Новый эксклюзив PlayStation 4 под названием Dreams сложно описать парой слов. Это платформа для создания буквально всего, напоминающая Minecraft, Roblox и другие песочницы без какого-либо сюжета и свободой действий. Это и игра, и мощный игровой движок, и площадка для творчества, и социальная сеть. Кому и зачем все же она может понадобиться, разбирается «Лента.ру»
Прежде всего, нужно выбрать своего чертенка — цветной постоянно улыбающийся комок с огоньком на голове. Потом провести уйму времени в изнурительном многоуровневом туториале, в котором пользователю медленно и методично вбивают в голову, как с помощью этого самого чертика манипулировать различными предметами, уменьшать-увеличивать их, пролетать сквозь них, управляя странным конусом на ножках… И только потом, возможно, он сможет сам творить собственные миры, персонажей и игры.
Возможно, но, скорее всего, нет. Здесь все примерно как с мемом «Как нарисовать сову»: согласно ему, все просто, сперва нужно вывести на бумаге два сообщающихся кружка, а затем дорисовать остатки совы. Примерно так же выглядит процесс творчества в Dreams, или «Грезах», платформе, которая позволяет создавать свои миры, игры, аудиотреки, трехмерные видеоролики, да и вообще, практически все что угодно.
«Все что угодно» — с одной стороны, достаточно размытое определение, а с другой — в это просто сложно поверить. Тем не менее это действительно так, и именно в этом же заключается и основная проблема Dreams.
Прежде всего, единственное правило, существующее на этой платформе, заключается в том, что никаких правил практически нет. И этот же факт, вероятно, станет решающим для среднестатистического пользователя PlayStation 4, эксклюзивом для которой стала Dreams.
Редактор пространства, являющийся основой платформы, состоит из гигантского количества инструментов на все случаи жизни, и именно поэтому просто приступить к творению собственных миров, «грез» не представляется возможным. Туториал в Dreams — это вовсе не обычная игровая «обучалка» — это настоящий курс обучения, который не каждый вынесет, хотя вроде бы главная цель здесь — предоставить возможность творить каждому. И на этом этапе процентов 90 пользователей, определенно, просто закроют редактор и никогда не откроют его снова.
Восторг энтузиастов, впрочем, понять несложно — легче перечислить не то, что можно делать с помощью инструментов Dreams, а что нельзя. Он позволяет создавать трехмерные модели практически с нуля: с простейших геометрических фигур до их текстур и цветов. Можно запрограммировать, каким образом эти объекты будут взаимодействовать в пространстве, будут ли созданные пользователем персонажи врагами или партнерами… В общем, перечислять функции и возможности можно до бесконечности, и в конечном счете пользователь способен создать собственную игру внутри игры.
Конечно, создатели Dreams предвидели, что не каждый захочет создавать свои «грезы» с нуля, и поэтому на платформе существует библиотека уже готовых объектов на любой вкус, а также возможность использовать чужие творения или создавать их в группе. Впрочем, сама ситуация, когда несколько человек сидят за своими приставками и методично деформируют треугольники и параллелепипеды на протяжении нескольких часов, кажется несколько дикой.
Студия Media Molecule, создатель Dreams (а также платформера Little Big Planet), впрочем, позиционирует свой продукт не только как движок для создания «грез», но и как однопользовательскую игру, созданную разработчиками с помощью описанных выше инструментов — «Грезы Арта», которая представляет собой смесь квеста, платформера и еще нескольких жанров.
Начинается она с истории контрабасиста Арта, который покинул свою группу, убежал от друзей и теперь погрузился в депрессию. Он начинает перебирать свои воспоминания — вот волшебные существа, игрушки, в которые он и вокалистка группы играли еще детьми, вот пара игрушечных роботов…
Каждое воспоминание — это отдельная мини-игра. Так, в одной из них игрушкам придется спасать другую игрушку Арта — дракончика — из лап злой вороны, а в другой — роботы будут решать логические задачи. А в реальном мире главный герой пытается найти выход из своей запутанной ситуации.
Так или иначе, но Art’s Dream — развлечение на пару часов. При этом сама игра, безусловно, очень красивая, оригинальная и интересная. И, несомненно, пока это лучшее, что может предложить Dreams.
И все эти эпитеты по большей части неприменимы к тому, что создают сами пользователи — ведь в основном они просто пытаются воспроизвести на платформе уже имеющиеся игры. Здесь можно найти попытки воссоздать и Fallout, и Sonic, и Mario. Есть и вполне оригинальные задумки.
Проблема заключается в том, что хотя сразу видно, что авторы этих «грез» посвятили их созданию немало времени, они не дотягивают не только до уровня игр, которые они пытаются воспроизвести, но и до Art’s Dream, от которой до этих творений как от Земли до Луны. Смысла играть в них, как в отдельностоящий продукт, просто нет — все это исключительно только в плане демонстрации возможностей платформы.
К этому еще стоит прибавить и то, что управление персонажами в целом, на уровне движка, реализовано из рук вон плохо. В трехмерных играх очень сложно не упасть с какого-нибудь обрыва, фреймрейт нестабилен, реакция иногда запаздывает…
Авторы как бы заявляют: «Смотри, что можно сделать в Dreams!» Да, действительно можно, но хочется ли в это играть? Нет. Потому что любая обычная игра в каждом из жанров будет существенно лучше любой из подобных поделок.
После всего этого все равно сложно дать какую-то оценку Dreams — потому что она сама не понимает, хочет ли быть полупрофессиональным движком, в котором каждый сможет так или иначе реализовать свои амбиции по созданию собственной игры без серьезных вложений, социальной сетью, в которой зайдут те, кому больше делать нечего, или просто технологической демонстрацией возможности создания подобного продукта.
Конечно, можно возразить, что у Dreams все впереди, ведь она предлагает практически неограниченные возможности. Но все же, кажется, что дело не в этом. Профессиональные разработчики, создающие по-настоящему качественные продукты, не придут на эту платформу — ведь она не предполагает возможности продавать свои творения. А любители вряд ли создадут большое количество контента, который будет интересен сам по себе, а не потому, что это просто можно сделать в Dreams.
Но, конечно, возможно, просто надо подождать пару-тройку месяцев. Хотелось бы ошибаться.