Скрывающийся в Европе от кредиторов и следователей азербайджанский бизнесмен Ильгар Гаджиев заявил о намерении открыть в Лондоне центр по борьбе с корпоративным рейдерством и поддержке прозрачной деятельности в России. Журналист Олег Лурье провел собственное расследование истории с Гаджиевым, выяснив, за какие деяния его разыскивают следователи России и Азербайджана, а также на какие шаги новоявленный защитник прозрачного бизнеса пошел для защиты собственных интересов. «Лента.ру» изучила расследование известного журналиста.
В 2019 году сразу несколько СМИ встали на защиту гражданина Азербайджана Ильгара Гаджиева, сбежавшего от кредиторов, а также российских и азербайджанских следователей в дружественную Германию. Десятки миллионов долларов, по словам Лурье, украденных у обманутых дольщиков и партнеров по строительному бизнесу, помогли Гаджиеву не только хорошо устроиться в Евросоюзе, но и оттуда «организовать пиар-кампанию по отмыванию себя любимого и поливанию грязью людей, никакого отношения к гаджиевским аферам не имеющих». Причем, как утверждает журналист, государственные и независимые СМИ «заказами» Ильгара Гаджиева побрезговали, а оппозиционные и западные медиа с удовольствием поддержали беглого афериста.
По информации источников в окружении «немецкого беглеца», только за 2019 год персонаж, разыскиваемый правосудием двух стран, потратил на то, чтобы обелить свое имя, почти 200 тысяч евро.
В 2016 году глава SDI Group Ильгар Гаджиев активно агитировал предпринимателей, предлагая им вложить большие деньги в качестве инвестиций в строящиеся проекты жилого комплекса «Пироговская Ривьера» (деревня Пирогово, Мытищинский район Московской области, 320 тысяч квадратных метров) и жилого комплекса «Аккорд.Smart-квартал» (село Новые Жаворонки, Одинцовский район Московской области, 130 тысяч квадратных метров). При этом Гаджиев забывал упоминать о том, что по крайней мере один из этих объектов не является его полной собственностью.
В 2016 году, как утверждается в расследовании Лурье, Гаджиев с целью присвоения финансовых средств завязал доверительные отношения с неким гражданином Азербайджана, и через его партнера получил от него сумму в 3 миллиона долларов. Затем в разное время в Москве Гаджиев получил еще 7 миллионов долларов. Итого 10 миллионов долларов США перекочевали от того же потерпевшего в руки Ильгара Гаджиева в период с начала февраля 2016 года по 22 марта 2017 года.
Потом Ильгар Гаджиев, остановив строительные работы, продал квартиры различным гражданам, а упоминавшийся выше гражданин Азербайджана так и не увидел свои 10 миллионов долларов. В итоге по факту мошенничества в особо крупном размере 4 июня 2019 года Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД Азербайджана возбудило уголовное дело по статье 178.3.2 УК Азербайджанской Республики.
Данная информация официально подтверждена МВД Азербайджанской Республики, а Гаджиев благополучно убыл в Германию.
В 2018 году Ильгар Гаджиев заключает с ООО «КомфортИнвест» (застройщик ЖК «Пироговская Ривьера») договор долевого участия в отношении 70 квартир на сумму 236 миллионов рублей и сразу же регистрирует его в Росреестре.
А летом того же 2018 года, согласно расследованию, «неустановленные лица» изготавливают поддельное соглашение о прекращении взаимных обязательств зачетом встречных требований на ту же сумму — 236 миллионов рублей, по которому Гаджиевым якобы оплачиваются права требования по договору долевого участия. При этом гендиректор «КомфортИнвеста» Данильченко, как выяснилось, никакого соглашения о зачетах не подписывал.
Создав таким образом видимость оплаты договора долевого участия (ДДУ), Гаджиев передает в залог права требования по ДДУ третьему лицу, а после передает этому же лицу права требования по ДДУ через соглашение об отступном, в результате чего Общество лишается объектов, за которые так и не получило оплату.
11 декабря 2019 года по указанному факту было возбуждено уголовное дело, и 25 декабря 2019 года ООО «КомфортИнвест» признан потерпевшей стороной. А 70 квартир перешли во владение третьего лица ООО «БЕТАС» за долги Гаджиева и аффилированного с ним ООО «Аккорд Спецстрой» перед этим обществом.
Кроме того, в том же году Ильгар Гаджиев заключает с ООО «КомфортИнвест» договоры долевого участия в отношении 229 квартир на сумму более 500 миллионов рублей, по сути обманув гендиректора Данильченко, и также регистрирует его в Росреестре.
