 12-миллионным населением. Сравните: в США за это время заболели респираторными инфекциями многие миллионы и умерло от них около 8 тысяч. А тут речь о сотнях смертей.
3. Малое число заболевших говорит о низкой контагиозности и об отсутствии обычной для респираторных инфекций передачи от человека к человеку. Видимо (а вирус выделяется при кашле и чихании), он попадает не с «зараженным» воздухом, а путем заноса при контакте — например, руками. Так что маски — явно мимо. Мойте руки.
4. Заболевание в целом не тяжелое, как и при других штаммах коронавируса. Но у части развивается специфическое поражение легких — вирусный пневмонит (часто говорят про пневмонию, но это неверное название). Его особенность: развивается к концу первой недели болезни, когда уже сама вирусная инфекция, кажется, отступила. И главной жалобой является одышка.
5. Именно эта патология и является причиной большинства смертей, причем независимо от вируса, вызвавшего это состояние. Поэтому о ней надо поговорить отдельно. Вирус приводит к гибели клеток в легких. В результате в легких нарушается газообмен (отсюда одышка), запускаются процессы «выхода крови» в просвет дыхательных мешочков (альвеол). Одновременно начинается свертывание крови как в альвеолах, так и во всех сосудах (особенно мелких) всего организма. Микротромбы приводят к полиорганной недостаточности (в первую очередь легких и почек). Процесс называется ДВС-синдромом. Это универсальный патологический синдром, который встречается при всех тяжелых заболеваниях. При нем сочетаются микротромбозы и кровоточивость (синячки, кровоточивость из носа).
6. ДВС-синдром хорошо лечится с помощью методов активной терапии (это отечественная тема, хорошо у нас отработанная и малоизвестная за пределами нашей страны): плазмаферез (удаление плазмы из крови, где огромное количество патологических веществ, которые образовались при разрушении клеток и вызвали ДВС-синдром), введение противосвертывающих веществ (гепарины) и замена удаленной плазмы на замороженную донорскую плазму. Это лечение прерывает запущенные патологические процессы. Чем раньше начато такое лечение, тем выше эффект. По имеющимся у меня данным: сравнение разных публикаций демонстрирует снижение числа смертей от данной патологии в 10 (!!!) раз (Алтайский край и Екатеринбург). Методические рекомендации были сформированы Формулярным комитетом более 10 лет назад, в разгар смертей от свиного гриппа, и публиковались через сайт Роспотребнадзора.
7. Антибиотики, хотя и используются, на первом этапе бесполезны. Противовирусные препараты не работают. Даже в рекомендациях Минздрава написано, что данных об эффективности рекомендуемых препаратов нет. Трудно обеспечить насыщение крови кислородом. Обычное вспомогательное дыхание (ИВЛ) неэффективно, так как в легких нет поверхности для дыхания. Поэтому используют вспомогательные системы — кровь пропускают через мембрану, которая наполняется кислородом, таким образом кислород поступает в кровь. Но это лишь облегчает участь пациента. Не буду обсуждать всю интенсивную терапию при таком состоянии — она сложна и связана с множеством методов. Но важно — что мало известно и мало используется — проведение активной терапии ДВС-синдрома.
8. Смерть может быть связана и с развитием обычной бактериальной пневмонии (особенно у стариков), тогда нужны антибиотики. Могут обостряться сердечные хвори, диабет, даже развиться инфаркт или инсульт. Но это другая тема, которая врачам достаточно хорошо известна.
Оригинал здесь
О том, что значит внесение коронавируса в список опасных заболеваний, в каком случае идти к врачу и что делается в больницах для противодействия распространению вируса, «Ленте.ру» рассказал академик РАН, советник директора Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Виктор Малеев.
«Лента.ру»: Правительство внесло коронавирус в перечень опасных заболеваний. Для чего это нужно?
Виктор Малеев: Все неизвестные ранее инфекции считаются опасными, так как невозможно предвидеть их распространение, неизвестны методы их лечения, затруднительна диагностика. Новая коронавирусная инфекция в настоящее время отнесена ВОЗ к чрезвычайным ситуациям международной значимости и при недостаточных мерах реагирования представляет угрозу безопасности страны.
Соблюдается ли врачами инструкция по контактам с инфицированными людьми, есть ли в стране качественные костюмы и боксы для зараженных, хватит ли их?
Основные требования — госпитализация больных в специальные боксы с приточной вентиляцией, при транспортировке использовать специальные носилки. У медицинского персонала есть специальная защитная одежда, и они обучены правилам ее использования, общения с больными, забора инфекционного материала и так далее. Штаб при правительстве России сообщает, что проблем с костюмами и боксами не имеется.
Правда ли, что нельзя без анализов отличить ОРВИ и коронавирус? Раньше врачи успокаивали пациентов, если те не побывали до заболевания в Китае. Сейчас, когда вирус уже в стране, тактика лечения простуженных должна измениться?
ОРВИ вызывают более 100 возбудителей, но в период эпидемии надо проводить диагностику в каждом случае, особенно при новой инфекции. Для больного в этот период особенно важно своевременно обращаться к медицинским работникам, которые окажут необходимую помощь. Выявленные в России больные находятся в изоляции и не имеют возможности распространять инфекцию.
Как должен поступать человек, беспокоящийся, что заразился новым вирусом?
При первых симптомах заболевания или даже при общении с другими больными надо прежде всего обращаться к медицинским работникам, которые решат, какие анализы, как и где их сдавать.
Как оценивать опасность этого вируса для россиян, чтобы и не создавать панику, и не быть слишком легкомысленными?
Исключить возможность повторных заносов инфекции в Россию при ее нарастании в КНР нельзя, но в настоящий момент предприняты все меры, чтобы возможные больные своевременно изолировались, обследовались, лечились, и не было дальнейшего распространения инфекции.
Насколько эффективны обычные маски?
Любые маски при угрозе инфекции защищают лучше, чем их отсутствие, однако желательно их менять через 1-2 часа или чаще, если они с выделениями. Одновременно при смене маски необходимо мыть или дезинфицировать руки. Поставки масок в аптеки, по сообщению штаба правительства, увеличены, и за их ценой следят Росздравнадзор и Федеральная антимонопольная служба.