Экономика
23:02, 14 февраля 2020

Ложки нашлись, но осадок остался Секретные основания для санкций против Дерипаски оказались непроверенной информацией

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Аэропорт в Сочи
Фото: пресс-служба Международного аэропорта Сочи

Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC) рассекретило обвинения против бизнесмена Олега Дерипаски, ставшие основаниями для санкций. Документ, опубликованный сегодня газетой Financial Times, содержит только предположения ведомства и не приводит ни одного доказательства. В Кремле заявление OFAC назвали неправдой, а Олег Дерипаска — «очередной порцией брехни». Введенные против него санкции он назвал политическими.

Газета Financial Times 14 февраля вышла с материалом, к которому было приложено сканированное письмо — ответ OFAC адвокатам Олега Дерипаски. В документе приведены основания, по которым в отношении бизнесмена и его компаний 6 апреля 2018 года были введены санкции. После объявления о санкциях акции UC Rusal подешевели на Гонконгской бирже вдвое. В начале 2019 года США сняли санкции с трех компаний Олега Дерипаски, но не c него самого.

Без подтверждений

Документ приводит шесть оснований для санкций, среди которых — участие в строительстве олимпийских объектов в Сочи и отмена IPO группы «ГАЗ» в 2017 году (акции компании размещены на бирже в 1990х). Каждое обвинение приводится с оговоркой «возможно», «якобы» или «как сообщалось» (без указания источника), ни в одном нет конкретики или подтверждающих фактов. Тем не менее, именно на основании этой аргументации OFAC заявил, что Олег Дерипаска занимался отмыванием денег для президента России.

Анализируя тезисы OFAC, можно констатировать, что позиция Управления выглядит, мягко говоря, нелогичной. Дерипаска - крупный предприниматель, его бизнес был основан задолго до того, как Владимир Путин стал президентом. Он не принимал участия в залоговых аукционах и вообще ничего и никогда не получал от государства. На каком основании его обвиняют и почему до сегодняшнего дня эти странные обвинения были спрятаны под грифом «секретная информация»?

Кремль отреагировал на статью FT лаконично. «Это неправда», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Олег Дерипаска назвал действия OFAC нарушением прав человека и попыткой использовать юридическую систему США в политических целях. «Над этими обвинениями можно было бы посмеяться, если бы эта атака не ставила на карту сотни тысяч рабочих мест в России и по всему миру».

По его словам, американские бюрократы пытаются сделать вид, что в их секретном досье есть некие секретные доказательства, якобы оправдывающие санкции. Текущее частичное раскрытие этих доказательств продемонстрировало, что это всего лишь попытка спекулировать на тайне, не опирающаяся ни на какие убедительные подтверждения.

«Эти сомнительным образом преподнесенные документы наносят ущерб сотням тысяч людей в России и во всем мире. При этом своими действиями, OFAC не дает этим людям возможности отстаивать свои интересы в суде, фактически ставя их в положение заложников», — заключил Олег Дерипаска.

Совершенно секретная выдумка

OFAC утверждает, что Олег Дерипаска в числе прочих бизнесменов вложил по просьбе Владимира Путина 800 миллионов долларов в строительство олимпийских объектов в Сочи. Но Олимпиада в Сочи в 2014 году была масштабным национальным проектом. Это проект имел и вполне понятную бизнес-составляющую. В качестве примера можно привести Международный аэропорт Сочи, проектная прибыльность инвестиций в который является неоспоримой. Это вложения в ключевой транспортный объект на популярном международном курорте. Кроме того, инвестиции осуществлялись в составе международного консорциума, куда входила, например, австрийская компания Strabag.

OFAC упоминает также якобы отмененное в сентябре 2017 года IPO Группы «ГАЗ». Однако ГАЗ — открытая публичная компания, насчитывающая около 40 тысяч миноритарных акционеров. Акции компании котируются на бирже с середины 1990-х годов, а среди ее акционеров есть в том числе и европейские компании. О каком первичном размещении акций в 2017 году может идти речь?

Другие обвинения еще более непонятны и абстрактны, что лишает возможности их анализировать. Стоит, однако, отметить, что базовый принцип международного права — презумпция невиновности — обязывает приводить доказательства обвинителя, а не обвиняемого. Попытка вместо этого засекретить обвинения может говорить только о том, что таких доказательств у американского Минфина так и не нашлось.

< Назад в рубрику