Путем ряда последовательных сделок Гаджиев создает видимость оплаты указанных договоров (путем взаимозачета с обществом), передает их в залог третьим лицам ООО «АБС ЦДС» и ЗАО «Бетас» в качестве обеспечения исполнения своих обязательств перед ними, после этого частично отменяет взаимозачет (то есть оплату по договорам), и в результате неоплаченные права требования передает в качестве отступного этим же третьим лицам, часть так и остается у них в залоге. В результате общество лишается объектов на сумму более 300 миллионов рублей.
Кроме того, в результате ряда сомнительных сделок 43 квартиры стоимостью почти в 300 миллионов рублей, не доставшиеся инвесторам, легко перекочевали в собственность некой Екатерины Юрьевны Хаваевой, которую, вероятно, связывают с Гаджиевым весьма близкие отношения, — причем тем же хитрым методом прекращения взаимных обязательств «зачетом встречных однородных требований». В 2019 году гражданка Хаваева была вызвана на допрос в следственные органы, где никак не смогла объяснить происхождение средств. Сразу же после допроса Хаваева срочно покинула страну.
После этого совладелец SDI Group Ильгар Гаджиев благополучно сбежал от российского и азербайджанского правосудия в Европу и там, по утверждению Лурье, умудрился устроить себе «значительный гешефт». Он поступил совсем просто: Ильгар Аллаз Оглы по-быстрому «продал» 80 процентов своих структур ООО «СДИ Групп» и ООО «Стиль» компании Alcon Development, зарегистрированной в Германии.
Как выяснилось, компания Alcon Development является немецкой только по месту, так сказать, прописки, а в действительности до 2014 года принадлежала азербайджанцу Джалалу Маммадову и потом перешла в руки гражданина Азербайджана Зии Газиева — давнего бизнес-партнера Гаджиева. Дело в том, что Ильгар Гаджиев еще в марте 2019 года «переуступал» квартиры в десятом корпусе «Пироговской Ривьеры» именно нынешнему владельцу Alcon Development Зии Газиеву.
И это далеко не все, с чем, по утверждению Олега Лурье, может быть связана незаконная деятельность Ильгара Гаджиева. Тут и гигантские долги Гаджиева перед ООО «КомфортИнвест» на многомиллионные (в долларах) суммы, подтвержденные Пресненским судом Москвы в декабре 2019 года; сомнительные схемы выкупа земельных участков и внесения их в уставной капитал; мошенничество с неоплатой структурами Гаджиева бетона компаниям «АБС ЦДС» и «Бетас» на 430 миллионов рублей, в результате которого в Москве возбуждено уголовное дело (№ 11901450007000404). Тут и жестокое избиение в Москве гражданина Индреева с нанесением ему черепно-мозговой травмы, после чего также было возбуждено уголовное дело (№ 1180145009800238).
На сегодняшний день в отношении Гаджиева действует федеральный розыск, который очень скоро может превратиться в международный.
К сожалению для Ильгара Гаджиева, данную точку зрения разделяют многие его бывшие партнеры. Так, коллега Гаджиева по проекту ЖК «Пироговская Ривьера» Исай Захаряев рассказывал «Ленте.ру»: «У Гаджиева образовался серьезный долг, несколько десятков миллионов долларов, перед кредиторами, партнерами по бизнесу, подрядчиками. Помимо взыскания долгов ему грозит и уголовная ответственность. Против него возбуждены уголовные дела о мошенничестве, уклонении от уплаты налогов, по другим статьям. Причем не только в России, но и в Азербайджане, где Гаджиева обвиняют в присвоении мошенническим путем десяти миллионов долларов.
В России заведено несколько дел о мошенничестве — от действий Гаджиева пострадали подрядчики, их убытки составили сотни миллионов рублей. Еще один подрядчик обратился в полицию после того, как Гаджиев его избил. Тоже возбудили дело, и Гаджиева объявили в розыск. По всей видимости, Гаджиев решил, что единственным выходом в этой ситуации будет скрыться от правосудия за рубежом, прикрываясь лживыми обвинениями в захвате его бизнеса. Таким образом он пытается выйти из ситуации, в которой оказался, а она такова, что Ильгар Гаджиев на территории Московского региона на самом деле не построил ни одного объекта, наделал кучу долгов, обманул партнеров и дольщиков, скрылся с их деньгами за границей и теперь является фигурантом уголовных дел».
Здесь нужно отметить, что в 2019 году Гаджиев в Германии публично заявил, что некие бизнесмены и партнеры совершили в отношении него рейдерские действия — «отжали» принадлежавшие ему объекты. А так он с большим удовольствием якобы со всеми расплатился бы. Однако доли Гаджиева в компаниях по-прежнему остались в его собственности.
