16 марта на экраны вернулся «Мир Дикого Запада» — самый головоломный и насыщенный сериал современности. В нем уживаются картины футуристического будущего, проблемы искусственного интеллекта, неразрешимые экзистенциальные дилеммы и дорогостоящие спецэффекты. Первая серия третьего сезона уже доступна в онлайн-кинотеатре Okko по подписке Amediateka в пакете «Премиум». «Лента.ру» напоминает содержание первых двух сезонов проекта (их можно тоже посмотреть в Okko) и рассказывает, почему «Мир Дикого Запада» не похож ни на что другое на современном телевидении.
Как и все лучшие современные сериалы, «Мир Дикого Запада» даже в плане сюжета работает на нескольких уровнях. Первый определяется основным местом действия шоу — тем самым Миром Дикого Запада, построенном в относительно недалеком будущем, судя по всему, на острове где-то рядом с Китаем, гигантском парке развлечений в декорациях американского фронтира XIX века. Его посетители — богачи и элита всех мастей в отпускном режиме — попадают в пространство, напоминающее воссозданный в реальной жизни открытый мир видеоигр вроде Read Dead Redemption 2. Его постоянные обитатели — неотличимые от людей внешне, но замкнутые прописанными для них закольцованными сценариями андроиды — служат гостям парка расходным материалом, безропотными жертвами человеческого насилия и податливыми объектами для реализации сексуальных фантазий. Вот только заложенный в этих роботов их создателями, Фордом (Энтони Хопкинс) и таинственным, покойным Арнольдом, искусственный интеллект оказывается сложнее этих простых функций — и, после осознания собственного рабского статуса, восстает. Лидером стартующего в начале первого сезона восстания машин парадоксальным образом оказывается самая, на первый взгляд, невинная из них — дочь фермера Долорес (Эван Рэйчел Вуд).
С другой стороны, «Мир Дикого Запада» это еще и сериал о механизмах функционирования безграничной власти, когда она оказывается сосредоточена в корпоративных руках. Парк развлечений, давший название сериалу, принадлежит компании Delos — как и (по состоянию на третий сезон) его спутниковые парки «Мир сегуна» (Япония периода Эда), «Радж» (колониальная Индия) и «Мир войны» (Италия времени Второй мировой войны). Вот только подлинной целью и источником информации Delos является не заработок на отдыхающих и развлекающихся за счет андроидов мажорах, а информация — собираемая компанией в прежде невиданных человечеством объемах. Причем подопытными крысами в грандиозном сборе данных для проектов Delos — включающих как дальнейшее развитие искусственного интеллекта, так и перспектива вечной жизни — выступают не только андроиды, собственное сознание которых постепенно прогрессирует, но, в первую очередь, посетители, сильные мира сего, грехи, пороки и паттерны поведения которых в не предполагающем последствий парке развлечений предстают как на ладони.
Впрочем, ядром и основным двигателем сюжета «Мира Дикого Запада» является еще одна, третья линия — в сущности, проект Джонатана Нолана и Лисы Джой представляет собой историю появления и становления нового живого вида. Речь в данном случае о тех самых восстающих после обретения свободной воли андроидах. Их развитие и становление разворачивается прямо на глазах у зрителей сериала — который в некотором роде смотрится своеобразной Библией этой новой расы.
Сезон второй, посвященный попыткам персонажей-роботов покинуть клетку парка развлечений, служит скорее Книгой Исхода. Новый, третий сезон, показ которого, начинается 16 марта, может напомнить уже Откровения пророков, причем те самые, где речь идет об апокалипсисе. Апокалипсисе для одного вида (нашего) — и начале правления на планете другого (с искусственным интеллектом).
Действие сериала, не стесняющегося запутывать зрителей нелинейным повествованием и никак не маркированными хронологическими скачками (которые делает еще более головоломными тот факт, что персонажи-андроиды внешне никак не меняются), охватывает сразу четыре десятилетия. Если, как мы постепенно узнаем во флешбэках, первых роботов для своего парка Форд и Арнольд создают еще в середине 2010-х, то новый сезон разворачивается уже в конце 2050-х. Как выглядит будущее по версии «Мира Дикого Запада»? Что ж, когда сюжет и зрители вместе с ним выбираются из собственно парка развлечений, то обнаруживает нашу планету перенаселенной, пережившей несколько глобальных катаклизмов, кризисов и периодов полной анархии.
