Наука и техника
00:06, 23 февраля 2020

Влажные грезы Здесь можно делать все, но не хочется ничего: обзор Dreams

Михаил Карпов (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Скриншот: игра Dreams

Новый эксклюзив PlayStation 4 под названием Dreams сложно описать парой слов. Это платформа для создания буквально всего, напоминающая Minecraft, Roblox и другие песочницы без какого-либо сюжета и свободой действий. Это и игра, и мощный игровой движок, и площадка для творчества, и социальная сеть. Кому и зачем все же она может понадобиться, разбирается «Лента.ру»

Прежде всего, нужно выбрать своего чертенка — цветной постоянно улыбающийся комок с огоньком на голове. Потом провести уйму времени в изнурительном многоуровневом туториале, в котором пользователю медленно и методично вбивают в голову, как с помощью этого самого чертика манипулировать различными предметами, уменьшать-увеличивать их, пролетать сквозь них, управляя странным конусом на ножках… И только потом, возможно, он сможет сам творить собственные миры, персонажей и игры.

Возможно, но, скорее всего, нет. Здесь все примерно как с мемом «Как нарисовать сову»: согласно ему, все просто, сперва нужно вывести на бумаге два сообщающихся кружка, а затем дорисовать остатки совы. Примерно так же выглядит процесс творчества в Dreams, или «Грезах», платформе, которая позволяет создавать свои миры, игры, аудиотреки, трехмерные видеоролики, да и вообще, практически все что угодно.

Двигаем параллелепипеды

«Все что угодно» — с одной стороны, достаточно размытое определение, а с другой — в это просто сложно поверить. Тем не менее это действительно так, и именно в этом же заключается и основная проблема Dreams.

Прежде всего, единственное правило, существующее на этой платформе, заключается в том, что никаких правил практически нет. И этот же факт, вероятно, станет решающим для среднестатистического пользователя PlayStation 4, эксклюзивом для которой стала Dreams.

Редактор пространства, являющийся основой платформы, состоит из гигантского количества инструментов на все случаи жизни, и именно поэтому просто приступить к творению собственных миров, «грез» не представляется возможным. Туториал в Dreams — это вовсе не обычная игровая «обучалка» — это настоящий курс обучения, который не каждый вынесет, хотя вроде бы главная цель здесь — предоставить возможность творить каждому. И на этом этапе процентов 90 пользователей, определенно, просто закроют редактор и никогда не откроют его снова.

Восторг энтузиастов, впрочем, понять несложно — легче перечислить не то, что можно делать с помощью инструментов Dreams, а что нельзя. Он позволяет создавать трехмерные модели практически с нуля: с простейших геометрических фигур до их текстур и цветов. Можно запрограммировать, каким образом эти объекты будут взаимодействовать в пространстве, будут ли созданные пользователем персонажи врагами или партнерами… В общем, перечислять функции и возможности можно до бесконечности, и в конечном счете пользователь способен создать собственную игру внутри игры.

Конечно, создатели Dreams предвидели, что не каждый захочет создавать свои «грезы» с нуля, и поэтому на платформе существует библиотека уже готовых объектов на любой вкус, а также возможность использовать чужие творения или создавать их в группе. Впрочем, сама ситуация, когда несколько человек сидят за своими приставками и методично деформируют треугольники и параллелепипеды на протяжении нескольких часов, кажется несколько дикой.

Я сделал!

Студия Media Molecule, создатель Dreams (а также платформера Little Big Planet), впрочем, позиционирует свой продукт не только как движок для создания «грез», но и как однопользовательскую игру, созданную разработчиками с помощью описанных выше инструментов — «Грезы Арта», которая представляет собой смесь квеста, платформера и еще нескольких жанров.

Начинается она с истории контрабасиста Арта, который покинул свою группу, убежал от друзей и теперь погрузился в депрессию. Он начинает перебирать свои воспоминания — вот волшебные существа, игрушки, в которые он и вокалистка группы играли еще детьми, вот пара игрушечных роботов…

Каждое воспоминание — это отдельная мини-игра. Так, в одной из них игрушкам придется спасать другую игрушку Арта — дракончика — из лап злой вороны, а в другой — роботы будут решать логические задачи. А в реальном мире главный герой пытается найти выход из своей запутанной ситуации.

Так или иначе, но Art’s Dream — развлечение на пару часов. При этом сама игра, безусловно, очень красивая, оригинальная и интересная. И, несомненно, пока это лучшее, что может предложить Dreams.

И все эти эпитеты по большей части неприменимы к тому, что создают сами пользователи — ведь в основном они просто пытаются воспроизвести на платформе уже имеющиеся игры. Здесь можно найти попытки воссоздать и Fallout, и Sonic, и Mario. Есть и вполне оригинальные задумки.

Проблема заключается в том, что хотя сразу видно, что авторы этих «грез» посвятили их созданию немало времени, они не дотягивают не только до уровня игр, которые они пытаются воспроизвести, но и до Art’s Dream, от которой до этих творений как от Земли до Луны. Смысла играть в них, как в отдельностоящий продукт, просто нет — все это исключительно только в плане демонстрации возможностей платформы.

К этому еще стоит прибавить и то, что управление персонажами в целом, на уровне движка, реализовано из рук вон плохо. В трехмерных играх очень сложно не упасть с какого-нибудь обрыва, фреймрейт нестабилен, реакция иногда запаздывает…

Авторы как бы заявляют: «Смотри, что можно сделать в Dreams!» Да, действительно можно, но хочется ли в это играть? Нет. Потому что любая обычная игра в каждом из жанров будет существенно лучше любой из подобных поделок.

***

После всего этого все равно сложно дать какую-то оценку Dreams — потому что она сама не понимает, хочет ли быть полупрофессиональным движком, в котором каждый сможет так или иначе реализовать свои амбиции по созданию собственной игры без серьезных вложений, социальной сетью, в которой зайдут те, кому больше делать нечего, или просто технологической демонстрацией возможности создания подобного продукта.

Конечно, можно возразить, что у Dreams все впереди, ведь она предлагает практически неограниченные возможности. Но все же, кажется, что дело не в этом. Профессиональные разработчики, создающие по-настоящему качественные продукты, не придут на эту платформу — ведь она не предполагает возможности продавать свои творения. А любители вряд ли создадут большое количество контента, который будет интересен сам по себе, а не потому, что это просто можно сделать в Dreams.

Но, конечно, возможно, просто надо подождать пару-тройку месяцев. Хотелось бы ошибаться.

< Назад в рубрику