Пока в декабре прошлого года президент Белоруссии Александр Лукашенко вел переговоры об интеграции с российским коллегой Владимиром Путиным, в Минске проходили митинги против союза с Россией. Массовыми их никак нельзя было назвать, и многие пришли к ошибочному выводу, что националистическая антироссийская оппозиция в Белоруссии надежно зачищена. Однако это не так. Эта самая оппозиция не исчезла, и ряды ее не поредели. Просто национализм ушел из публичной сферы и плавно переместился из политической жизни в культурную, которая куда ближе широким слоям населения. Чем занимаются белорусские националисты в культурном «подполье» и почему их деятельность вполне устраивает власть, разбиралась «Лента.ру».
Последней крупной политической акцией протеста в Белоруссии был «минский майдан» 2010 года. Жесткий силовой разгон той акции привел к тому, что белорусская оппозиция, уже давно не проходившая в парламент, больше не могла делать ставку на уличный протест — Лукашенко наглядно показал, что за это будет. Следующие массовые акции прошли на фоне принятия «закона о тунеядцах» и имели скорее социальный, нежели политический подтекст. Однако оппозиционеры-националисты смогли выбрать другую, не менее успешную стратегию.
По словам эксперта фонда «Народная дипломатия» Кирилла Аверьянова-Минского, речь идет о смене стратегии белорусской оппозиции, особенно националистической ее части. «Фокус внимания белорусских националистов сместился от политики в сторону гуманитарной сферы. Во-первых, этому есть прагматичное объяснение: все-таки Белоруссия — это авторитарное государство, где занятие политикой чревато серьезными издержками, такими как длительное тюремное заключение, штрафы, дубинки омоновцев, а культурная сфера, в общем-то, относительно свободна», — объяснил собеседник «Ленты.ру».
Специфика современной Белоруссии в том, что деятельность националистов практически незаметна. Казалось бы, политическое поле страны полностью зачищено, лидеры прошлого (такие как Зянон Позняк) находятся в эмиграции, а акции националистов даже в столице собирают не более нескольких сотен человек. Однако белорусские националисты ведут работу порой куда успешнее, чем на Украине или в странах Прибалтики. Так как их деятельность незаметна и ненавязчива, это позволяет им успешно распространять свое влияние на представителей власти и сотрудничать с ними.
Националисты не идут в политику. Они занимаются культурно-просветительской работой и находят здесь полное взаимопонимание с властями.
«Впервые за двадцать лет власть готова, пусть и в своих собственных интересах, делать хоть что-то из того, к чему оппоненты ее так долго призывали. Важно не только не спугнуть этот настрой, который может оборваться в любую секунду, но и самим по мере возможности быть активными», — писал еще в 2014 году оппозиционный активист, обозреватель Артем Шрайбман.
Старейшей из белорусских националистических организаций считается «Таварыства беларускай мовы» («Товарищество белорусского языка», ТБМ). «Товарищество» существует с 1989 года и действует не только в Белоруссии, но и за рубежом: его представительства есть в Литве, Польше, России, Украине, Латвии, США, Канаде, Германии и других странах. Своей главной задачей ТБМ называет «обеспечение белорусскому реального статуса государственного языка». Для этого они проводят просветительские и научные мероприятия, издают белорусскоязычную литературу, занимаются юридической защитой прав белорусскоязычных граждан.
Председатель ТБМ Олег Трусов в 2014 году выступал против открытия в Бресте Центра российской культуры. Просветитель счел это «подготовкой к аннексии Белоруссии».
ТБМ не только активно проводит мероприятия, но и имеет связи во властных структурах. В частности, именно благодаря деятельности «Товарищества» был принят закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», согласно которому ответы госорганов всегда должны даваться на языке обращения. Именно с этим законом связан первый в истории Белоруссии судебный приговор за использование русского языка: чиновник дал русскоязычный ответ на белорусскоязычное обращение.