После этих трагедий человечество добивается некоторого — пусть и далекого от подлинной справедливости — порядка благодаря введению в строй системы Solomon. Последняя представляет собой некий сложнейший, оперирующий монументальными массивами данных алгоритм, определяющий подходящее положение в обществе для каждого из его членов. Этот тотальный детерминизм, конечно же, не способствует разрешению классовых проблем — и на Земле 2050-х хватает как изгоев, так и деятелей криминального подполья. Почва, то есть, для робопокалипсиса более чем благодатная.
Не будет преувеличением сказать, что рассчитывая произвести сериал-наследник — по рейтингам и по степени развлекательности — завершившейся в прошлом году «Игры престолов», HBO в итоге в лице «Мира Дикого Запада» создала самый сложноустроенный сериал современности. Ключевой метафорой первого сезона проекта служит так называемый Лабиринт — поисками которого одержимы как Долорес с ее соратниками, так и главным злодеем, жестоким носителем насилия, известным, как Человек в черном (Эд Харрис). Что ж, с блужданием по интеллектуальному лабиринту будет логично сравнить и процесс просмотра самого сериала Джонатана Нолана и Лисы Джой. Шоураннеры проекта, во-первых, максимально пользуются всеми возможностями, которые предоставляет им киберпанковая природа сюжета — включая как своеобразное переселение душ (точнее контрольных юнитов, в которых скрывается личность каждого андроида), так и разнообразную футуристику, в том числе, идею о том, что в этом мире никто по-настоящему не умирает.
Во-вторых, Нолан и Джой еще и выстроили настолько хитроумную структуру нарратива, что, пожалуй, ни один другой современный сериал не порождал такого количества фанатских теорий и многостраничных попыток разгадать секреты проекта. В первом и втором сезонах ключевым приемом шоураннеров служит нелинейная хронология: действие одновременно разворачивается сразу в нескольких временных периодах, причем различия между условным текущим моментом и флешбэками-воспоминаниями оказываются тщательно размыты.
Стоит отвлечься, рискуешь упустить ключевую в будущем зацепку или авторский намек на подлинное положение дел. Одни герои меняются местами или меняются до неузнаваемости, другие ведут тайную игру, за поступками третьих скрывается умысел тайного серого кардинала — и чем сильнее сгущается плотность этих перевоплощений и откровений, тем сильнее закручивается интрига.
Первый сезон «Мира Дикого Запада» в большей степени смотрелся головоломной экспозицией, знакомящей зрителей с вселенной сериала и ее обитателями. Второй сезон уже закручивал интригу и был выстроен одновременно как хроника постигшего парк восстания машин и как попытка обозреть пейзаж после этой революции. Сезон третий в свою очередь уже расширяет пространство сюжетной борьбы, выходя за пределы «Мира Дикого Запада» и помещая героев в реальный, населенный простыми людьми мир. Интересно, что (по крайней мере, судя по первым четырем сериям, которые уже показали прессе) Нолан и Джой демонстративно упрощают нарратив — здесь им уже оказываются не нужны ни нелинейная хронология, ни многочисленные флешбэки и балансирование на грани реальности и ее симулякра. Это способствует большей ясности происходящего — но никак не мешает стремительному развитию интриги: что, наверное, неудивительно, учитывая, что теперь на кону не просто судьбы обретших сознание роботов (которых за пределами парка презрительно считают элитными секс-куклами), а будущее всей планеты.
Этот выход в реальный мир логичным образом предполагает появление и новых персонажей. И вот в новом сезоне в действие на верхушке социальной лестницы вступает загадочный бизнесмен (и похоже, самый богатый человек планеты по состоянию на 2058-й) в исполнении Венсана Касселя, а на ее дне — разнообразные колоритные гангстеры будущего, на роли которых наняты звезда афроамериканского кино Лина Уэйт и экс-футболист, а также икона поп-культуры Маршон Линч. При этом, похоже, главным секретным оружием третьего сезона должен стать Аарон Пол, исполнитель роли Джесси Пинкмана в культовом «Во все тяжкие» и возможно, самый обаятельный человек на современном телевидении, способный прибавить обаяния и харизмы более-менее любому проекту (в доказательство — его феноменальная озвучка персонажа по имени Пол в анимационном «Коне БоДжеке»). Учитывая, что второй сезон «Мира Дикого Запада» нередко критиковали за слишком уж отстраненную и холодную авторскую позицию, логично, что даже в мире, контроль над которым вот-вот перейдет в руки андроидов, центральную роль все равно суждено сыграть простому и не сильно замороченному законами робототехники и проблематикой ИИ человеку.
Смотрите новый сезон в AMEDIATEKA в пакете «Премиум» онлайн-кинотеатра Okko