Александра Шпака называют самым эпатажным фитнес-блогером России, мутантом-обольстителем и главным фриком российского бодибилдинга, а его жену Ирину часто спрашивают, зачем она вышла замуж за такое чудовище. О том, кто такие Саша и Мася Шпак и почему миллионы людей следят за их жизнью, — в материале «Ленты.ру».
Впервые интернет заговорил об Александре Шпаке летом 2007 года. Когда фотографии его отдыха на озере опубликовали в LiveJournal, пользователи взбудоражились из-за его крайне необычной внешности: брутальная комплекция, ободок на волосах, а вместо традиционных мужских плавок — минималистичные черные стринги. Образ завершали длинные яркие ногти, цветная татуировка на всю спину и вампирские клыки.
Российское интернет-сообщество 2007 года оказалось не готово к экстравагантности Александра: комментарии были преимущественно оскорбительными, пользователи будто бы соревновались в том, как наиболее остроумно посомневаться в половой и видовой принадлежности героя фотографий и в его сексуальной ориентации.
Эпатажную внешность Шпака вскоре перестали обсуждать, но в 2010 году в сети опубликовали фотографии с его свадьбы, и тут выяснилось, что за прошедшие три года он изменился еще более радикально: увеличил губы и грудь, сделал перманентный макияж и сменил прическу. На официальной части церемонии он был одет в классический костюм, а вот на банкете снова, как на фото 2007 года, появился в одних лишь стрингах. Особое внимание привлекали его татуировки: если на фотографиях с озера ими была покрыта только спина, то на свадебных снимках — почти все тело.
Примерно в это же время петербургский канал «100 ТВ» показал сюжет о задержании бодибилдера, подозреваемого в распространении анаболических стероидов. «Бойцы спецназа долго не могли взять в толк, какого пола этот человек. По паспорту мужчина, но таким размером груди может похвастаться не каждая женщина. Его зовут Саша Шпак», — рассказывал корреспондент. Александра задержали за сбыт анаболиков и приговорили к трем годам лишения свободы условно.
Шпак пролил свет на это задержание почти десять лет спустя. В 2019 он записал основательный видеообзор произошедшего. По его словам, в то время он работал тренером и продавал спортивное питание, которое хранил дома, чтобы сэкономить на складе. Однажды поздним вечером пятницы к нему ворвались оперативники и, несмотря на то, что он сам открыл дверь, выломали ее кувалдой и ворвались в квартиру с криками «Лежать, сука».
Выходные Александр провел в изоляторе, а потом суд выпустил его под подписку о невыезде. Ему грозил совершенно реальный срок — до восьми лет лишения свободы, но благодаря помощи адвоката Ильича и друзей «шитое белыми нитками дело» после 27 судов закончилось условным сроком. Дело тянулось три года.
После этого Шпак решил судиться с телеканалом «Россия»: в телесюжетах его назвали главным наркодилером по Северо-Западу, при том что осужден он был за единоразовый сбыт запрещенного, но не наркотического средства. Однако в возбуждении дела о клевете Шпаку отказали.
В третий раз Шпак появился в медиапространстве с куда более серьезными намерениями. С 2015 году он начал активно заниматься продвижением себя в сети, завел YouTube-канал, страницу во «ВКонтакте» и профиль в Instagram, сделав в итоге выбор в пользу последнего.
Сейчас на страницу Александра в Instagram подписаны более двух миллионов человек, столько же — на страницу его шестой жены Ирины, с которой они вместе с 2014 года (в сети пару ласково зовут Саша и Мася, да и сами они предпочитают именно этот вариант). Шпак рассказал, что потратил много сил на развитие YouTube-канала, но в итоге смог набрать только 36 тысяч подписчиков, тогда как в Instagram всего за несколько дней у его профиля появилось 10 тысяч фолловеров.
Феномен своей популярности Александр объясняет не только необычной внешностью. По его словам, они с Масей начали выкладывать короткие 15-секундные ролики в те времена, когда все в Instagram публиковали фотографии. «Мы начали показывать свою семью: как мы работаем (мы с Масей на тот момент работали), как мы готовим, как мы ходим в магазин, стали показывать самые обычные вещи, которые делает любая семья, которая сейчас меня смотрит», — рассказал Александр.
Обычная жизнь пары оказалась действительно интересной: сейчас за их повседневными делами наблюдают миллионы. На волне популярности Шпак вернулся на YouTube, однако добиться там такого же результата не удалось: у его канала почти в десять раз меньше подписчиков, чем у его Instagram-страницы.
Контент, которым семья Шпаков делится с подписчиками, за годы практически не изменился: они готовят, путешествуют, показывают свои отношения и иногда философствуют.