ТБМ также выступило инициатором создания в Польше белорусскоязычного телеканала «Белсат», вещающего на территорию Белоруссии. Кроме того, «Товарищество» собирало подписи за открытие полностью белорусскоязычного университета, разработало закон о поддержке белорусского языка.
Вопрос языка крайне важен для националистов. Дело в том, что белорусский язык заметно сдал свои позиции за годы независимости. Если во время переписи 1999 года его называли родным 73,6 процента населения, а домашним — 37 процентов, то в 2009 году родным белорусский считали 53 процента, а говорили на нем дома 23. Последняя перепись населения прошла в 2019 году, и ее результаты пока недоступны, однако публицист Юрий Дракохруст писал в начале 2019 года, что ситуация с использованием белорусского языка в быту все еще оставляет желать лучшего.
В связи с этим националисты взялись за организацию бесплатных курсов по изучению белорусского языка.
Еще в 2012 году был запущен проект «Мова цi кава» («Язык или кофе»). Авторы проекта заявляли, что это возможность выучить белорусский язык в неформальной обстановке. Проект поддержал канал «Белсат», либерально-националистическое издание «Наша нива», а белорусский сотовый оператор «Велком» выпустил для курсов специальное приложение с белорусской клавиатурой.
Правда, первые занятия прошли почему-то в Москве. Организовала их журналистка российского Первого канала Екатерина Кибальчич, которая снимала фильм о разгоне «минского майдана» в 2010 году. Позже занятия начались и в Минске. На мероприятия приглашали деятелей культуры, придерживающихся националистических взглядов.
Обучение языку происходило с помощью игр, общения с гостями и напоминало шоу. Однако, несмотря на заявленную аполитичность, причастность к проекту националистов постоянно давала о себе знать.
Позже националисты запустили еще один языковой проект «Мова нанова» («Язык заново»). Он даже получил государственную регистрацию.
В докладе экспертов исследовательского центра «CIS-EMO» указывается, что белорусские власти пришли к поддержке белорусизаторских инициатив на фоне событий в Крыму и Донбассе. Спекулируя на языковом и культурном конфликте России и Белоруссии, они могут оправдывать срыв интеграционных инициатив «противодействием общества» и даже стимулировать это противодействие.
Белорусизаторские организации работают не только с языком, но и с культурой в целом. В частности, в 2011 году был создан центр «Арт Сядзіба» («Арт Усадьба»). Он занимается продвижением белорусскоязычного творчества. В центре проводят кинопоказы, поэтические и музыкальные вечера. Какого-то противодействия со стороны властей такая деятельность не встречает, в «Усадьбе» выступал даже музыкант Дмитрий Войтюшкевич, чье творчество в Белоруссии признано экстремистским.
В 2014 году в усадьбе проводили показ фильма о Польском восстании 1863 года «Шляхам паўстанцаў» («Путем повстанцев»). В нем восстание показывалось как совместное польско-белорусское национальное движение против угнетения со стороны Российской империи. В фильме художник Алесь Марачкин заявляет, что история 1863 года особенно актуальна в свете попыток Владимира Путина расширить российскую территорию.
«Власть не препятствует деятельности таких объединений, и, в общем-то, сформирован пул белорусских националистов, с которыми власть работает, — рассказал Кирилл Аверьянов-Минский. — Тут обычно называются три фамилиии: Пальчис, Белоус и Мотолько. Например, Белоус — предприниматель, он осуществляет выпуск модной продукции с национальным орнаментом, с белорусской мовой, то есть такие вот шмотки, аксессуары, атрибуты, которые позволяют манифестировать свою белорусскость. И, естественно, это все в цветах красно-белого флага, — флага белорусских националистов. Этот бизнес приносит большой доход, об этом Белоус сам говорил в интервью. А заниматься в Белоруссии прибыльным бизнесом, тем более таким вот, связанным с символикой белорусских националистов, можно только с разрешения власти. И это разрешение у Белоуса есть».