Кроме того, никаких строительных работ там, где должны были возводиться обещанные Гаджиевым дома «Аккорд.Smart-квартал», квартиры в которых так ждут обманутые дольщики и инвесторы, по утверждению Олега Лурье, не ведется. «Печально стоят заброшенные фундаменты, из бетона торчат какие-то арматуры, и море грязи вокруг», — пишет он, побывав на месте предполагаемого строительства, подтверждая свои слова фотографиями.
Казалось бы, Гаджиев после всего перечисленного должен быть экстрадирован из Германии и предстать перед азербайджанским и российским правосудием. Но все происходит иначе, а герой расследования благополучно отмывает собственную репутацию при помощи СМИ и блогеров, очерняя попутно как своих партнеров, так и бизнесменов, никакого отношения к нему не имеющих.
Но и это, как утверждает Лурье, далеко не все. Как оказалось, вокруг сбежавшего от уголовной ответственности и кредиторов Гаджиева собралась целая команда людей, имеющих натянутые отношения с Российской Федерацией. Так, прибыв в Европу, он организовал в Лондоне структуру под названием «Центр по борьбе с корпоративным рейдерством и поддержке прозрачной деятельности в России» с офисом по адресу: 3rd Floor, 120 Baker St, Marylebone, London W1U 6TU.
Единственным учредителем организации стал Ильгар Гаджиев, а на первой странице сайта www.fightraids.com можно обнаружить портрет Михаила Ходорковского, проживающего в Лондоне, а также страшные истории о том, как у него отобрали «ЮКОС».
Ходорковский, напоминает Лурье, отбывший десять лет за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, в настоящее время обвиняется по пункту 2 статьи 105 УК РФ «Заказные убийства с отягчающими обстоятельствами», предусматривающей наказание вплоть до пожизненного лишения свободы (уголовное дело № 18/35-03 об убийстве мэра Нефтеюганска Владимира Петухова).
Однако, по словам журналиста, Ходорковский — не единственный криминальный партнер Гаджиева по фальсификациям. 25 февраля 2020 года в состав «Центра по борьбе с корпоративным рейдерством и поддержке прозрачной деятельности в России» в качестве директора (заочно) вошел некий Игорь Битков — экс-владелец Неманского ЦБК, находящийся под домашним арестом в Гватемале за использование фальшивых документов в составе преступной группы.
До прибытия в Гватемалу Битков и его супруга являлись акционерами Северо-Западной лесопромышленной компании (СЗЛК). Супруги покинули Россию в 2008 году, после того как СЗЛК объявила о дефолте. В 2011 году Игорь и Ирина Битковы были объявлены в федеральный и международный розыск правоохранительными органами РФ. Позже в России Игорю и Ирине Битковым было заочно предъявлено обвинение в организации банкротства Неманского целлюлозно-бумажного комбината (НЦБК, Калининградская область), а также в мошенничестве в особо крупном размере. По данным следствия, Игорь Битков обманул российские банки более чем на шесть миллиардов рублей.
Казалось бы, нет ничего удивительного в том, что Битков примкнул к лондонской конторе Гаджиева и Ходорковского. Однако все не так просто, и Игорь Битков — это фигура не самостоятельная, а ставленник совсем другого человека, чье имя известно всем. Речь идет о международном аферисте Уильяме Браудере, заочно осужденном в России на девять лет строгого режима за финансовые махинации и неуплату налогов в 1995-2006 годах.
Сейчас Следственный комитет РФ предъявил Браудеру новые обвинения в создании преступного сообщества (статья 210 УК РФ), а Генпрокуратура РФ проверяет причастность Уильяма Браудера к четырем убийствам, включая смерть в СИЗО юриста Сергея Магнитского.
Как отмечает Олег Лурье, Браудер занимается освобождением Игоря Биткова, арестованного в Гватемале, и даже называет его «вторым Магнитским». Именно с подачи гражданина Великобритании Уильяма Браудера беглый российский предприниматель Битков оказался заочным директором созданного Гаджиевым британского «Центра по борьбе с корпоративным рейдерством и поддержке прозрачной деятельности в России».
Тот факт, что беглый Гаджиев примкнул к организованной преступной группе Биткова, Браудера и Ходорковского, еще раз, по мнению Олега Лурье, подтверждает его нежелание отвечать за уголовные преступления, совершенные на территории России и Азербайджана, и страх перед объявлением в международный розыск с последующей вполне вероятной экстрадицией.