Параллельно с личными аккаунтами Саша и Мася завели и другие: на SashaMasyaLive они делятся моментами, не попавшими в основные профили, а в «Магии масличка» публикуют рецепты. Шпаки даже запустили собственный онлайн-магазин, в котором продают спортивные товары, футболки и кухонную утварь.
Деятельность Саши и Маси давно вышла за пределы сети. Они устраивают фитнес-марафоны, организуют встречи с подписчиками, проводят мероприятия. В 2018 году Мася серьезно занялась вокалом, начала давать концерты и записала два сольных альбома. Их часто приглашают на телешоу, где, правда, не всегда вежливо обсуждают необычную внешность Александра. Например, в декабре 2019 года Саша и Мася стали гостями ток-шоу «Пусть говорят». Эксперты спрашивали Александра о том, как к его бодимодификациям отнеслись родные, с какой целью он сделал татуировки на глазах и зачем ему губы уточкой.
В последние годы Шпаки вообще довольно часто появлялись в эфире ток-шоу, в том числе на программе «Мужское и женское» на Первом канале, «Говорим и показываем» на НТВ, «Прямой эфир» с Андреем Малаховым на «России 1». Из шоу в шоу перекочевывают практически одни и те же вопросы. Своего рода исключением стало участие Александра в юмористическом шоу «Что было дальше?», выходящем на YouTube. «Кем ты мечтал стать в детстве? Той херней из-под кровати? Барброй Стрейзанд?» — спросили его ведущие, а также уточнили, каково «вытирать жопу с такими ногтями».
Александр весьма откровенно отвечает на вопросы о своих бодимодификациях. Он начал примерно в 2005 году и за это время, по его собственному признанию, перенес множество операций. Александр полностью изменил лицо, коррекции подверглись скулы, лоб, нос и губы — их Шпак три раза увеличивал и двенадцать раз уменьшал. Он покрыл три четверти тела татуировками: 2200 часов работы мастера стоили немногим более пяти миллионов рублей. Александр рассказал, что удалил много родинок и в итоге решил, что татуировка — это лучше, чем шрамы. Кроме того, он сделал перманентный макияж глаз.
Шпак вставлял импланты в грудь и ягодицы, но уже избавился от них, делал липосакцию, подтяжки, спилил зубы, чтобы они стали похожи на клыки (правда, вместо них уже несколько лет на зубах носит белоснежные виниры). За годы он перепробовал много разных причесок и ярких красок для волос: фиолетовую, бирюзовую, красную и другие, экспериментировал и с наращиванием волос.
Вслед за супругом Мася тоже решила изменить внешность. У нее нет татуировок, а большинство операций имели косметический характер. Она увеличила губы, сделала блефаропластику и несколько других эстетических процедур. Как ее муж в прошлом, вставила импланты в ягодицы и грудь.
Саша и Мася совершенно не скрывают, что меняют внешность путем хирургического вмешательства. Они уверены, что внутреннее намного важнее внешнего и что настоящими людей делает не физическая оболочка, а искренность. «Лучше быть тем, кто ты есть, чем стараться выдавать себя за того, кем ты не являешься; не верьте своим глазам, все не то, чем кажется. Научитесь видеть мир сердцем», — советует подписчикам Шпак.
Александр воспринимает внешность как фильтр, который помогает отсеять людей, неспособных обратить внимание на внутренний мир. Благодаря изменениям в его жизни остались только те люди, «которые видят не татуировку, не ногти, а нечто большее». В молодости он работал охранником и тренером и выглядел брутально. Окружающие воспринимали его соответствующим образом, однако ему не хотелось быть просто «мощным парнем». Воспротивившись общественным нормам, он задумался о том, каким же на самом деле хочет быть. Изменения внешности стали для него не самоцелью, а способностью сохранить внутренний мир и уйти от однозначных оценок окружающих.
В программе «Мужское и женское» Мася рассказала, что необычная внешность мужа ее нисколько не смущает. «Тот человек, который есть, — это высокодуховное совершенство, которое я очень-очень люблю. А все, что визуально, для меня это, например, фетиш, и я люблю все в Саше», — призналась она. Несмотря на увлечение бодимодификациями, супруги уверены, что внешность не играет важной роли и что любимый человек любим всегда, везде и во всем.
Для Александра этот брак стал шестым, а для Ирины — вторым. Свои отношения Саша и Мася показывают честно и без прикрас: в кадр попадают не только моменты любви (которых, конечно, большинство), но и споры и ссоры. Шпаки показывают, что семейная жизнь — это не всегда просто. Однако они уверены, что если люди готовы обсуждать проблемы и если они действительно любят друг друга, то всегда можно найти компромисс. Секрет их семейного счастья кроется в том, что они много разговаривают друг с другом, а не копят обиды.