С 2014 года начался рост популярности народных орнаментов и вышиванок. До этого они играли в белорусском национализме куда меньшую роль, чем в украинском. Белорусские националисты фетишизировали именно дворянское наследие Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, считая вышиванки элементом крестьянского быта.
5 октября 2014 года в Минске прошел первый в Белоруссии фестиваль «День вышиванки», организованный уже упоминавшейся «Арт Сядзібай». Приглашенной звездой был оппозиционный политик Франтишек Вячерко.
С тех пор подобные мероприятия стали регулярными. К каким-то из них (например, к раздаче ленточек с вышиванным орнаментом) подключали правительственную организацию Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), белорусский аналог советского комсомола. Суть акции, как объяснялось, «напомнить белорусам, что они не русские, а другие».
«Это достаточно эффективный инструмент, поскольку здесь совмещаются креатив молодых белорусских националистов и административные возможности государства, — объясняет Аверьянов-Минский. — Это такой симбиоз и синергия белорусского креативного класса и авторитарной государственной машины. Это работает достаточно эффективно».
При необходимости националисты, занимающиеся популяризацией белорусской идентичности в разных сферах, объединяются и создают вполне успешные проекты. Например, кампания «Будзьма беларусамі» («Будем белорусами») объединила журналистов, блогеров, художников, музыкантов и филологов.
В рамках кампании был выпущен мультфильм «Будем белорусами». В нем излагается националистическая версия белорусской истории «от сотворения мира до 1991 года». Акцент делается на тождестве между Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой и Белоруссией, которые были частью Европы и воевали с «московитами-оккупантами».
Позже был запущен проект «Тузін. Перазагрузка» («Дюжина. Перезагрузка»). Известные исполнители, чье творчество не связано с белорусским языком, записывали белорусские версии своих главных песен. Принял в нем участие и российский музыкант Андрей Макаревич. В интервью он рассказал, что белорусы, безусловно, отличаются от русских европейским отношением к жизни, которое проявляется в чистоте и заботе о природе, тогда как русские привыкли «гадить», что музыкант объяснил тяжелым наследием монголо-татарского ига.
«Такая увлеченность родным языком объясняется тем, что в Белоруссии есть только одна четкая национальная идеология. Согласно ей, Белоруссия — наследница Великого княжества Литовского, а белорусы-литвины воевали с московитами, и эти войны рассматриваются как противостояние Европы с Азией, то есть русские скорее азиаты, — говорит Аверьянов-Минский. — Соответственно, белорусская мова — это маркер белорусской идентичности, и никакого кровного братства между белорусами и великороссами нет. Поэтому Лукашенко хочет показать всему миру, а может, и себе доказать, что Белоруссия — это не Россия, и, соответственно, ни о какой углубленной интеграции, тем более об объединении двух стран речи идти не может. И удержаться на этих позициях он может, только опираясь на националистическую идеологию, а для этого нужны белорусские националисты».
Также политолог подчеркнул, что в стратегии белорусизации Лукашенко наследует советской власти. Не секрет, что в 20-х годах XX века советская власть активно сотрудничала с национально ориентированной белорусской интеллигенцией, которая позже была устранена в ходе репрессий конца 30-х. Наш собеседник считает, что Лукашенко стремится воспроизвести эту модель: устроить белорусизацию руками националистов в своих интересах.
Что неудивительно, так как культурные проекты националистов полезны для белорусских властей. С одной стороны, это позволяет успокаивать российские элиты — мол, никаких националистов у нас тут нет, украинская ситуация не повторится. А значит, активизировать российскую soft power в Белоруссии не нужно, пустая трата денег, не с кем бороться.
С другой стороны, националистическая концепция проникает в умы граждан. И Лукашенко всерьез может сказать: смотрите, белорусский народ не хочет интеграции с Россией, он хочет жить в отдельном государстве, и это говорят не какие-то профессиональные активисты и фрики, а обычные люди.