Иногда супруги меняют амплуа. Мася превращается в десантника Альберта, который любит кутить и дебоширить. Саша же выступает в роли Зинаиды Павловны — заботливой, но немного нудноватой женщины. До сих пор в комментариях к постам Шпакам сообщают, что их пара аномальна и что они страдают от явных нарушений гендерной идентификации, однако они реагируют на такие обвинения весьма философски: Александр, например, совсем не против дать людям повод что-то пообсуждать.
Отдельной темой для обсуждения стали кулинарные эксперименты Шпаков, для них даже завели отдельный аккаунт под названием «Магия масличка». Саша и Мася заинтересовывают подписчиков смелыми сочетаниями ингредиентов, экстравагантными названиями и, конечно, позитивной подачей.
Готовит чаще всего Александр, Ирине обычно достается роль дегустатора. Они пробуют как классические блюда, так и эксцентричные авторские рецепты. Например, варят кукурузу в Martini, запекают «Доширак» в ананасе или жарят грибной суп. Блюдам они придумывают весьма своеобразные названия: «Сумасшедший Шпак», «Шальной Альберт», «Вкуснобыстрорыба», «Креветки в океане любви», «Зинкины грудки» или «Сиськи-сосиски».
Часто готовка Шпаков сопровождается узнаваемыми для подписчиков присказками. Например, «Магия масличка» — это фраза, за которой следует бросок куска сливочного масла на сковороду, «перемусякиваем» — синоним глагола перемешивать, а «вкусна-а-а» — коронная фраза дегустатора, если блюдо понравилось.
Некоторые подписчики признаются, что испытывают диссонанс от того, что Саша и Мася говорят о принципах здорового питания, однако готовят все, что им хочется, и даже позволяют себе сладости. Александр же уверен, что «можно есть абсолютно все, не заморачиваться и при этом стройнеть». По его мнению, чудодейственных диет, которые подходили бы всем, не бывает, любая из них заканчивается срывом и становится бесполезной. Он считает, что важно соблюдать дефицит калорий на определенном промежутке времени: например, за картошкой, макаронами и салом должен следовать разгрузочный день.
Шпаки снимают большой коттедж в Подмосковье, много путешествуют и не планируют заводить детей. Такой свободный образ жизни у многих вызывает вопросы, поэтому от неработающих Саши и Маси часто требуют раскрыть источники заработка. Некоторые даже предполагают, что Александр специально превратил себя в «монстра», чтобы раскрутить блог и зарабатывать на рекламе.
В ответ на это он не скрывает, что часто получает рекламные предложения. Например, иногда их бесплатно приглашают в отели. Однако это далеко не основной источник дохода. По словам Александра, его путь к финансовому благополучию был длинным и сложным. Окончив институт, он не пошел работать бухгалтером, так как зарплата была очень низкой — около 180 долларов (по курсу 2000 года это примерно пять тысяч рублей).
Устроившись охранником, он зарабатывал до 400 долларов в месяц (то есть более 10 тысяч рублей), затем в личной охране получал уже в четыре раза больше, чем бухгалтер, однако в 2003-м ушел оттуда, стал работать тренером и продавать спортивное питание. Александр признается, что потом в его финансовой жизни происходили кризисы, доходившие до того, что он закладывал квартиру родителей. Но сейчас, по его собственному утверждению, он живет на доходы от инвестиций.
Несмотря на многолетнюю известность, Саша и Мася до сих пор получают огромное количество негативных комментариев от незнакомых людей. Александру сообщают, что его проклял Аллах, что он испортил себя и стал страшным, как дьявол, что ему нужно стать мужиком. Масю же регулярно спрашивают, не хочет ли она найти «нормального» мужчину, от которого «пахнет тестостероном».
С критикой не все согласны, и среди многомиллионной аудитории блогеров, конечно же, находятся те, кто поддерживает Сашу и Масю. Подписчики признаются, что со временем просто перестают обращать внимание на необычную внешность Шпака и фокусируются на том, что он говорит и как поступает. Наверное, в какой-то степени эксперимент Александра действительно сработал: люди, которые видят в нем не татуированного фрика, а человека, пишут ему, что мужественности в нем намного больше, чем в «мужчинах в костюмах».
Сам же Шпак уверен, что хейтеров раздражает не внешний облик, а успех: «силиконовым чудовищем» его называют люди, которые сами мечтают о популярности.